Как работают семейные расстановки по Хеллингеру?


Метод системных расстановок – основанный на глубокой проработке способ познания себя и поиска ответов. Его ввел в практику Берт Хеллингер, немецкий философ и богослов. Практика имеет альтернативные названия – системные семейные расстановки, системно-феноменологический подход и прочее.

Первый модуль программы обучения «Метод расстановок и системно-феноменологический подход в психотерапии» 2018 — гг. 

Краткое содержание программы:

  • Что такое «системный», «феноменологический» и «системно-феноменологический» подходы.
  • Замещающее восприятие.
  • Что такое «системные динамики» и как они возникают.
  • Фокусирование, выбор системы или участников для расстановки.
  • Образ-решение. Что важно при завершении расстановки

Подробнее о программе обучения «Метод расстановок и системно-феноменологический подход в психотерапии»

*Дополнительная информация по телефону:  (812) 905-75-46 или по email: [email protected]  Перед тем, как звонить или писать, ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом Вопросы и ответы

Кто такой Берт Хеллингер и что он изобрёл?

Берт Хеллингер – немецкий философ, богослов, психотерапевт. Истоки теоретической основы этого новаторского метода можно отыскать в трудах Эрика Берна, Артура Янова, в системной семейной психотерапии, в психодраме и др.

Практическую базу Б. Хеллингер нарабатывал сам. Метод Хеллингера предназначен для работ с семейными травмами или травмами рода (системными динамиками) и отдельными трудноизлечимыми болезнями людей.

Что такое семейные расстановки и кому они нужны?

В процессе многолетней психотерапевтической практики Берт Хеллингер обнаружил, что причинами большинства проблем (со здоровьем, в профессиональной и личной сферах жизни) становятся семейные травмы. Например, самоубийство, ранняя смерть, аборты, иммиграция, потеря имущества, несчастные случаи, предательство, разводы и так далее.

Негативное влияние на жизнь оказывают также нарушения энергообмена в семье и сбои в иерархической структуре рода. Метод семейных расстановок Хеленгера как раз и рассчитан на всех, кто хочет найти исток своих жизненных проблем, осознать причины неудач, проработать их, или же принять без агрессии существующую реальность, а в результате значительно улучшить своё здоровье, прийти к позитивным изменениям во всех сферах жизни.

Берт Хеллингер: ЗАКОНЫ семейной динамики

Изучив философию и теологию в Университете Вюрцбурга, Хеллингер долгое время работал в Южной Африке миссионером и директором школы.

Наблюдения за местными жителями, их культурой и религиозными обрядами подтолкнуло исследователя к изучению психоанализа в Вене, что в дальнейшем и определило его путь как семейного психотерапевта. По его убеждению, именно в динамике семейных и родовых связей кроется корень как психологических, так и многих соматических проблем пациента.

Хеллингер утверждает, что каждый из нас является не только носителем определенных биологических и психологических свойств, но и представителем своего рода. Действуя так или иначе в определенных жизненных ситуациях мы иногда являемся проводниками не своей воли, а определенной родовой энергии — потоков, которые движутся от нашего рода к нам самим, от предков к потомкам.

Здесь представления Хеллингера перекликаются с традициями различных культур: не зря на Руси издревле почитали стариков, а на Востоке и до сих пор отношение к старости очень трепетное.

В результате жизненных наблюдений и в ходе обширной практики Хеллингер сформулировал законы семейной динамики:

1. Закон принадлежности

Каждый член семейной системы имеет право принадлежать к ней. Здесь Хеллингер особенно подчеркивает важность тех людей, которые по тем или иным причинам забыты своими потомками, вычеркнуты из своей системы: убийц, самоубийц, мертворожденных и абортированных детей. Такие семейные тайны рано или поздно дают о себе знать, проявляясь в роду в виде болезней и самоубийств.

2. Закон иерархии

Старшие члены семьи стоят по иерархии выше младших, но при этом новая система является приоритетной по отношению к прежней.

Иными словами, дети не должны вставать на место родителей в семье, например, рано начинать зарабатывать на жизнь, заботиться о своих младших братьях и сестрах вместо родителей.

Другим проявлением нарушения закона иерархии является излишняя привязанность взрослых детей к родительской семье, когда человек не может разорвать симбиотические связи с родителями и создать собственную семью.

Проще говоря, новая семья является для детей более приоритетной, чем родительская, а высшее проявление благодарности детей к родителям — рождение собственных детей и забота о них.

Только так человек в состоянии отблагодарить своих родителей за  все, что они сделали для него и  родовые потоки любви текут в нужном направлении.

3. Закон равновесия

Члены семьи не должны давать друг другу больше того, что они могут принять.

Если один из партнеров в браке дает другому больше, чем тот может принять, то брак распадается, потому что принимающий чувствует себя неспособным отблагодарить своего партнера и, движимый чувством вины, покидает его.

Не этим ли объясняется классический случай, когда, получив в браке материальное положение и социальный статус, один из партнеров вдруг «теряет интерес» к другому? Мы привыкли думать, что при этом человеком руководит корысть и расчет, Хелингер же считает, что таким образом семейная система стремится к равновесию.

Огромный жизненный опыт, годы терапевтической практики, путешествия и знакомство с разными мировыми культурами и религиями, а главное — желание делиться полученными знаниями, делают Берта Хеллингера уникальным человеком — философом среди психологов, терапевтом, тренером, исследователем, неустанно ищущим пути помощи людям и практикующим по сей день, несмотря на преклонный возраст.

Подчас выводы Хеллингера кажутся категоричными: нельзя усыновлять чужих детей (за исключением редких случаев), жена обязана следовать за мужем в его страну и принять его религию (а не наоборот), если у женатого мужчины рождается ребенок вне брака, то он обязан покинуть жену и уйти к любовнице, которая родила ему ребенка.

Утверждения эти кажутся резкими и абсурдными до тех пор, пока не вникнешь в логику Хеллингера, не заразишься его уверенностью в том, что семейная динамика — реальность объективно существующая вне зависимости от нашей веры в нее. И возникает повод если не принять, то хотя бы задуматься над его утверждением: если вы чувствуете, что с вами обошлись несправедливо, то почти всегда дело обстоит с точностью до наоборот — несправедливы были вы.

Написанная понятным языком, почти полностью состоящая из практических примеров расстановок, книга «Порядки любви» читается легко и, по сути, представляет собой беседу Хеллингера со своими слушателями и пациентами.

Книга эта учит понимать причины трагических событий в семье, корректировать образ этих событий в душе самого пациента и, тем самым, исправлять их негативное влияние на дальнейшую судьбу семьи.

Мы не в силах изменить произошедших событий, но мы способны изменить свое отношение к этим событиям, и значение этих изменений бывает больше, чем мы можем себе представить.опубликовано  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Читайте также:  Звезды советуют: какая работа подходит овнам

Как происходит расстановка?

В процессе расстановки, после короткого описания запроса клиента, из группы выбираются участники в качестве заместителей членов семейной системы клиента. Выбор делает клиент или терапевт, состав членов системы для начальной расстановки выбирается терапевтом исходя из его опыта и представлений о том, кто именно мог бы быть связан с запросом клиента. В процессе расстановки состав участников может корректироваться.

Как происходит расстановка?

Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без “театрального” выражения мимикой или позой их отношений.

Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие — заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.

Как происходит расстановка?

Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле – внешнем источнике информации о системах.

После начальной расстановки фигур терапевт опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить представление о том, какие именно динамики (взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает.

Как происходит расстановка?

Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение. Например, в случае семейной расстановки маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.

Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. “разрешающие фразы”. Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на “признание того, что есть” (Берт Хеллингер). Например, “папа, ты единственный отец для меня” (сын – отцу, с которым мать не разрешала видеться).

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Как работают расстановки по Хеллингеру

Берт Хеллингер провел тысячи расстановок, опыт которых позволил ему обосновать принципы работы метода. Он классифицировал проблемные точки семейных связей на порядки, описав особенности взаимодействия членов семьи внутри них.

  • Закон принадлежности – первый порядок. Это принцип, при котором семья является априорной системой, в которой каждый имеет свое место. Ни один член не может быть из нее изъят по определению, вне зависимости от отношения к нему остальных элементов целого. Сюда входят не только члены семьи, но все, кто имеет какое-либо отношения к ней.
  • Иерархичность . Основа второго порядка – время. Приходящие в систему раньше имеют привилегию над теми, кто появился позднее. Отцы, старшие братья и сестры, первые супруги – авторитетнее. Это закон. Важно понимать, что «привилегия» здесь – не оценочное суждение, а способ классификации, присваивания определенного места.
  • Балансирование . Особенность этого порядка заключена в законе сообщающихся сосудов. Каждый, кто что-то берет из системы, должен уравновесить ее, и что-то отдать. Иначе возникает дисбаланс, ведущих к хаосу. На фигуральном уровне этот закон означает, что вклад каждого элемента системы должен иметь соответствующую оценку.
  • Геометричность . Хеллингер заметил, что в разных расстановках существует разные принципы построения фигур, при которых все участники чувствуют себя наиболее комфортно. Используя к этому порядку иерархичность, можно сформировать наиболее верную семейную расстановку.
Как работают расстановки по Хеллингеру

Важно понимать, что метод – феноменологический. Это означает, что каждая расстановка уникальна, и каждый случай будет иметь обоснование только через практику. Иначе говоря, система не является универсальной. Она лишь инструмент познания.

Читайте также:  Демократический стиль руководства — плюсы и минусы

Семейные расстановки по Хеллингеру

[править] История метода

Расстановки получили широкое распространение благодаря Берту Хеллингеру, который объединил нескольких направлений психологического консультирования и развил на их основе новый метод. Направления, которые использовались для становления метода расстановок:

— Анализ жизненных сценариев (скрипт-анализ) Эрика Берна,

— Первичная терапия Артура Янова,

— Семейная психотерапия,

— Психодрама Якоба Морено,

— Семейная скульптура и семейная реконструкция Вирджинии Сатир,

— Групповая динамика Курта Левина,

— Концептуальная терапия и принципы системного уравновешивания (давать-брать) Ивана Бузормени-Надя,

— Гипнотерапия Милтона Эриксона,

— Провокативная терапия Фрэнка Фарелли.

— Краткосрочная ориентированная на решение терапия (миллуокская модель) Стив де Шазер и Инзу Ким Берг.

Важный момент после расстановки

После расстановки всегда присутствует легкая эйфория и такое ощущение любви ко всему. Это не какая-то сектантская фигня, просто наша психика рада, наконец, избавиться от пласта негатива, в котором жила последние десятилетия. Да и вообще после сбрасывания груза идет поток счастья.

Но другая сторона вообще любой психотерапии, хоть расстановки, хоть другие, это то, что после слива всего негатива из прошлого, всегда вылезет другой. Наше подсознание помогает нам понять, на что обратить внимание и поэтому после хорошей проработки, в большинстве случаев накатывает другая проблема или вылезает легкая депрессия.

Важный момент после расстановки

Да, после психотерапии спустя какое то время процессы очистки продолжаются и они проявляются как легки потоки внутри тела, выкачивая весь негатив. Суть в том, что это можно сравнить с поднятием грязи со дна водоема. Психотерапией мы поднимаем некий груз со дна озера, но вода при этом все равно поднимает часть ила. Надеюсь, аналогия понятна.