Должностные обязанности для резюме (45 примеров)

Должностная инструкция — это локальный документ, в котором отражены обязанности конкретного работника, занимающего определенную должность.

Подробный обзор

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1. Общий раздел

  1. Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
  2. Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
  3. На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
  4. Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
    • средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
    • соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
    • опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
  5. Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
    • профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
    • теоретические основы психологии и педагогики;
    • особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
    • принципы проведения психолого-педагогических исследований;
    • правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
    • правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
    • приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
    • правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
    • теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
    • способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
    • передовые техники в области педагогики и психологии;
    • нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
    • правила ведения документооборота;
    • кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
    • правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
    • правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
  6. На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
    • действующими законами;
    • профильными стандартами и правилами;
    • внутренней документацией учреждения;
    • сведениями из данной инструкции.

2. Обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие функции:

  1. Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
  2. Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
  3. Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
  4. Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
  5. Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
  6. Участие в составлении образовательных планов учреждения.
  7. Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
  8. Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
  9. Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
  10. Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
  11. Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
  12. Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
  13. Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
  14. Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
  15. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
  16. Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:

  1. Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
  2. Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
  3. Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.

4. Права

Педагог-психолог владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
  2. Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
  3. Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
  4. Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
  5. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.

Решать задачки

Есть два вида многозадачности. Первый — «администрирование» множества задач без необходимости выполнять их одновременно. Вы приходите на работу — и пишете деловые письма, проводите совещания, отвечаете на звонки, даете указания подчиненным, ясно понимая, какой шаг надо сделать следующим для каждого из запланированных дел. Вы держите в уме каждый из этих процессов, организуя свое и чужое расписание. Чтобы тренировать этот вид многозадачности, необходимы навыки тайм-менеджмента, «мониторинга», диссоциации от процесса, а также умение грамотно расставлять приоритеты и игнорировать отвлекающие факторы.

Причины неудачных собеседований

Волнение и рассеянность – основные причины неудачных собеседований. Что еще может испортить встречу:

  • болтливость;
  • молчаливость;
  • небрежность;
  • сбивчивая речь;
  • слова-паразиты;
  • громкая или тихая речь.

Имеет значение и то, что говорит человек. Работодатели часто просят рассказать кандидата о себе. Чего в этом случае нельзя делать:

  • пересказывать резюме;
  • говорить о личных жизненных целях (купить дом, прыгнуть с парашютом, завести собаку);
  • обсуждать репутацию компании и сотрудников;
  • описывать навыки и практический опыт, далекий от сферы трудоустройства;
  • рассказывать о личных и трудовых неудачах;
  • сомневаться в своих способностях, навыках, знаниях и умениях;
  • отзываться плохо о предыдущем работодателе и месте работе;
  • использовать выражения типа «мне кажется», «я хотел бы верить» (признак неуверенности).
Читайте также:  10 советов, как идеально пройти собеседование

Будьте готовы к стрессу. Трудоустройство само по себе волнительно, но некоторые рекрутеры еще и выбирают экстремальные условия: специально кричат на кандидата или предлагают ему пообщаться с трудным клиентом. Подумайте, какую методику саморегуляции, совладания со стрессом будете использовать.

Требуется ли разработка на предприятиях должностных инструкций в полном соответствии с профессиональными стандартами либо на их основе?

Для начала определим, есть ли у современных предприятий необходимость формировать должностные инструкции по профстандартам.

Должностная инструкция — документ, составление которого не предусмотрено ТК РФ, однако установлено рядом других федеральных нормативных актов для некоторых профессий, в частности:

  • врачей (подп. 1 п. 2 ст. 73 закона «Об охране здоровья граждан в РФ» от № 323-ФЗ);
  • охранников (приказ МВД РФ от № 960) и пр.

Когда составление должностной инструкции необязательно, она может формироваться работодателем как локальный нормативный акт, дополняющий трудовой договор с наемным сотрудником, в целях:

  • официального закрепления квалификационных требований к кандидатам на трудоустройство;
  • установления прав и обязанностей сотрудника, с которыми он, подписывая документ, выражает согласие;
  • детальной регламентации трудовых функций сотрудника для повышения эффективности его работы.

Предполагается, что каждая из отмеченных целей утверждения инструкции будет находить отражение в ее содержании. Вопрос в том, чтобы обеспечить наполнение документа корректными и актуальными формулировками. Одним из источников данных, которые могут быть использованы при составлении соответствующих формулировок, может быть профессиональный стандарт, утвержденный для позиции, по которой разрабатывается должностная инструкция.

Собственно, назначение профстандарта заключается в установлении требований к квалификации сотрудника, необходимой для выполнения им работы по той или иной профессии. Профстандарты обязательны к применению, если это прямо предписано ТК РФ или иным федеральным нормативным актом. Но даже если это не так, то характеристики квалификации, отраженные в профессиональном стандарте, должны задействоваться работодателями в качестве основы при определении внутрикорпоративных требований к квалификации сотрудников — с учетом их трудовых функций, используемых технологий производства, системы менеджмента (ст. 195.3 ТК РФ).

Таким образом, положения ТК РФ фактически предписывают работодателям формировать должностные инструкции (если таковые используются как источники требований к квалификации) на основе профстандартов.

Рассмотрим, в какой структуре может быть представлена должностная инструкция работника в общем случае, а также каким образом она может быть заполнена с применением профстандартов.

Как такое могло произойти?

Как у двух членов совета директоров могут быть такие разные мнения о том, преуспевает ли высшее должностное лицо в компании или не справляется со своими обязанностями? Возможно, это потому, что для измерения успеха они используют разные линейки. Возможно, это потому, что они по разному представляют перечень обязанностей, которые должен выполнять их гендиректор.

Один из фундаментальных принципов в организационной психологии гласит: «Все начинается с описания функционала». Не будем утверждать абсолютная гарантия вашего успеха, но уверены, что хорошее описание работы служит нескольким важным целям.

Четкое описание работы обеспечивает:

  • Точную концентрацию усилий сотрудника на ключевые достижения
  • Объективную основу для оценки его работы
  • Шаблон «идеального кандидата», с которым можно сравнивать потенциальных новых сотрудников

Из чего состоит должностная инструкция:

  1. Формулировка основных целей и задач для деятельности данного сотрудника
  2. Перечень необходимых для ее достижения знаний, навыков и умений
  3. Требования к личностным качествам сотрудника на данной кадровой позиции
  4. Требования к его образованию и практическому опыту в данной сфере

Раздел «цель» должен быть описан кратким предложением об общей цели. Например, в должностной инструкции для руководителя организации может быть сказано что-то вроде: «Надзор за всеми функциями и бизнес-процессами в организации».Раздел «Навыки» в описании функционала генерального директора будет включать такие элементы, как:

  • Социальные навыки: построение отношений с сотрудниками и клиентами
  • Финансовые навыки по управлению бюджетом
  • Лидерские навыки: способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой
  • Навыки управления: организация и координация работы компании и отдельных ее сотрудников
  • Навыки общения: эффективная устная и письменная коммуникация
  • Навыки маркетинга и организации продаж, устойчиво генерирующие доход

Раздел «Личные качества» может включать такие элементы, как честность и приверженность миссии организации, а раздел «Уровень образования и опыт» — вид и профиль обучения, а также стаж работы в соответствующей сфере.

Несколько советов по написанию должностных инструкций:

  1. Делайте описание функционала простым, понятным и актуальным; здесь не нужен многостраничный документ
  2. Привлеките действующих сотрудников, выполняющих данных функционал, чтобы уточнить и усовершенствовать его описание
  3. Ограничьте число основных зон ответственности сотрудника оптимальным значением 5-8
  4. Ранжируйте зоны ответственности в пределах данного функционала
  5. Включите в должностную инструкцию оценку процента времени, которое нужно тратить на каждую зону ответственности

Высокоэффективные привычки:

1)   Создайте четкие должностные инструкции для каждой должностной позиции в вашей организации2) Сделайте ваши должностные инструкции простыми, понятными и актуальными; не пишите талмуд3)  С помощью должностных инструкций обеспечьте:— направление и фокус работы данного сотрудника— основу для оценки его эффективности — шаблон «идеального кандидата», с которым можно соотносить потенциальных новых сотрудников4) Если испытываете трудности с составлением должностной инструкции или не уверены в ее эффективности — посетите консультацию по HR в центре бизнес-психологии Alter Ego. 

Читайте также:  Как девушкам с низкой самооценкой встретить мужчину мечты

Оставить заявку на консультацию по HR

Как составить должностную инструкцию

В организации могут быть два типа должностных инструкций — типовые и индивидуальные.

Пример

В канцелярии работает несколько специалистов. У них разные функции: кто-то отвечает за электронный документооборот, кто-то регистрирует входящую корреспонденцию и т.д. Должность у них одна — инспектор канцелярии, а обязанности разные.

В данном случае работодатель вправе составить персональные должностные инструкции для каждого инспектора. Если же у работников, занимающих одинаковые должности, нет разницы в функциональных обязанностях, смысла составлять отдельные требования каждому нет. Достаточно одного экземпляра общей должностной инструкции с приложенным списком ознакомления, где сотрудники распишутся, что с обязанностями ознакомлены.

Утвержденной формы функциональных обязанностей в законе нет. Есть общие правила, как написать должностную инструкцию, какие пункты в нее включить. Как правило, обязательны следующие разделы:

  • требования к образованию, квалификации, стажу;
  • кому напрямую подчиняется работник;
  • перечень должностных обязанностей— здесь детализируется функционал;

Важно!

Насколько конкретно прописаны обязанности работника, настолько легче их выполнять, отчитываться за исполнение и контролировать.

  • взаимодействие — указываются параллельные связи работника;
  • должен знать — если работа связана со знанием документов, положений и проч., все они указываются в этом пункте;
  • права и ответственность — здесь не надо переписывать трудовой кодекс. Любой работник, в том числе руководящий, за нарушения отвечает по закону — это само собой разумеется. Конкретизируйте, за что отвечает сотрудник, занимающий должность — за чистоту помещений, сохранность имущества и так далее. Права тоже опишите именно для этой должности — что работник может требовать от других, доступ к информации и прочие.

Совет

Самый простой способ, как написать должностную инструкцию — воспользоваться профстандартами по должностям. Можно посмотреть электронный справочник профессий на сайте Минтруда и соцзащиты.

По первой ссылке размещены бесплатные должностные инструкции и реестр профстандартов, во второй — описание профессии, требования к образованию.

Образцы типовых должностных инструкций можно скачать из интернета. Но такой документ не будет содержать необходимых вам условий и требований. Ошибочно мнение, что типовые инструкции нельзя менять или дополнять собственными потребностями.

Важно!

Любую инструкцию надо дорабатывать, включая в нее необходимую конкретику.

Образцы должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

Примеры обязанностей для разных профессий

Шаблон резюме

Для менеджера

  1. Планирование рабочих процессов на текущую неделю.
  2. Контроль сотрудников по факту выполненных работ.
  3. Мотивация сотрудников (назначение премий, отпусков).
  4. Создание ежемесячных отчётов для совета директоров.

Шаблон резюме

Для продавца

  1. Отпуск товара покупателям.
  2. Консультирование клиентов (о товаре, услуге).
  3. Создание отчётных документов (чеков).
  4. Ведение учёта доходов и расходов.
  5. Предоставление отчётности руководителю.

Шаблон резюме

Для бухгалтера

  1. Ведение бухгалтерского учёта.
  2. Расчёт заработной платы и иных выплат.
  3. Создание налоговых отчётов.
  4. Расчёт налоговых выплат.

Шаблон резюме

Для кассира

  1. Учёт и контроль наличных и безналичных денег.
  2. Работа с денежными операциями (передача и приём выплат).
  3. Создание отчётов.

Шаблон резюме

Для продавца-консультанта

  1. Приём и сортировка товара.
  2. Консультирование клиентов.
  3. Поддержание чистоты на рабочем месте и в магазине.
  4. Ведение отчётности.

Шаблон резюме

Для администратора

  1. Контроль за работой сотрудников.
  2. Консультация клиентов.
  3. Выполнение служебных поручений руководителя.

Шаблон резюме

Для менеджера по продажам

  1. Консультирование клиентов.
  2. Поиск вероятных клиентов.
  3. Ведение отчётности перед руководством.
  4. Заключение сделок.

Шаблон резюме

Для директора

  1. Управление персоналом.
  2. Управление материально-технической базой организации.
  3. Принятие решений, связанных с деятельностью организации.
  4. Ведение отчётности.

Шаблон резюме

Для воспитателя

  1. Формирование мировоззрения у ребёнка.
  2. Обучение навыкам устной и письменной речи.
  3. Организация досуга детей в учреждении.
  4. Обучение детей бытовым навыкам.

Шаблон резюме

Для оператора

  1. Управление техникой (машиной, аппаратурой).
  2. Обслуживание и ремонт техники в организации.
  3. Создание отчётов.

Шаблон резюме

Для водителя

  1. Управление транспортным средством.
  2. Самостоятельное устранение мелких поломок.
  3. Регулярное обслуживание и заправка транспортного средства.

Шаблон резюме

Для официанта

  1. Приветствие посетителей.
  2. Обслуживание гостей, принятие и выдача заказов.
  3. Поддержание зала в чистоте и порядке.
  4. Наличный и/или безналичный расчёт клиентов.

Уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора

В соответствии со ст. 56, 57 ТК РФ в предмет трудового договора входят:

  • описание трудовой функции работника;
  • условия труда.

Поскольку содержание ДИ не регламентировано, она может включать информацию, относящуюся к трудовому договору в приведенной части. Изменение его условий осуществляется 2 способами:

  1. По соглашению сторон — в качестве общего правила (ст. 72 ТК РФ). Поэтому изменение ДИ, являющейся частью трудового договора, целесообразно оформить дополнительным соглашением к нему.
  2. По инициативе работодателя — в случае организационно-технологических изменений (ст. 72 ТК РФ) с сохранением трудовой функции прежней. В такой ситуации нужно за 2 месяца уведомить сотрудника о предстоящем введении изменений (образец уведомления и некоторые подробности изменения вы найдете по ссылке: Уведомление об изменении условий трудового договора). Если условия трудового договора не меняются (например, корректируются требования о квалификации), данное требование соблюдать не нужно.
Читайте также:  «Умничка»: как монетизировать педагогическое призвание

Отметим, что порядок разработки новой ДИ или ее изменений, согласования и издания приказа об утверждении изменений, содержание этого приказа необязательно доводить до сведения работника, поскольку эти процедуры и документы не затрагивают его трудовые права и не относятся к сведениям, представляемым на основании п. 1 ст. 62 ТК РФ.

Соответствующий вывод был сделан в решении Железногорского горсуда Красноярского края от по делу № 2-215/2011. Предметом информирования и согласования в необходимых случаях является только содержание изменений ДИ.

Боюсь испортить отношения с руководством

Как научиться проще относиться к работе? Помните, что ни один руководитель не уважает робких и мягкотелых людей, которые не умеют отстаивать свои права. Если вы подчиняетесь каждому требованию начальства и боитесь отказать в просьбе, то вы никогда не вызовете у человека уважения по отношению к себе.

Вы не испортите отношения с руководством, если будете требовать исключительно того, что вам причитается по закону. Относитесь проще к своей трудовой деятельности. Помните, что вы устраивались на работу, а не нанимались быть рабом. Если на вашем предприятии «рабство» считается абсолютно законным, то, возможно, вам следует задуматься о смене рабочего места.

Зачем существуют должностные инструкции: Что делать? и Кто виноват?

Все согласятся с тем, что главные достоинства любого нормативного документа – краткость и ясность

. Совершенно очевидно, что неясный, то есть двусмысленный или противоречивый документ, просто невозможно исполнять. Также, совершенно очевидно, что пользоваться длинным документом неудобно – его утомительно читать, в нем трудно ориентироваться, в нем легко пропустить что-нибудь важное. Более того, чем длиннее должностная инструкция, тем больше вероятность появления в ней несовместимых или двусмысленных положений. Все это знают, однако большинство должностных инструкций длинные и неясные. В чем дело?

Большинство авторов нормативных документов не вполне понимают, что такое должностная инструкция. Не понимают этого и большинство руководителей, заказывающих эти нормативные документы. И руководители, и исполнители склонны недооценивать и одновременно преувеличивать возможности письменных нормативных документов. С одной стороны, они недооценивают служебные инструкции, полагая, что начальственного рыка вполне достаточно, чтобы вправить подчиненным мозги и направить их на путь истинный. С другой стороны, они наивно полагают, что должностная инструкция может заменить этот самый начальственный рык на то время, когда исполнитель выпадает из поля зрения руководства. И то, и другое заблуждение связано с непониманием скромной роли должностной инструкции в управлении крупной организацией.

В действительности, единственное предназначение нормативного документа – ответить на вопрос исполнителя «Что делать?» перед началом работ и на вопрос руководителя «Кто виноват?» в случае, когда полученный результат не совпал с задуманным. Все остальное должно быть самым безжалостным образом вычищено из должностной инструкции. Это первое правило составления должностной инструкции.

Назначение должностной инструкции – объяснить подчиненному, что от него требуется. Мотивировать подчиненного к выполнению его должностных обязанностей должностная инструкция не может!

В первую очередь оставьте иллюзию, будто прочитав должностную инструкцию, подчиненный бросится ее выполнять. Совсем нет, руководителю придется его мотивировать к этому. Способы мотивации могут быть лучше или хуже. На подчиненного можно наорать, выплатить ему премию, пообещать повышение или пригрозить увольнением и так далее. Важно, что все это никак не связано с его должностной инструкцией. Наличие должностной инструкции избавит руководителя от необходимости каждый раз подробно указывать обязанности подчиненного и позволит сосредоточиться на воспитательной работе.

Если это понятно, можно приступать к «чистке» документа. Исключите из должностной инструкции все призывы, пожелания, обороты типа «исполнитель обязан…», «исполнитель должен…». Все это лишнее. Должностная инструкция должна содержать как можно более простые предложения: «Он побежал…», «Она сделала…». Одно положение должностной инструкции ничуть не менее важно, чем любое другое, поэтому нет необходимости подчеркивать некоторые из них красочными оборотами. Попробуйте выбросить этот мусор и вы увидите, что нормативный документ становится процентов на 20 короче и намного яснее. Это второе правило составления должностной инструкции.

Помните: вы пишете должностные инструкции конкретным людям.

Еще одна крайность, в которую часто впадают составители должностных инструкций, это мания описать все и вся. Иногда складывается впечатление, что это инструкция для маленьких детей или, наоборот, для зловредных саботажников, которые только и думают, как извратить благородный замысел руководства и обратить его во зло.

Как правило, такие опасения совершенно беспочвенны. Сотрудники вашей организации, скорее всего, искренне желают добросовестно исполнять свои обязанности. Им достаточно внятно объяснить цель их действий, а подходящие средства они найдут сами! Это третье правило составления должностной инструкции.

Обратите внимание: более сложные и ответственные функции в организации выполняют самые квалифицированные и опытные специалисты, соответственно, они меньше других нуждаются в длинных, подробных и заумных должностных инструкциях. Представьте себе того человека, которому вы пишете должностную инструкцию – и вы с легким сердцем сократите ее раза в полтора! Если это не так, то может вам обратить внимание на подбор кадров?

Парадокс заключается в том, что для дворника и оператора на атомной электростанции должностные инструкции получатся почти одинаковой длинны!