Должностная инструкция педагога-психолога

Эта популярная профессия привлекает многих. Ведь она позволяет проникнуть в душу другого человека, получить ключ к его тайнам, разобраться в самом сокровенном. Это очень интересная деятельность, поэтому в этой статье я расскажу вам, как стать хорошим частным психологом, если вы не имеете образования, и с чего начать самостоятельное обучение. 

Образец должностной инструкции педагога-психолога

1. Общий раздел

  1. Педагог-психолог подчиняется директору учреждения.
  2. Педагог-психолог нанимается на работу и увольняется с неё соответствующим приказом директора учреждения.
  3. На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, отпуск, командировка и пр.), его обязанности выполняет другой специалист, назначенный директором учреждения.
  4. Претендент на должность педагога-психолога должен обладать следующими квалификационными характеристиками:
    • средне-специальное или высшее образование соответствующего профиля;
    • соответствие требованиям, перечисленным в ст. 331 ТК;
    • опыт работы по педагогическому направлению от 2 лет.
  5. Данный специалист обязан разбираться в следующих вопросах:
    • профильные законы, нормы и стандарты, регулирующие педагогическую деятельность;
    • теоретические основы психологии и педагогики;
    • особенности применения психологических и педагогических методов в разнообразных гендерных, возрастных, социальных группах;
    • принципы проведения психолого-педагогических исследований;
    • правила анализа и интерпретации результатов, полученных в ходе соответствующих изысканий;
    • правила проведения консультационных мероприятий в психолого-педагогической сфере;
    • приёмы проведения индивидуальных и групповых психолого-педагогических мероприятий;
    • правила взаимодействия с другими специалистами учреждения по решению выявленных проблем у учащихся;
    • теоретические основы и правила практического применения методов психодиагностики;
    • способы разрешения возможных спорных ситуаций в своей сфере деятельности;
    • передовые техники в области педагогики и психологии;
    • нормы этики, обязательные к соблюдению в психолого-педагогической деятельности;
    • правила ведения документооборота;
    • кадровый состав и управленческая структура учреждения, его действующие правила;
    • правила эксплуатации офисного оборудования, компьютеров, соответствующего программного обеспечения;
    • правила санитарии, гигиены, пожарной безопасности и трудовой дисциплины.
  6. На рабочем месте педагог-психолог руководствуется:
    • действующими законами;
    • профильными стандартами и правилами;
    • внутренней документацией учреждения;
    • сведениями из данной инструкции.

2. Обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие функции:

  1. Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.
  2. Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.
  3. Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности.
  4. Взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований.
  5. Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.
  6. Участие в составлении образовательных планов учреждения.
  7. Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.
  8. Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.
  9. Консультирование руководства учреждения, коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и её психологической составляющей.
  10. Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.
  11. Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.
  12. Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.
  13. Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.
  14. Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.
  15. Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов учащимися в пределах своей зоны ответственности.
  16. Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Педагог-психолог может быть наказан за следующие нарушения:

  1. Причинение материального ущерба работодателю — в тех границах, которые определены в соответствующем законодательстве.
  2. Неисполнение закрепленных рабочих обязанностей — в пределах, которые даны в трудовом законодательстве.
  3. Нарушение норм и законов — в соответствии с разделами гражданского, административного и трудового права.

4. Права

Педагог-психолог владеет следующими правами:

  1. Вносить предложения руководству по улучшению сферы психологической и педагогической деятельности.
  2. Участвовать в собраниях, где обсуждаются вопросы образовательной деятельности и психологического климата.
  3. Требовать от руководства поддержания тех параметров, которые нужны для выполнения закрепленных обязанностей.
  4. Получать от коллег информацию и помощь, необходимые в своей работе, в пределах, которые описаны в соответствующих документах учреждения.
  5. Знакомиться с проектами документов, затрагивающих психолого-педагогическую сферу деятельности.

Решать задачки

Есть два вида многозадачности. Первый — «администрирование» множества задач без необходимости выполнять их одновременно. Вы приходите на работу — и пишете деловые письма, проводите совещания, отвечаете на звонки, даете указания подчиненным, ясно понимая, какой шаг надо сделать следующим для каждого из запланированных дел. Вы держите в уме каждый из этих процессов, организуя свое и чужое расписание. Чтобы тренировать этот вид многозадачности, необходимы навыки тайм-менеджмента, «мониторинга», диссоциации от процесса, а также умение грамотно расставлять приоритеты и игнорировать отвлекающие факторы.

Внутренняя документация

Соблюдение требований работодателя относительно трудовой дисциплины, добросовестного исполнения служебных обязанностей и правил субординации составляет априори при трудоустройстве. Однако на практике встречается умышленное уклонение от трудовых функций, включающее некачественное и недобросовестное выполнение, озадачивая работодателя вопросом: что делать, если работник отказывается выполнять свои трудовые обязанности надлежащим образом?

Для начала их необходимо чётко обозначить в следующей локальной документации, с которой необходимо ознакомить соискателя перед подписанием трудового договора:

  • должностная инструкция, подробно конкретизирующая перечень обязанностей. Могут ли уволить, если нет должностной инструкции? Формально ответ положительный, но работнику будет легко восстановиться в судебном порядке при отсутствии конкретики в заключённом индивидуальном договоре, а нанимателю придётся нести ответственность при бездоказательности;
  • правила внутреннего трудового распорядка, расписывающие время труда и отдыха с учётом перерывов для приёма пищи, момент начала и окончания трудового дня, режим рабочего времени и устанавливаемые графики работ для определённых отделов или организации в целом;
  • коллективный договор, утверждающий установленную документацию по оплате труда и премированию сотрудников.

Неисполнение должностным лицом своих обязанностей имеет место только при конкретной установке и факте фиксации руководителем, сотрудниками или клиентами организации. Отсутствие должностной инструкции имеет последствия для работодателя как отсутствие круга накладываемых обязательств, следовательно, невозможность наказания сотрудника, поскольку состав преступления не сформулирован.

Причины неудачных собеседований

Волнение и рассеянность – основные причины неудачных собеседований. Что еще может испортить встречу:

  • болтливость;
  • молчаливость;
  • небрежность;
  • сбивчивая речь;
  • слова-паразиты;
  • громкая или тихая речь.

Имеет значение и то, что говорит человек. Работодатели часто просят рассказать кандидата о себе. Чего в этом случае нельзя делать:

  • пересказывать резюме;
  • говорить о личных жизненных целях (купить дом, прыгнуть с парашютом, завести собаку);
  • обсуждать репутацию компании и сотрудников;
  • описывать навыки и практический опыт, далекий от сферы трудоустройства;
  • рассказывать о личных и трудовых неудачах;
  • сомневаться в своих способностях, навыках, знаниях и умениях;
  • отзываться плохо о предыдущем работодателе и месте работе;
  • использовать выражения типа «мне кажется», «я хотел бы верить» (признак неуверенности).

Будьте готовы к стрессу. Трудоустройство само по себе волнительно, но некоторые рекрутеры еще и выбирают экстремальные условия: специально кричат на кандидата или предлагают ему пообщаться с трудным клиентом. Подумайте, какую методику саморегуляции, совладания со стрессом будете использовать.

Можно ли изменить должностную инструкцию без согласия работника по инициативе работодателя

Ответ на важнейший вопрос, уведомлять о внесении изменений в должностную инструкцию работника или проводить процедуру по согласованию с ним, зависит от существа самих изменений.

Согласно письму Роструда от № 4412-6, если при этом меняются необходимые в силу закона условия трудового договора (ст. 57 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ), следует соблюдать требование о письменном уведомлении сотрудника за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ), а другие должностные обязанности нужно согласовать в соответствии со ст. 72 ТК РФ (об этом ниже). Данная информация актуальна по состоянию на 2021 год.

Полный текст письма Роструда предлагает система Консультант Плюс — переходите по ссылке.

Решение о том, как внести изменения в должностную инструкцию (далее — ДИ), принимается путем выбора из следующих вариантов:

  • издать приказ об исключении или включении пунктов, изменении текста части ДИ;
  • утвердить ДИ в новой редакции путем издания приказа об утверждении или проставления грифа утверждения в тексте новой ДИ.
Читайте также:  Легкий труд для беременных трудовой кодекс 2021

При большом объеме кадрового документооборота предпочтителен второй вариант. По исполнению он не отличается от утверждения новой ДИ. Но при оформлении отдельного приказа должно быть указано о ее издании взамен ранее утвержденной, а при принятии путем проставления грифа это может быть уточнено в заголовке ДИ («новая редакция» или «вторая редакция») и (или) в преамбуле.

Как такое могло произойти?

Как у двух членов совета директоров могут быть такие разные мнения о том, преуспевает ли высшее должностное лицо в компании или не справляется со своими обязанностями? Возможно, это потому, что для измерения успеха они используют разные линейки. Возможно, это потому, что они по разному представляют перечень обязанностей, которые должен выполнять их гендиректор.

Один из фундаментальных принципов в организационной психологии гласит: «Все начинается с описания функционала». Не будем утверждать абсолютная гарантия вашего успеха, но уверены, что хорошее описание работы служит нескольким важным целям.

Четкое описание работы обеспечивает:

  • Точную концентрацию усилий сотрудника на ключевые достижения
  • Объективную основу для оценки его работы
  • Шаблон «идеального кандидата», с которым можно сравнивать потенциальных новых сотрудников

Из чего состоит должностная инструкция:

  1. Формулировка основных целей и задач для деятельности данного сотрудника
  2. Перечень необходимых для ее достижения знаний, навыков и умений
  3. Требования к личностным качествам сотрудника на данной кадровой позиции
  4. Требования к его образованию и практическому опыту в данной сфере

Раздел «цель» должен быть описан кратким предложением об общей цели. Например, в должностной инструкции для руководителя организации может быть сказано что-то вроде: «Надзор за всеми функциями и бизнес-процессами в организации».Раздел «Навыки» в описании функционала генерального директора будет включать такие элементы, как:

  • Социальные навыки: построение отношений с сотрудниками и клиентами
  • Финансовые навыки по управлению бюджетом
  • Лидерские навыки: способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой
  • Навыки управления: организация и координация работы компании и отдельных ее сотрудников
  • Навыки общения: эффективная устная и письменная коммуникация
  • Навыки маркетинга и организации продаж, устойчиво генерирующие доход

Раздел «Личные качества» может включать такие элементы, как честность и приверженность миссии организации, а раздел «Уровень образования и опыт» — вид и профиль обучения, а также стаж работы в соответствующей сфере.

Несколько советов по написанию должностных инструкций:

  1. Делайте описание функционала простым, понятным и актуальным; здесь не нужен многостраничный документ
  2. Привлеките действующих сотрудников, выполняющих данных функционал, чтобы уточнить и усовершенствовать его описание
  3. Ограничьте число основных зон ответственности сотрудника оптимальным значением 5-8
  4. Ранжируйте зоны ответственности в пределах данного функционала
  5. Включите в должностную инструкцию оценку процента времени, которое нужно тратить на каждую зону ответственности

Высокоэффективные привычки:

1)   Создайте четкие должностные инструкции для каждой должностной позиции в вашей организации2) Сделайте ваши должностные инструкции простыми, понятными и актуальными; не пишите талмуд3)  С помощью должностных инструкций обеспечьте:— направление и фокус работы данного сотрудника— основу для оценки его эффективности — шаблон «идеального кандидата», с которым можно соотносить потенциальных новых сотрудников4) Если испытываете трудности с составлением должностной инструкции или не уверены в ее эффективности — посетите консультацию по HR в центре бизнес-психологии Alter Ego. 

Оставить заявку на консультацию по HR

Работайте, чтобы зарабатывать деньги

К работе нужно относиться проще, но так бывает, что люди забывают банальные вещи. Чаще всего этому способствует работодатель. Очень многим руководителям выгодно держать сотрудников, которые будут работать за идею, не рассчитывая на доплаты и премии.

Люди, которые имеют четкое представление о том, что они трудятся для того, чтобы получать деньги, а не просто работать, сложнее попадают под влияние недобросовестных работодателей. Такой категории населения несвойственно задерживаться на работе постоянно, забывая о своих семейных обязательствах или личных отношениях, даже когда за переработки им недоплачивают. Человек, который ценит свой труд, не будет держаться за место, где он мало зарабатывает. Он с легкостью выберет оптимальный вариант с более привлекательными условиями труда и высоким уровнем заработной платы.

Работайте, чтобы зарабатывать деньги

Что делать, чтобы проще относиться к работе? Советы, которые дают психологи по этому вопросу, базируются на том, чтобы человек понял следующее: когда он трудится за деньги, у него отсутствует эмоциональная привязанность к работе, и он относится к ней проще. Люди, готовые приносить себя в жертву ради идеи, очень редко осознают, что становятся «рабами». Со временем такой человек начнет очень болезненно воспринимать ошибки, допущенные во время профессиональной деятельности. Такие люди нередко очень зависимы от мнения окружающих. Они могут прийти на работу больными, часто остаются в офисе допоздна, пренебрегают собственным здоровьем и своей семьей.

Читайте также:  Должностные обязанности для резюме (45 примеров)

Примеры обязанностей для разных профессий

Шаблон резюме

Для менеджера

  1. Планирование рабочих процессов на текущую неделю.
  2. Контроль сотрудников по факту выполненных работ.
  3. Мотивация сотрудников (назначение премий, отпусков).
  4. Создание ежемесячных отчётов для совета директоров.

Шаблон резюме

Для продавца

  1. Отпуск товара покупателям.
  2. Консультирование клиентов (о товаре, услуге).
  3. Создание отчётных документов (чеков).
  4. Ведение учёта доходов и расходов.
  5. Предоставление отчётности руководителю.

Шаблон резюме

Для бухгалтера

  1. Ведение бухгалтерского учёта.
  2. Расчёт заработной платы и иных выплат.
  3. Создание налоговых отчётов.
  4. Расчёт налоговых выплат.

Шаблон резюме

Для кассира

  1. Учёт и контроль наличных и безналичных денег.
  2. Работа с денежными операциями (передача и приём выплат).
  3. Создание отчётов.

Шаблон резюме

Для продавца-консультанта

  1. Приём и сортировка товара.
  2. Консультирование клиентов.
  3. Поддержание чистоты на рабочем месте и в магазине.
  4. Ведение отчётности.

Шаблон резюме

Для администратора

  1. Контроль за работой сотрудников.
  2. Консультация клиентов.
  3. Выполнение служебных поручений руководителя.

Шаблон резюме

Для менеджера по продажам

  1. Консультирование клиентов.
  2. Поиск вероятных клиентов.
  3. Ведение отчётности перед руководством.
  4. Заключение сделок.

Шаблон резюме

Для директора

  1. Управление персоналом.
  2. Управление материально-технической базой организации.
  3. Принятие решений, связанных с деятельностью организации.
  4. Ведение отчётности.

Шаблон резюме

Для воспитателя

  1. Формирование мировоззрения у ребёнка.
  2. Обучение навыкам устной и письменной речи.
  3. Организация досуга детей в учреждении.
  4. Обучение детей бытовым навыкам.

Шаблон резюме

Для оператора

  1. Управление техникой (машиной, аппаратурой).
  2. Обслуживание и ремонт техники в организации.
  3. Создание отчётов.

Шаблон резюме

Для водителя

  1. Управление транспортным средством.
  2. Самостоятельное устранение мелких поломок.
  3. Регулярное обслуживание и заправка транспортного средства.

Шаблон резюме

Для официанта

  1. Приветствие посетителей.
  2. Обслуживание гостей, принятие и выдача заказов.
  3. Поддержание зала в чистоте и порядке.
  4. Наличный и/или безналичный расчёт клиентов.

Утверждение должностной инструкции

По требованию ГОСТ Р в правом верхнем углу ставится гриф «Утверждаю», указывают должность руководителя, оставляют место для его росписи. Если нет такого грифа, издается отдельный приказ о должностных инструкциях при введении новых должностей или расширениия существующих обязанностей.

Как возложить дополнительные обязанности на сотрудника и внести изменения в ДИ, читайте в материале на сайте «Профкадровик».

Работник расписывается в том, что он ознакомлен с инструкцией. Целесообразно сделать второй экземпляр и выдать его на руки сотруднику.

Как внедрить и применять профстандарты у себя в компании, узнайте из нашего дистанционного курса

Скачать бланк приказа об утверждении должностной инструкции

Скачать бланк приказа об утверждении изменений к должностной инструкции

Скачать шаблон (образец) должностной инструкции 2022 / 21 г.

Какие экзамены следует сдать

Если с профессией вы уже определились и теперь думаете, что нужно, чтобы выучиться на психолога – вам пора планировать поступление.

После 11 класса

Какие экзамены следует сдать

Обязательный предмет — русский. Во-первых, это государственный язык, знание его – обязанность всех граждан. Во-вторых, специалисту данного профиля необходимо постоянно общаться с людьми. Без соответствующих навыков делать это будет непросто.

Второй экзамен — биология. Она напрямую связана с жизнедеятельностью человеческого организма. Не обладая достаточными сведениями о его устройстве, не стоит и мечтать об успешной карьере.

Третий — математика. Не нужно путать психологию с эзотерикой или астрологией и считать ее чем-то вроде развлечения. Это сложная в познании отрасль, где необходимо уметь вычислять и логически мыслить. Кроме вышеперечисленных предметов, может потребоваться и обществознание.

После 9 класса

Какие экзамены следует сдать

Многие колледжи и училища принимают студентов по среднему баллу аттестата, который получают, сдавая ОГЭ. Из обязательных для сдачи предметов – русский, математика и два на выбор. Чтобы поступить на факультет психологии, выбрать необходимо химию, биологию или естествознание.