Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

Родители часто ошибочно полагают, что до 3-ех лет малышу можно не уделять особого внимания воспитанию и развитию, поскольку ребенок слишком маленький, ничего не понимает. Психология детей до 3 лет показывает, что в этом возрасте ребенок каждый месяц приобретает новые навыки и важно правильно использовать возрастные особенности для нормального развития личности.

Подробный обзор

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.

Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.

Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).

Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.

Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.

Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости йявляются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Что умеет малыш от до месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

  1. Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
  2. Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
  3. Говорить много. Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова. С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
  4. Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
  5. Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
  6. Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы. Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.
Читайте также:  Как отучить ребёнка списывать?

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом.

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Популярные методики воспитания ребенка до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.

Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:

  • метод Монтессори;
  • воспитание по Глену Доману;
  • Вальдорфская методика.

Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.

Всестороннее воспитание – методика Монтессори

Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.

Развитие по карточкам – методика Глена Домана

Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок. За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно. Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.

Воспитание через подражание – Вальдорфская школа

У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами. Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр. Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”. Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.

Интересный факт! Сторонники данной методики, как ни странно, против раннего интеллектуального развития детей. Письмо и чтение педагоги Вальдорфской школы рекомендуют изучать не ранее 10 лет.

Пубертатный возраст у мальчиков и девочек: особенности :

Как бы много ни воображал о себе человек, а все-таки он – существо биологическое, и в этом смысле мало чем отличается от остальных млекопитающих. Родиться, повзрослеть, стать самостоятельной единицей популяции, обеспечить выживание вида – вот, собственно, и весь набор функций каждого живого организма на этой планете.

Гормональное меню: эстрогены и андрогены

О продолжении человеческого рода природа заботится по-своему. Как раз в рамках этого мероприятия каждый из нас и переживает так называемый пубертатный возраст – период полового созревания.

Пубертатный возраст у мальчиков и девочек: особенности :

В норме его течение определяется генетикой и крайне мало зависит от пожеланий и предпочтений хозяина. Первичные половые признаки формируются еще в утробе матери, и в дальнейшем богатства выбора не предвидится.

Гормоны вырабатываются, преобразуются и используются человеческим организмом постоянно. Пубертатный возраст – время, когда в теле молодого человека происходит самая настоящая «эндокринная революция».

Количество гормонов вырабатывается колоссальное, каждый из них регулирует тот или иной процесс, они накладываются друг на друга, приводя порой к забавным эффектам, которые многие подростки находят трагичными, хотя они нормальны и объяснимы с физиологической точки зрения.

Когда начнется взросление

Дети сильно меняются в пубертатный период. Возраст его начала в среднем определен: 11-12 лет для девочек и 12-13 для мальчиков. В принципе, будущие дамы уже в десять с половиной начинают ощущать действие половых гормонов. Благодаря этому девочки в это время развиваются быстрее и свысока глядят на одноклассников, которые уступают им и в росте, и во «взрослости» увлечений.

Пубертатный возраст у мальчиков и девочек: особенности :
  • Мальчишки в среднем «пробуждаются» позже и развиваются дольше: если юные леди к семнадцати полностью сформированы, то ребята завершат свое развитие только к 20-23 годам.
  • Если учесть, что рост организма прекращается, когда заканчивается пубертатный возраст, легко объяснить, что мужчины гораздо крупнее: они просто дольше растут.

Гормоны-виновники

На самом деле, конечно, дело не только в этом. Изменения в организме девочек и юношей диктуют разные вещества. Для представительниц слабой половины человечества характерны эстрогены, которые не напрасно называют «женскими» гормонами: под их воздействием растет грудь, матка, совершенствуются слизистые оболочки, яичники, фаллопиевы трубы.

Именно они «лепят» фигуру Мэрилин Монро, которая считается эталоном девичьей привлекательности: широкие бедра и грудь, узкая гибкая талия. Женский организм начинает бережнее относиться к жировой ткани, «откладывая» ее в нужных местах: плечи, низ живота, ягодицы.

За развитие мальчишек отвечают андрогены (в том числе всем известный тестостерон). Они провоцируют стремительное развитие половых органов, рост скелета и мышечной массы, а также повышенное выделение кожного жира, что часто приводит к появлению столь досаждающих юным особам прыщей.

Пубертатный возраст у мальчиков и девочек: особенности :

По-разному, но похоже

Необходимо иметь в виду, что преобладание женских гормонов в организме девочки не означает отсутствия в нем мужских (и наоборот). Именно андрогены «виновны» в том, что на теле юношей и девушек появляются волосы.

Читайте также:  Колики у новорожденных и детей до года: больно, но не страшно

Оволосение по мужскому типу называют ромбовидным – волоски, заняв лобок, карабкаются вверх по животу, формируя ромб. Для женщин характерна резкая граница между растительностью и животом. Повышенная девичья «лохматость» может свидетельствовать о переизбытке мужских гормонов и является поводом для обращения к эндокринологу.

Несуразный внешний вид, угловатость и неуклюжесть подростков – явление нормальное и обусловлено физиологическими процессами в их организме. В этот период очень важно правильно питаться и разумно подходить к физическим нагрузкам, поскольку дисбаланс в формировании органов может привести к проблемам в будущем.

Рост различных тканей происходит неравномерно. Сначала растут кости, потом – мышцы, затем – сосуды и нервные волокна. Части тела тоже развиваются не так чтобы гармонично: начинают активно удлиняться ступни и кисти рук, вслед за ними – собственно, конечности, меняется лицо, и в последнюю очередь – туловище.

Пубертатный возраст у мальчиков и девочек: особенности :

Из чего сделаны мальчики?

месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

Психологические приемы воспитания

Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.

Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.

В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.

Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.

К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

  • Так правильно

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.

  • Это ненормально

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.

  • Я плохой родитель

На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.

Читайте также:  Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога

Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.

Как правильно воспитывать детей: советы психолога родителям

Обратимся к советам специалистов, изучавших вопрос воспитания детей на протяжении многих десятилетий. Они выработали определенную структуру общения с чадом, позволяющую наиболее эффективно решать большинство конфликтов, не обесценивая чувства обеих сторон.

Как воспитать счастливого ребенка без криков и наказаний: взаимоуважение

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил и уважал Вас – относитесь к нему также. Многие психологи утверждают, что в детстве закладываются основы будущей самооценки. Как может личность, которую не замечали и обесценивали на протяжении многих лет, раскрыть свои таланты и стать выдающимся человеком?

Ко всему прочему, если человека в детстве «недолюбили», то он может возместить это и сам, став циником и эгоистом. Этот человек способен разрушить много чужих жизней, прежде чем осознает, насколько глубоко в детстве его ранили родители – это может быть месть всем людям на подсознательном , что если дитя будет чувствовать себя ценным и особенным, то по отношению к другим людям, и особенно к родителям он будет относиться также. В этом деле главное – знать меру.

Как выразить уважение к ребенку? Все просто: когда он просит о помощи, не отнекивайтесь, а отложите дела и помогите доделать модельку самолета. Или же вежливо попросите дождаться выходных. Дети помнят все: и особенно Ваше проявление любви к ним. Почитать сказку на ночь, помочь разобраться со сложным тригонометрическим уравнением или поболтать о парне, сидящем за соседней партой, – любое адекватное внимание расценивается как важность существования этого маленького как члена семьи.

Слова могут ранить, а могут подарить много теплых чувств: особенно слова любви. И именно ласка родителей – залог правильного воспитания детей. Но как же их не разбаловать? Как правильно выражать свою любовь? Во всем следует придерживаться , что Ваша любовь является основой для формирования уверенности в себе. Она развивает способность ставить цели и добиваться их. Как выразить свою любовь? Это не всегда обязательно слова, это могут быть и жесты: погладить по голове, поцеловать в лоб, обнять просто так.

Мы уже затрагивали тему, когда родители считали, что содержать своего малыша финансово – самая важная вещь. Однако главнее этого стоит время, которое ставится выше денег. Да, вы можете занять его различными кружками и секциями, чтобы ребенок приходил домой и сразу же ложился спать. Однако всестороннее образование никогда не сможет заменить то, что дают родители, когда проводят время со своим чадом.

В подростковом возрасте эта проблема может обостриться: если не общаться, то пропасть между Вами и малышом будет только расти. Психология на вопрос, как воспитывать ребенка, в таком случае дает следующий ответ: основы следует закладывать еще в детстве.

Помимо всего прочего, сами родители становятся примером для детей в отношениях: они практически полностью копируют поведение своих мам и пап, чуть ли не повторяя же слова и выражения.

Как растить детей: давать ли свободу

Если слишком опекать своего малыша, контролируя каждый его шаг, то можно вырастить несамостоятельную личность, которая только и будет делать, что жить за Ваш счет и постоянно спрашивать Вашего разрешения по поводу и без него.

Не бойтесь давать свободу своему чаду: так он учится на ошибках, приобретая ничем не заменимый опыт. Именно свобода способна подарить Вашему маленькому человеку амбиции для решения непосильных задач.

Бывает и так, что мамы, слишком увлекшись опекой своего уже взрослого дитя, забывали про собственных мужей. Это один из важных аспектов освещаемого вопроса. При воспитании детей важно не забывать о семье и ее традициях, ценностях – ведь брак это союз пары людей, любящих друг друга и способных воспитать достойную личность.

Как нужно правильно формировать ребенка: самый важный совет психолога

Каждый родитель – пример для подражания. Вы для него целый нерушимый мир, решения которого не должны подвергаться сомнению. И вот почему. Предположим, Вы сегодня запретили гулять малышу на детской площадке. А на следующий день Вы резко меняете свой запрет, ничем его не обосновав. Чадо может подумать, что Вами можно манипулировать – и своими криками или слезами может изменить решение родителя.

Помните, что важно придерживаться выбранной Вами линии, чтобы формировать авторитет мамы или папы в глазах маленького , как воспитывать маленьких детей, школьников-подростков, узнав основные советы психолога, можно сделать вполне простой вывод: малыша достаточно любить, ценить, уважать, проводить с ним как можно больше времени.

Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы

Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.

А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.