Все, что нужно знать о развитии ребенка в 1 год и 4 месяца

Дети быстро растут. Поэтому важен каждый миг, проведенный вместе с ними. И это не только светлые воспоминания в будущем. Общение с ребенком, когда он чувствует вашу любовь, заботу и поддержку, способствует правильному психологическому развитию.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Применяя опыт других педагогов, она смогла сделать свои выводы, разработать комплексы упражнений и занятия, а также подобрать оборудование и материалы для их выполнения. В целом эта методика направлена на всестороннее развитие, однако физическому аспекту в ней уделяется довольно много внимания.  Для того чтобы занятия были результативными и интересными, Леной Даниловой разработан специальный спортивный комплекс, Ранний старт, в тех комплектациях: стандарт, для детей от рождения до года, люкс, для детей от года до пяти лет и олимп, предназначенный для детей старше трех лет. Возрастные рамки в данном случае условны, любой из комплексов будет интересен ребенку довольно долго. 

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Достоинств у такого спортивного комплекса довольно много:

 

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Комплекс упражнений для занятий на Раннем старте для детей до года

О том, что дети должны заниматься на спортивных комплексах, говорят многие авторы методик раннего физического развития. Однако мало кто описывает, как должны выглядеть эта система, и уж тем более предлагает набор готовых упражнений. В книгах Лены Даниловой они есть. Притом при желании выполнять все это можно не только на Раннем старте. 

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Упражнения для детей в возрасте от 2 до 6 месяцев

Поднимаем голову (в 2-3 месяца)

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Первое, что начинает делать ребенок — это поднимать голову. Для того чтобы это произошло быстрее, можно использовать комплекс Ранний старт: выложить малыша на живот на мате, а на нижних ступеньках развесить интересные игрушки. Постепенно они могут «перебираться» выше, а вместе с ними — подниматься голова ребенка. 

Упражнения на горке (в 2-4 месяца)

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

В возрасте 2-4 месяцев горка может использоваться как трек для ползания. Достаточно поставить ее на нижнюю ступеньку лестницы, а у основания положить мат. Малыш должен быть наверху, голова направлена в сторону основания. Конечно, он еще не может ползать, однако двигаться по наклонной — значительно проще, чем по ровной поверхности, и он на себе ощутит прелесть первых, пусть и не совсем самостоятельных, передвижений в пространстве. Для того чтобы простимулировать маленького спортсмена, у основания горки можно положить какую-нибудь привлекательную игрушку. 

Висим на перекладине (в 3-6 месяцев)

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Первое, что нужно сделать — это положить под перекладину мат, а затем можно начинать учить малыша висеть. Вначале он будет делать это с поддержкой родителей, затем можно на несколько секунд отпускать руки, не переставая страховать ребенка. В день можно делать по 2-3 подхода к перекладине, постепенно доводя их количество до 10. 

Упражнение на развитие хватательного рефлекса (в 3-6 месяцев)

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Для этого нужно использовать нижнюю ступеньку лестницы: положить малыша около нее и показать ему, что за нее можно хвататься. Сначала он будет класть и снимать ручку с вашей помощью, затем — самостоятельно и с удовольствием.  После того как ребенок освоил это упражнение — можно показать ему как переставлять руки от одной ступеньки к другой, тем самым «карабкаться» наверх.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно научить его стоять на коленях, держась за ступеньку лестницы. В скором времени он научится сам «карабкаться» в подниматься в вертикальное положение. 

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Учимся стоять, держась за перила (в 5-6 месяцев)

Комплекс нужно перевернуть в положением манеж и показать ребенку что, держась за перила, он может легко стоять. Сначала он будет делать это с поддержкой, затем — самостоятельно. Преимущество комплекса перед любой другой опорой — это то, что если ребенок вдруг упадет (а это, конечно же, неизбежно), то не на пол, а на безопасный мат.

Методика Лены Даниловой: спортивный комплекс Ранний старт

Игры с игрушками

Ребенок начинает взаимодействовать с игрушками, ему интересно их рассматривать, трогать и хватать. В это время можно показывать малышу, как можно играть с ними.

  • «Поймай меня!»: исходное положение ребенка – лежа на спине. Поставить рядом с его ручкой игрушку и заинтересовать малыша. После того, как он схватит ее, положить другую игрушку рядом с другой ручкой. В результате малыш должен удержать обе игрушки одновременно.

  • Стимуляция ползания: положите на небольшом расстоянии от ребенка  игрушку, когда малыш сделает попытку дотянуться – чуть-чуть отодвиньте ее. Помните, что в результате игры малыш обязательно должен схватить игрушку, иначе его интерес быстро пропадет.

  • «Догоню-догоню!»: покажите малышу игрушку в движении, протяните мимо него, например, машинку на веревочке. Пусть малыш постарается схватить игрушку.

  • Игры с мячом: покатайте мяч перед малышом, покажите, что если толкнуть его, он покатится. Пусть малыш попробует толкнуть мячик сам.

  • Тактильные мешочки: их можно сшить из разных тканей, наполнить разными на ощупь мелочами – фасолью, бусинами, крупой, шелестящими бумажками, пуговицами, макаронами и т. д. В таком мешочке главное, чтобы он не развязался и не разорвался и малыш не смог добраться до мелкого содержимого.

Воспитание ребёнка в 1-года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

Особенности массажа для малышей разного возраста

Подбирать упражнения для новорожденного нужно в зависимости от его возраста и скорости развития. Если в три-четыре месяца это в основном поглаживания и разминания, то в пять-шесть месяцев комплекс может быть уже сложнее.

Массаж малышам от 3 до 4 месяцев

В возрасте трёх-четырёх месяцев у грудничка постепенно пропадает повышенный тонус мышц верхних конечностей. Делать массаж ребенку в 3 месяца, можно включать такие движения:

  • поглаживание рук;
  • плавный подъем рук вверх;
  • разведение рук в стороны и медленное сведение их крест-накрест на груди;
  • поглаживание, растирание и разминание ног (от стопы до верхней части бедра);
  • поворот со спины на живот вправо и влево (если малыш уже делает попытки лечь на бок) с поддержкой за руку;
  • поглаживание живота по часовой стрелке и от боков в центр;
  • вибрация грудной клетки;
  • сгибания и разгибания стоп.

Каждое движение повторяется примерно трижды. Важно массировать живот по часовой стрелке, чтобы не нарушить перистальтику кишечника. Запрещено воздействовать на суставы, области подмышек, район паха, соски, пупок. Поглаживая и растирая конечности, уделяйте внимание каждому пальчику

В детский массаж в 3 месяца полезно включить несколько упражнений. Например, «плавец», в котором взрослый кладет малыша на свою правую руку, приподнимает его и, используя левую руку, разгибает ноги, как при плавании.

К четвертому месяцу гипертонус мышц-сгибателей окончательно исчезает, и в курс массажа можно включать упражнения, укрепляющие мускулатуру конечностей. Например, аккуратные сгибания и разгибания ног. Ноги осторожно поднимают и плавно прижимают к животу, затем осторожно возвращают в исходное положение. Это упражнение выполняется на две ноги и на каждую поочередно.

Массаж малышам от 4 до 5 месяцев

Массаж грудничку в 4 месяца включает вышеперечисленные упражнения, к которым добавляются:

  • переворот младенца несколько раз через одну и другую стороны;
  • подъем ребенка, лежащего на животе, на секунду над поверхностью, стимулируя напряжение ягодиц и спины, приподнимание головы;
  • сгибание и разгибание рук по очереди.

В этом возрасте ребенок уже способен опереться во время процедуры на руки. Массаж для детей в 4 месяца можно проводить и в специальном кресле, в положении полулежа. Вертикально держать грудничка нельзя, во избежание искривления осанки.

Хорошо для этого возраста подходят занятия с фитболами. Ребенка нужно уложить на мяч животом. Покачивания на фитболе полезны для вестибулярного аппарата ребенка. В процесс обязательно придерживайте его за ноги или спину, чтобы избежать травм.

Массаж малышам от 5 до 6 месяцев

Выполнять массаж 5-месячному ребенку нужно уже с включением упражнений посложнее. Но начальная схема, включающая поглаживания и растирания конечностей, спины, ягодиц и живота, остается. В этом возрасте, делая массаж ребёнку, выполняют такие движения и упражнения:

  • поддержка малыша под спину, ребенок «парит» в воздухе;
  • похлопывание по спине собранной в горбик ладонью, избегая области почек;
  • легкий подъем туловища за разведенные в стороны руки из положения на спине;
  • переворот со спины на живот, поддерживая малыша за ноги;
  • приведение ребенка в вертикальное положение, предлагая ему схватиться за большие пальцы взрослого, вверху младенца придерживают одной рукой, а второй слегка проводят пальцами вдоль позвоночника;
  • руками грудничка производятся движения по кругу.

Профессиональный массаж ребенку в 5 месяцев может включать и более сложные движения, выполнение которых подскажет массажист после знакомства с ребенком.

В детский массажный комплекс шестимесячного ребенка уже должны входить условные связи, что вырабатываются на базе рефлексов: условных и безусловных. Это могут быть зрительные сигналы (кольца, палочки), легкие потягивания за ножки и речевые сигналы (на, отдай, возьми игрушку или палочку, топай, садись и пр.).

Детей 6-месячного возраста обучают стоять без опоры, присаживаться и сидеть на корточках, ходить на четвереньках, напряженно выгибаться, сидя на маминых коленях, наклонять и выпрямлять туловище.

Родители должны для массажа и упражнений обозначить одно и то же время, учитывать настроение ребенка и его реакции на массаж и ЛФК. Нельзя переутомлять детей во избежание истерик при проведении массажного комплекса. Нагрузка увеличивается постепенно. В помещении должна звучать тихая веселая музыка. Детей спокойных окружают контрастными и яркими цветами, детей плаксивых и беспокойных – голубыми и салатными. Это могут быть шторы, одежда, игрушки, постельное белье. Исключаются посторонние громкие шумы и присутствие чужих людей.