Воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года

Отсутствие речи у детей может встречаться в рамках разных медицинских и педагогических диагнозов: алалия, РАС, мутизм, ЗПРР, ЗРР, ОНР и другие.

Как проявляется «кризис трёх лет»?

Часто даже самые спокойные детишки в этот период начинают вести себя агрессивно, закатывают истерики, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Если раньше карапуз спокойно давал себя кормить и одевать, то теперь всё пытается делать самостоятельно. Трёхлетний малыш часто подходит к зеркалу, подолгу рассматривает себя в отражении и на фотографиях. Такое изучение – осознание себя полноценной и самостоятельной личностью. Любое вторжение в планы ребёнка вызывает отрицание. А фразу «я сам!» родители слышат на протяжении всего дня.

В чем польза такой помощи

1. Ребенок научится справляться с неудачами

Детское мировоззрение во многом зависит от родителей. В наших силах повлиять на то, как ребенок будет относиться к своим победам и поражениям. Уборка и готовка не всегда обходятся без маленьких неприятностей. Разбитая тарелка, упавший цветок, рассыпанный порошок — это случалось с каждым. Бытовые казусы научат детей принимать решения в сложных ситуациях и выносить правильный опыт из неудач. Важность развития бытовых навыков отмечают 60% родителей в России.

2. Ребенок научится быть более ответственным

Забота о доме учит нас следить не только за чистотой квартиры. Ребенок понимает, что от него зависит многое: полит ли жасмин, покормлены ли рыбки. Более 70% родителей согласны с необходимостью воспитания ответственности в детях. Ребенок видит: помыл посуду — ест из чистой тарелки, убрал машинки по местам — может привести друзей в чистую комнату. В этот момент он начинает понимать: у поступков есть последствия.

3. Ребенок станет более уверенным

Заниженная самооценка мешает полноценному развитию личности. Чувство собственной значимости — главное «лекарство» от этой «болезни». Выполняя работу по дому, ребенок видит, как родители радуются его успехам. Он понимает, что все старания не напрасны.

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).
Читайте также:  Ребенок грызет ногти — что делать, как отучить

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Игра — двигатель прогресса

Обычно нам кажется, что если ребенок сам убирает игрушки или помогает маме по хозяйству — это проявление самостоятельности, а если подолгу играет со своими куклами и паровозиками — это сплошное развлечение. Но игра — самое естественное жизненное пространство для дошколенка, и здесь воспитываются и развиваются самые разные полезные навыки и умения. В том числе и самостоятельность. Вспомните, когда малыш еще не ходил и не разговаривал, вы играли с ним вместе, а стоило ему немного подрасти, вы перестали уделять играм столько внимания.

Мама четырехлетнего Ильи огорченно жалуется: „Сын совершенно не умеет играть сам! Он все время дергает кого-то из взрослых, чтобы с ним занимались». К сожалению, миф о том, что в определенном возрасте все дети начинают играть самостоятельно, очень устойчив. И каково же бывает удивление родителей, когда им объясняют, что умению играть, оказывается, тоже нужно учить.

В игре, как и в любом серьезном деле, требуется поэтапное приучение к самостоятельности: сначала вы показываете крохе, как нужно играть (вот машинка, она может ездить и бибикать, а на ней твой любимый мишка любит путешествовать), потом малыш еще долгое время внимательно присматривается и запоминает последовательность действий, годам к двум вы начинаете играть вместе, но все же большая часть инициативы (придумать сюжет, выбрать главных героев) по-прежнему принадлежит взрослому. Затем вы предоставляете все больше и больше инициативы малышу, постепенно сужая круг своих обязанностей и сокращая время совместного времяпрепровождения. И только после этого ребенок готов играть сам. Обычно это происходит к трем-четырем годам, если были выполнены все вышеуказанные условия и вы не забыли об этапе совместной деятельности (помните: очень немногие дети могут от наблюдения перейти сразу к самостоятельной работе). Самое эффективное учение

Да, есть такие отличные малыши, которые сами с малолетства проявляют инициативу. А что делать с детьми, которые не выказывают сильного стремления к самостоятельной деятельности? Одно из правил эффективного воспитания гласит: любому делу должно сопутствовать настроение. Итак, попробуем приучать ребенка к самостоятельности не с того, что вы считаете наиболее важным (чистка зубов, например), а с того, что может действительно увлечь и вдохновить его.

Если ваш малыш любит находиться с вами на кухне, отлично — сшейте яркий фартук, подставьте к столу скамейку и поручите ребенку какую-то часть работы: например, перемешивать фарш, класть начинку в пельмени или мыть овощи к салату. Только все должно быть серьезно! И никаких „горе ты луковое» или „дай, лучше я сама это сделаю»! Иначе у ребенка пропадет желание быть маминым помощником. Кстати, не обязательно и беспрестанно нахваливать малыша. Зато когда вы усядитесь за стол, не забудьте отметить: „А вот этот замечательный салат мы делали вдвоем». Если малыш любит возиться в воде, оборудуйте для него местечко в ванной или просто расстелите на полу в комнате полиэтилен, поставьте на него таз с водой — пусть стирает платочки. Понятное дело, что качество стирки будет желать лучшего, но потом вы, возможно, как мама одной пятнадцатилетней девочки, сможете гордо сказать: „Я вообще не знаю, что такое стирка». А одна двухлетняя малышка шокировала всех приходящих в дом гостей тем, что брала щетку для обуви и начищала все сапоги и туфли, которые стояли в прихожей. Просто когда она была совсем крошкой, то постоянно ползала в коридор, где играла с обувью. Папа у девочки оказался философом вместо того, чтобы ругать ребенка, он решил направить энергию в положительное русло и показал крохе, как нужно чистить обувь.

Читайте также:  Как научить ребенка одеваться самостоятельно: 7 золотых правил

Рекомендации взрослым

В тот момент, когда ребёнок тянется к новым знаниям и начинает понимать, что он отдельная личность, которая способна что-то сделать самостоятельно без мамы и папы, он проверяет реакцию взрослых, как они поведут себя в ответ на его инициативность. Взрослым нужно быть рядом с малышом в такой момент и объяснять ему по мере возможности как быть в той или иной ситуации. Ребёнок оценит заботу взрослых, если они будут поддерживать его во всех начинаниях и легко пойдёт с ними на контакт. Родителям в этот момент нужно запастись терпением и принимать всё новые и новые открытия ребенка, чтобы способствовать развитию самостоятельной личности.

Главные ошибки взрослых, которые мешают воспитать в ребёнке самостоятельность:

  1. Повелительная манера разговора – в этом случае ребёнок будет делать всё по шаблону родителей, а от своего желания и мнения откажется.
  2. Придумывание отговорок на каждое «не хочу». Например, ребёнок раскидал игрушки по комнате, а убирать их отказывается. В таких ситуациях сердобольные родители начинают придумывать оправдания, по какой же причине ребёнок не выполняет своих обязанностей: устал, отвлёкся, проголодался.

Родители чересчур жалеют своих детей. В таких ситуациях они самостоятельно выполняют обязанности своего ребенка, не понимая, что чувство ответственности в нем угасает.

Родителям стоит помнить о том, что самостоятельность их детей напрямую зависит от них самих. Главное в этот момент запастись терпением. При правильном подходе ребёнок вырастет самостоятельным и с адекватной самооценкой.

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

Читайте также:  10 вещей, которые дети должны делать без помощи родителей

Ошибка №5: воспринимать помощь от ребенка как одолжение

«Ты выкинул мусор в ведро? Какой молодец!» Тут вы и попались, теперь ребенок всегда будет ждать похвалы, а ведь по сути ничего особенного не произошло — он сделал то, что и должен был.

Преподносите детские обязанности как норму с самого начала. Сын или дочь не делают вам одолжения, когда моют посуду. Наоборот, это вы, так и быть, разрешаете ребенку стать взрослым и почувствовать себя полноправным членом семьи.

Здорово, когда маленький ребенок нуждается в маме, и грустно, когда это проходит. В голове чаще проносится: «Ну вот, в этом я ему не нужна, и в этом уже не нужна». Но знаете что? Это долгожданная возможность для мамы уделить время себе. Поэтому не оттягивайте момент, когда сможете посвятить себя любимому хобби, чтобы избавиться от осенней хандры, спокойно заняться йогой или прессотерапией, сходить с подругами в баню или просто посмотреть увлекательные фильмы.

Консультация для родителей "Учим 2-летнего ребенка убирать за собой игрушки" консультация (младшая группа) на тему

  • Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение
  • средняя общеобразовательная школа № 625  
  • с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации

  1.  структурное подразделение «отделение дошкольного образования»
  2. Консультация для родителей на тему:
  3. учим 2-3 летнего ребенка убирать за собой игрушки.
  4. Материал подготовила:

воспитатель Макарова Л.М.

  • Санкт-Петербург
  • 2014год
  • Консультация для родителей на тему:
  • «Учим 2-3 летнего ребенка убирать за собой игрушки».

Когда в доме появляется ребенок, то рано или поздно мама с папой начинают хвататься за голову «кругом игрушки». Убирать самим — не вариант, если Вы не собираетесь делать это всю жизнь. Кроме того  человеку в  жизни  необходим навык аккуратного обращения с вещами и организации пространства и рабочего места, а мама с папой уже не смогут быть всегда рядом.

Надо отметить, что никогда более ребенок не будет убираться с таким удовольствием, как в 3 года. Важно не упустить этот момент, сдержать свое желание сделать это быстрее за него, вместо помощи.

Методы воздействия, связанные с ограничением, запугиванием, указанием не целесообразны, так как рано или поздно они потеряют силу. А в некоторых ситуациях могут нанести вред психическому здоровью ребенка и помочь выработке комплексов и страхов.

Выделяется несколько принципов, которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек.

-Во-первых, пример. Навряд ли Вы сможете объяснить малышу, что содержать свои вещи в порядке удобно и нужно, если Ваши вещи разбросаны по всему дому.

-Во-вторых, игра. Да -да, любой даже самый упрямый малыш не останется равнодушен к искреннему желанию взрослого поиграть или посоревноваться. Дети с удовольствием сортируют предметы по цветам и назначению, ищут дом потерявшегося зайчика или едут на машине  в гараж.  

-В-третьих, понимание. Ребенок обязательно должен понять «для чего это нужно». Когда дети понимают смысл наших требований, понимают для чего им нужно выполнить данное действие, они делают правильные выводы и в будущем принимают это как нужный естественный процесс. Для чего это нужно? Попробуйте объяснить это сначала себе, а потом уже ребенку.

         Если игрушки мешают Вам, но находятся в игровой зоне, это ещё не повод их убирать. А вот если у Вас на столе, то это все равно, что Вы заняли бы его место для игр своими вещами- объясните ему  это.

Разбросанные игрушки   должны мешать ребенку, чтобы он это осознал. Не убирайте их раньше этого момента.

Не ищите за него потерянные вещи, объясните, что если класть их на место такого происходить не будет.

Если он наступил и сломал игрушку, объясните почему это произошло, но не спешите покупать новую или чинить, так он может не успеть испытать чувство сожаления и осознать ситуацию. Вместо этого он может подумать, что таким способом удобно добиваться покупки новой игрушки.

-В-четвертых, введите правила. Ограничьте место беспорядка, например, доставать игрушек не более, чем поместится на каком то  определенном пространстве. Или доставать только по 1 коробке, убрал коробку достал следующую.

Распределить игрушки по коробкам, так чтобы они представляли собой полноценные наборы для игры лучше вместе с ребенком, а так же подобрать картинки к коробкам, для создания условия развития самостоятельности ( он сам будет выбирать какую коробку взять ,потому что знает что внутри).

-И в-пятых, поощрение. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он убрал всего одну вещь. Он такой помощник. Помогайте ему, возможно так ему будет легче и веселее, в этом нет ничего плохого. Это не Ваша слабость, это естественное желание помогать близкому, а он потом пусть поможет Вам убрать свои вещи и вы вместе отправитесь, например, пить чай.

Я надеюсь, что эти несложные пять принципов помогут вам воспитать в ребенке естественное желание  соблюдать порядок и прибираться после игры.