Воспитание приемного ребенка – основные трудности

Какие сложности ожидают родителей при воспитании детей, как определить признаки кризиса и справиться с трудностями.

Как воспитать счастливого ребенка

В конце прошлого века в России при воспитании детей упор делался на гендерные различия. Девочкам старались привить скромность, послушание, терпение, хозяйственность. Мальчиков учили не проявлять эмоции, быть сильными, умелыми, работящими. Никого не заботило, что половая принадлежность человека не должна определять стиль жизни. В XXI веке большинство родителей это наконец-то осознали и захотели растить детей счастливыми. Чтобы они могли быть свободными в выборе жизненного пути и делать то, что действительно любят.

Нужно стремиться воспитать счастливого ребенка

Точного рецепта, что же нужно сделать, чтобы ребенок однажды проснулся с мыслью: «Я счастлив!», не придумано. Но есть непреложная истина, что начинать нужно с себя. Ведь малыш не только слушает, что говорят мама и папа, но как губка впитывает их поведение. В воспитании необходимо обращать максимум внимания на свои ошибки, и пытаться их исправлять, а ребенок скопирует все без лишних напоминаний.

Как воспитать счастливого ребенка

Что делать:

  • Брать на себя ответственность. Всем знакомы ситуации, когда родители ругают малыша за какой-нибудь пустяк. Это следствие не плохого поведения отпрыска, а отсутствие ответственности за действия у взрослых. Раздраженность и усталость нужно сбрасывать другими путями, не пытаясь переложить проблемы на детские плечи. Если осознавать свои действия именно как свои, а не спровоцированные ребенком, то их будет гораздо проще взять под контроль.
  • Не вовлекать ребенка во взрослые переживания. Особенно таким грешат одинокие родители после расставания со второй половинкой. В ход идут рассказы про плохого партнера и людей в целом, сложности в работе, различные тяготы жизни. Мама или папа облегчают душу, совершенно не осознавая, что должно быть наоборот. Не ребенок должен быть психотерапевтом для взрослых, а они обязаны понимать, сочувствовать и помогать.
  • Анализировать свои поступки. Злость, гнев, обиду, раздражение, ненависть и остальные негативные эмоции не в силах вызвать крохотный родной человек. Мама кричит на малыша, случайно разлившего суп, не потому что он совершил проступок века, а потому что устала от постоянной уборки. Папа грозится наказать за разрисованные обои, не потому что их жалко, а потому что принято жить в идеальной квартире, и ему придется зарабатывать на дальнейший ремонт. Нужно подумать, что провоцирует гнев, и сдержаться в несправедливом обрушивании его на ребенка.
  • Учится выстраивать доверительные отношения. Наказать, отшлепать, поставить в угол, прикрикнуть, а при случае поощрить конфеткой – проще простого. Но это путь дрессировки, применяемый к животным, а не к людям. Ребенок при такой системе воспитания всего лишь научится при родителях казаться паинькой. Только постоянными разговорами, объяснениями, совместным времяпровождением можно добиться взаимопонимания и уважения, когда мать и дитя – друзья, а не враги.
  • Воспитывать себя. Если выбрасывать мусор на газон, а не в урну, то ребенок не станет бережно относиться к окружающей среде. Если играть в компьютерные игры ночами напролет, то малыш не воспылает страстью к чтению. Походы в Макдональдс однозначно не спровоцируют любовь к здоровому образу жизни. Поэтому, если хочется спортивного и подтянутого отпрыска – добро пожаловать на пробежку. Хочется умеющего готовить – берем фартук и вместе идем к плите. И так абсолютно во всем.
  • Не судить себя слишком строго. Все мы люди, и каждому свойственно уставать, не высыпаться, болеть или хандрить. Никто после рождения ребенка не превращается в супер-родителя, способного безошибочно следовать выбранной линии поведения. Нужно разрешать себе нарушать правила, но при необходимости обсуждать это с ребенком. Нет ничего страшного в горе грязной посуды или куче мятого белья. Главное, донести до малыша, что так происходит из-за усталости мамы, а не лени.
  • Видеть в ребенке лучшую версию себя. Нужно верить в малыша, поддерживать в начинаниях, не высмеивать смелые идеи и не сравнивать с остальными детьми. Изначально он любит родителей и старается их радовать. Но ребенку не всегда понятно, что хорошо, а что плохо, поэтому указать верный жизненный путь – первостепенная задача родителей. При этом нужно воздержаться от воплощения своих стремлений через ребенка. Например, если мать мечтала стать балериной, то вовсе не обязательно, что дочь тоже этого захочет. Задача состоит не в том, чтобы сделать свою улучшенную копию, а в раскрытии потенциал малыша.

«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Элейн Мазлиш, Адель Фабер

Как вы поступаете, когда в магазине ребенок устраивает скандал с требованием купить то, что в ваши планы не входило? Мы тоже раньше утаскивали его силой, пытались договориться и, честно признаться, даже покупали требуемое. А потом прочли книгу Элейн Мазлиш и Адель Фабер и стали делать иначе: завели специальный листок, в который записываем желания малыша. И ура ― магазинные истерики остались в прошлом.

Всемирно известные эксперты в области воспитания и опытные мамы просто и понятно рассказывают, как вести себя в бытовых и необычных ситуациях так, чтобы исключить истерики и наказания за непослушание, а отношения с детьми сделать доверительными и теплыми. Авторы не только делятся полезными, а порой неожиданными советами, но и приводят массу любопытных примеров из своей практики, давая читателям ключ к легкому и приятному общению с детьми.

Читайте также:  Малыш: как умывать и чистить глаза, уши, нос, уход за зоной подгузника

«Почему не надо давать ребенку совет, когда у него возникла проблема? Когда мы даем ребенку совет или немедленное решение его проблем, мы лишаем его опыта борьбы с собственными трудностями».

«Дети-тюфяки и дети-катастрофы». Екатерина Мурашова

Порой родители думают, что все из рук вон плохо. Вот, у соседей, например, какой умница растет, а у друзей ― еще лучше. И так хочется, чтобы кто-то опытный, мудрый выслушал, обнял и сказал, что все наладится, и что родитель ты нормальный и ребенок твой тоже очень даже.

Значит, читайте книгу практикующего психолога Екатерины Мурашовой. Она тот самый добрый, чуткий друг, который умеет найти правильные слова и без тени упрека дать нужный совет. Она расскажет, как найти подход к ребенку даже с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

«Для маленького ребенка весь мир — чудо. Всё впервые. Каждый день происходит так много нового, непонятного, неизвестного, что просто необходимо, чтобы хоть что-нибудь в этом загадочном мире всегда оставалось на своем месте и повторялось изо дня в день».

«Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик» Леонид Сурженко

Что делать, когда ребенок слишком эмоционально реагирует на запреты? Как правильно распознавать настроения малыша? На что особенно важно обращать внимание в воспитании? На эти и многие другие вопросы, мучающие всех родителей, в своей книге четко и ясно отвечает опытный тренер и преподаватель Леонид Сурженко. Читатель узнает, как сохранить отличные отношения со своим ребенком и с самим собой, оказавшись в неловких, сложных и даже глупых ситуациях, в которых обязательно оказывается каждый родитель.

«Прежде чем подходить к обиженному ребенку с какими-то разговорами, я посоветовал бы просто выдержать паузу. Потому что свежей обиде, как и свежей ране, надо дать время затянуться. Иначе любой контакт с ней будет весьма болезненным. Пусть ребенок остынет, развеется».

«Главная книга о воспитании. Как здорово быть с детьми» Лариса Суркова

«Когда вы говорите ребенку, что он может ударить кого-то в ответ, что может применить физическое насилие, то не факт, что ребенок будет применять физическое насилие в той ситуации, в которой вам хотелось бы».

«Большая книга «ленивой мамы»» Анна Быкова

Статья Анны Быковой «Ленивая мама» появилась в сети несколько лет назад и была опубликована, наверное, уже на большинстве родительских сайтов и форумов. Девушка в легкой ироничной манере делилась тем, как ее «лень» становится двигателем развития детей.

Если вам близка позиция автора, то принимайтесь за чтение ее «Большой книги». Правда это (чтение книги) больше похоже на беседу с классной веселой подругой, с которой и «за воспитание» можно поболтать, и обсудить, что в мире происходит. Анна Быкова делится своим опытом поиска общего языка с детьми и рассказывает, как можно проводить время всей семьей весело, интересно и с пользой.

«Помогайте ребенку только тогда, когда он не сможет сделать что-то сам. Дайте ему возможность пробовать свои силы, оценить свои возможности — это ключевой фактор развития ребенка».

MyBook дарит всем новым пользователям 14 дней доступа ко всему ассортименту сервиса. Активируйте промокод mother до 10 января 2020 года — читайте и слушайте без ограничений.

— поделитесь с друзьями!Читать дальше

  • 7 книг, которые должна прочитать каждая беременная
  • 9 книг в помощь осознанным родителям
  • Как помочь ребенку заговорить: советы логопеда из книги «Без паники!»

Признаки возрастного кризиса

[ads1]

Как узнать, что наступил именно кризис, а не проявился сложный характер или последствия дурного воспитания? Психологами составлен список основных проявлений кризисного поведения, которые должны насторожить родителей:

  • ярко выраженный негативизм (на все предложения и обращения ребенок мгновенно отвечает «нет»);
  • невероятное упрямство;
  • полный отказ от помощи родителей, абсолютное своеволие;
  • показные истерики, особенно в общественных местах;
  • активная позиция протеста, бунтарское поведение, угрозы побега.

Статья: Особенности характера ребёнка

Ребенок превращается в маленького демона, от которого можно ждать чего угодно. Любая предложенная помощь встречается криком (у малышей) или презрительным отказом (у подростков). На самом деле в эти периоды дети особенно уязвимы и очень нуждаются в значимом взрослом: родителе или близком родственнике.

Кризис трех лет

Чаще всего трудности в воспитании ребенка возникают на третьем году жизни. Капризы, невероятные требования, проявление социально осуждаемых качеств (жадность, агрессия), постоянный плач или крик – таковы основные характеристики кризиса трех лет. Родители хватаются за голову: как общаться с маленьким человечком? Что делать и как жить дальше?

На самом деле кризис может быть спровоцирован изменением обстановки (детский сад), появлением в окружении нового взрослого (няня), отдалением от матери. Чувствуя себя потерянным, ребенок начинает проявлять не просто непослушание, но негативизм: называет кислое сладким, отказывается от всех предложенных родителями способов коммуникации. Малыш упорно настаивает на своем, бунтует против общепринятых социальных и моральных норм, отрицает все, но ничего не предлагает сам.

Сложности в воспитании ребенка в этот период связаны еще с тем, что он намеренно обесценивает родителей и всех, кого на самом деле любит: ругает их, обзывается, выбрасывает или ломает игрушки. Ребенок живет в состоянии постоянного изматывающего конфликта с окружающим миром.

Признаки возрастного кризиса

Что происходит в этот момент? Ни много ни мало, рождается личность. Любое ограничение свободы познания она воспринимает в штыки. Пытается отделить свое «я» от родительского, получить самостоятельность, независимость от родителей.

Преодолеть кризис трех лет непросто. Родители должны принять малыша, с пониманием отнестись к происходящим с ним переменам. Никаких «военных действий» – давление усугубит ситуацию или сломает волю малыша. Но и оставлять ситуацию без внимания ни в коем случае нельзя. Ребенку нужно всячески давать понять, что родители любят его что бы ни случилось, уделять большое внимание развитию малыша, оказывать всяческую поддержку.

Читайте также:  Как вырастить успешного человека из ребенка

Мудрость родителей в гибкости по отношению к малышу, умении переключать внимание ребенка на новые виды деятельности, обязательно включать в программу общения активные виды игр и отдыха. А главное – понимать, что без бунта невозможно нормальное дальнейшее развитие ребенка, обретение им самостоятельности, познание собственных сил и возможностей.

Подростковый кризис

Невозможно обойти вниманием проблему подросткового кризиса, который заявляет о себе в промежутке 11-15 лет. Обуславливающими факторами здесь являются изменение гормонального фона и осознание собственной взрослости, желание обрести полную самостоятельность и независимость от родителей.

Проблемными становятся отношения с родителями и учителями, появляются проблемы в школе, неусидчивость, резкость в оценках и несдержанность в словах. Отвечая на вопрос о том, с какими трудностями сталкиваешься в воспитании детей подросткового возраста, родители отмечают спонтанное, противоречивое поведение, активную демонстрацию крайнего негативизма.

Подростковый бунт очень напоминает новый виток кризиса трех лет. Что делать? Ни в коем случае не давить, не давать негативных оценок внешнему виду, проблемам в школе. Категорически запрещено критиковать друзей, даже если они по объективным причинам не нравятся родителям.

Взрослый сам должен стать ребенку другом, научиться слышать его, принимать метания в поисках себя, порой выражающиеся в провокационных с точки зрения родителей действиях.

Терпение, дружелюбие, внимание и главное – уважение к подростку, – вот что поможет справиться с любыми трудностями воспитания ребенка.

Усыновление детей в 5-лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны – мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны – они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей – что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых – если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон – явление естественное.
  • В-третьих – неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Отношение родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (учим ребенка ходить – 10 важных советов). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Читайте также:  Круг для купания новорожденных - польза или вред?

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя». Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки. К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики. Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка, в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая  кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Воспитание ребенка: ответственность на родителях

Родители должны пересмотреть свое поведение и свою тактику воспитания ребенка 3 лет и старше. Только мама и папа смогут рассказать своему чаду обо всех возможных трудностях взрослой жизни. Не оставляйте ребенка наедине со своими мыслями и переживаниями.

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка остается в памяти образ семьи и отношений, которые строят его родители. Постарайтесь в воспитании ребенка 3 лет оставить только положительные впечатления о родителях. Для ребенка в 3 года отношения родителей — идеал своей будущей семьи.

Главное в воспитании ребенка 3 летнего возраста – заложить чувство самоуважения и уважения к родителям.

Покупать подросшим детям недвижимость как стартовую площадку

Если у родителей есть возможность, то можно приобрести для ребёнка «однушку» на окраине города или в пригороде. Со временем ему захочется большего. А эта квартира в итоге может стать стартовым капиталом для вложения в жильё покомфортнее. 

Еще неплохой вариант — помочь ребёнку с первоначальным взносом по ипотеке, если он попросит об этом. 

Многие родители мечтают сразу обеспечить ребёнка хорошим престижным жильём и дорогой машиной. Но тут возникает вопрос: а не лишат ли такие дорогие подарки мотивации в будущем? Зачем развиваться, стараться, если и так всё есть? К сожалению, таких примеров немало.