Вопрос 1. Этапы овладения письмом. Этапы овладения чтением.

Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.

Этапа овладения письмом по Гурьянову:

1)     Ориентировочный этап. Соответствует дошкольному возрасту. Ребёнок осваивает навык символизации, учится обращаться с бумагой, карандашом, ручкой. Развиваются движения руки, совершенствуется зрительный анализ.

2)     Аналитический этап. Соответствует добукварному и букварному периоду школьного обучения:

        Элементный. Развитие моторики при написании элементов букв и их соединений.

        Буквенный. Формируется связь звука и буквы.

3)     Аналитико-синтетический. Происходит переход к соединениям букв в слоги и слова. Основан на анализе и синтезе.

4)     Синтетический. Ближе к старшей школе, когда техника письма автоматизирована. Основной акцент на изложении собственных мыслей. Закрепляется навык письма как средства общения.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг? Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа! 

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Методики раннего обучения чтению

Подходы предлагаются самые разные.

  1. Аналитико-синтетический (классический путь от звуков к буквенным значениям, затем к слогу, слову, предложению). Сначала мы открываем ребенку мир звуков, учим их распознавать, понимать, что речь из них состоит, затем подводим к тому, что звук обозначается тем или иным знаком, т.е. буквой. Кроха учится проводить звуковой анализ слова: слышать и называть звуки, из которых состоит слово, различать гласные, согласные, твердые и мягкие звуки. Уже потом он начинает соединять буквы в слоги, слоги в слова (этот путь самый долгий и не подходит для раннего развития, зато он идеален для детей 4-5 лет).
  2. Чтение по складам (склад – буква или пара букв: согласный + гласный, согласный + Ь, Ъ). Для этого используются специальные складовые блоки и карточки.
  3. Чтение по слогам (слог – один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха). Ребенок сначала запоминает слоги, затем учится объединять их в слова.
  4. Чтение целых слов. Малыш запоминает слово, как некую картинку. Затем ему дают текст, в котором ранее изученные слова встречаются.
Читайте также:  Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога

Методика Зайцева

Методика Домана

Методика Монтессори

Методика Воскобовича

«Складушки Воскобовича» – игровое пособие, состоящее из 21 карточки. На них с правой и левой стороны расположены в виде вертикальных столбиков склады. Пособие подходит детям, которые уже знают буквы. В ходе игр ребенок усваивает принципы сложения слогов. Стихи, песенки, разнообразные герои помогают сделать занятия веселыми и совсем не скучными. Сначала карточки просто рассматриваются, сопровождается процесс чтением стихов, затем малыш запоминает стихи и воспроизводит их сам. Спустя время он учится показывать по просьбе склады, выделять их в песнях. Так, постепенно он учится читать сначала простые слова, а затем длинные.

Методика Тепляковой

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Нормальная техника чтения у детей

  • в 6-7 лет ребенок должен читать не менее 30 слов в минуту;
  • в 8-9 лет минимальная норма увеличивается до 50 слов;
  • в 11-12 лет количество слов должно превышать 70;
  • начало средней школы – нижняя граница нормы не менее 100 слов в минуту.
  • Нормальная техника чтения у детей

    В процессе обучения в средней школе количество слов в среднем составляет 120-150 в минуту. Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален и учится с определенной скоростью.

    Недопустимым является насильственное обучение детей каким-либо когнитивным навыкам, так как результат будет противоположным желаемому.

    Нужно ли детям быстро читать?

    Задаваться вопросом: «А надо ли моему ребенку быстро читать?» – в условиях современного мира даже смешно. Успеваемость в школе, скорость подготовки дома, изучение дополнительных материалов напрямую зависят от умения быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию.

    Способы развить речь у ребенка

    • «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
    • «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.

    Книги как продолжение мультфильмов и фильмов, книги про самое любимое

    Можно рассказать ребенку, что эта книга про то, что он очень любит, предварительно подобрав ее по интересам ребенка. Или предложить ребенку прочитать книгу по недавно просмотренному вместе с ним фильму. Ребенку можно рассказать, что в фильме не показано очень много интересных моментов, о которых он может прочитать в книге.

    Конечно, нет гарантии, что эти способы подойдут вашему ребенку. Помимо них должен выполняться еще целый ряд условий.

    Польза чтения книг вслух

    Большинство полагают, что это подходит для детей. Также этот прием используют и на школьных уроках литературы. Чтение вслух является одной из форм совместного досуга. Поэтому часто парам советуют читать друг другу книги вслух — это еще больше сближает людей и добавляет романтики.

    Чтение вслух обожают дети. Особенно если взрослый по-разному «озвучивает» героев книги. У ребенка развивается слуховое внимание и восприятие. Также благодаря эмоционально окрашенному чтению вслух дети учатся лучше понимать эмоции других людей. Но не нужно читать слишком долго — важно, чтобы ребенок не только внимательно слушал, но и понимал сюжет произведения.

    Также чтение вслух улучшает слуховое восприятие — человек старается понять и запомнить информацию на слух, это позволяет активнее задействовать мышление. Такая форма чтения улучшает дикцию. Старайтесь читать неторопливо, чтобы слушатель понимал смысл книги. Старайтесь голосом передать характер персонажей, правильно расставляя акценты. Это отличное упражнение для тренировки голоса. Поэтому читать вслух нужно в любом возрасте.

    Польза чтения книг огромна. Но не нужно заставлять человека читать, ведь тогда это занятие не будет приносить ему удовольствие. Просто нужно найти ту книгу, которая сможет его заинтересовать. И тогда человек сможет открыть этот чудесный мир фантазии и познакомиться с героями и их увлекательными историями. Книга — это друг человека, который всегда поддержит.

    Старайтесь читать по несколько страниц хорошей литературы каждый день. Так постепенно вы станете читать все больше. Читайте книги различных жанров, чтобы ваш мозг активнее работал. И вы сможете пополнить запас знаний в различных областях, что повысит вашу самооценку и сделает вас увереннее. Книги позволяют человеку мыслить шире, креативно и продолжать мечтать.