Учим стихи с малышами: договаривание слов для развития речи

Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.

Когда появились потешки?

Точную дату, когда появились русские потешки, не может назвать ни один историк. Известно лишь то, что использовались они ещё во времена княжения Владимира, именно тогда появились первые письменные упоминания о них. К сожалению, многие тексты не дошли до нашего времени или были видоизменены вследствие того, что слова и выражения устарели и вышли из обихода. Пожалуй, единственные потешки, которые мало поддались влиянию времени – это те, которые содержат описания животных и птиц.

Использование потешек в воспитании детей всегда было нормой на Руси. В каждой семье, независимо от её благосостояния и сословной принадлежности знали, что такое потешки, и использовали их при любом контакте с детьми. Их мелодичное звучание и смысловая позитивная составляющая помогали установить более тесный контакт с ребёнком, успокоить его и настроить на продуктивное взаимодействие со взрослыми. Песни-потешки часто сочинялись мамами, бабушками и нянюшками на ходу, что делало их уникальными. К сожалению, многие памятники словесности не дошли до наших дней.

Однако и сегодня остались короткие стишки, которые можно использовать в процессе воспитания малышей. Буквально каждый шаг от пробуждения утром и до вечернего засыпания можно сочетать с потешками, которые не только настроят малыша на позитивную волну, но и помогут ему освоить множество необходимых знаний.

Учим стихи с малышами – договаривай сам

Ниже приведены самые популярные стихи и потешки для детей. Слова, которые ребенок должен произносить сам, выделены синим цветом. Постепенно увеличивайте паузы — пусть ребенок договаривает не одно слово, а несколько, а затем и целые строки.

Мишка

Уронили мишку на пол,Оторвали мишке лапу.Все равно его не брошу,Потому что он хороший.

Мячик

Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик.-Тише, Танечка, не плачь:Не утонет в речке мяч.

Бычок

Идёт бычок, качается,Вздыхает на ходу:— Ох, доска кончается,Сейчас я упаду!

Спать пора! Уснул бычок,Лёг в коробку на бочок.Сонный мишка лёг в кровать,Только слон не хочет спать.Головой кивает слон,Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка —Под дождём остался зайка.Со скамейки слезть не мог,Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,Причешу ей шёрстку гладко,Гребешком приглажу хвостикИ верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решилиПрокатить кота в машине:Кот кататься не привык —Опрокинул грузовик.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,Я сама его пасу.Я козлёнка в сад зелёныйРано утром отнесу.Он заблудится в саду —Я в траве его найду.

Самолёт

Самолёт построим сами,Понесёмся над лесами.Понесёмся над лесами,А потом вернёмся к маме.

Солнышко

Смотрит солнышко в окошко.Смотрит в нашу комнатку.Мы захлопаем в ладошкиОчень рады солнышку.

Божья коровка

Божья коровка,Улети на небо,Там твои детки,Кушают конфетки!

Появление потешек

Когда именно появилось это определение и сам жанр, никто точно не может сказать, и никогда не сможет.

Читайте также:  Бизнес: студия детского плавания в Хабаровске

Однако известно, что использовали их еще во время правления князя Владимира, именно в этот период стали появляться первые письменные упоминания о потешках.

К сожалению, множество текстов до нашего времени не дошли или претерпели серьезных видоизменений, что неудивительно, ведь многие слова превратились в архаизмы, и их заменили новыми словами, которые употребляются в речи. Читать и рассказывать их в целях воспитания, во времена Руси было обычном делом.

Их обычно сочиняли мамы, бабушки на ходу, и в этом их уникальность. Но, к большому сожалению, не все народные стихи дошли до нашего времени. Но и в современном мире есть короткие, смешные стихи, которые нужно задействовать в воспитании деток.

Практически каждый шаг в течении всего дня можно совмещать с потешками, которые не просто принесут крохе радость, хорошее настроение, но и помогут запомнить и выучить много важных вещей.

Жанры детского фольклора

1. Народные сказки

Примеры народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и многие-многие другие.2. Пословицы и поговоркиПословицыпоговорки«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Сделал дело – гуляй смело» По одежде встречают, а по уму провожают. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Одно голова хорошо, а две лучше. С кем поведешься, от того и наберешься. Старый друг лучше новых двух. За много дел не берись, а в одном отличись. Глаза боятся, а руки делают. Что летом уродится, всё зимой пригодится. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Слезами горю не поможешь. Мал да удал. Здоровье дороже денег. Яйца курицу не учат.3. Потешки«потешки»

«Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую»,Ой, качи-качи-качи! Глянь – баранки, калачи, Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи – Подхватили калачики, Нам осталися бара-а-а-ночки! *** Ай, лады-лады-лады – Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. *** Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка! *** Ах ты, Совушка-сова, Ты большая голова! На пеньке сидела – Головой вертела, Во траву свалилася – В яму покатилася.4. ПрибауткиПрибаутки Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. *** Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом, Идёт дым столбом! Кошка выскочила! Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом, А лошадка — с фонарём, А собачка — с помелом, Серый заюшка с листом. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас! *** Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: — Могу песни я петь! *** Петя-Петя-Петушок, Петя – красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел, Купил себе сапожки, А курочке – сережки!

Читайте также:  Развитие координации у детей дошкольного и младшего школьного возраста

5. Пестушки

ПестушкиПотягушки-порастушки: В рученьки — хватушки, В ноженьки — ходушки, В роток — говорок, А в головку — разумок! *** Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! *** Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий! Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький. *** Ой какие мы большие -Не малюсенькие! Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.
Читайте также:  Эти 5 соков Роскачество запретило пить

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Когда стоит обратиться к логопеду

Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.

То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет –можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом. Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снизит качество жизни ребенка в дальнейшем.

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали: «Мы так сегодня устали, мы столько сегодня прыгали, что больше совсем не хотим, чтобы нами опять дрыгали. Мы хотим полежать, отдохнуть, чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали: «Мы тоже очень устали, мы одевали, кормили и мыли и ещё рисовали. Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал: «Я тоже устал! Я тоже трудился, я помогал! И ложку держать, и глаза умывать! Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали: «И мы тоже устали! Мы целый день всех внимательно слушали. Мы столько узнали… Мы были бы рады, если б поспали!»

И глазки сказали: «Ох, а мы как устали! Так устали, что аж защипали! Мы столько сегодня видели, а теперь хотим мы поспать, давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал: «Я тоже устал, я жевал, я кусал и кричал. Давайте скорей отдыхать, чтобы завтра опять «доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал: «А сколько я рассказал, почмокал, почавкал и прорычал, я тоже очень устал!»

И только носик промолвил: «А я не устал! Вы все тихонько лежите, отдыхайте и спите! А я буду вас охранять и спокойно дышать и дышать».