Развитие ребенка с синдромом Дауна: от 0 до 19 месяцев

Одним родителям достаточно сходить с малышом раз в месяц к педиатру, услышать о его здоровье и развитии заветную фразу «все хорошо» и успокоиться. Другим же мамам и папам хочется еще и самим уметь определять, нет ли у их грудничка каких-то отклонений. Мы подготовили для вас календарь развития доношенного ребенка по месяцам с момента его рождения до 12 месяцев — с основными показателями и среднестатистическими нормами на каждом возрастном этапе.

ОБНОВЛЕНИЯ

08 июня 2019, 16:18:59

Токсикозы при кишечных инфекциях

08 июня 2019, 16:10:24

Токсикозы при кишечных инфекциях

07 июня 2019, 22:59:05

Острый обструктивный ларингит (круп) у детей

09 мая 2019, 16:13:23

Заболеваемость

27 апреля 2019, 16:00:00

Амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения

24 апреля 2019, 01:02:18

Недостаточность питания у детей раннего возраста

17 апреля 2019, 22:26:23

Желчно-каменная болезнь: лечение

17 апреля 2019, 22:21:37

Желчно-каменная болезнь: диагностика

17 апреля 2019, 22:07:42

Желчно-каменная болезнь: этиология и патогенез

17 апреля 2019, 22:06:28

Анатомия желчевыводящих путей

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Причины синдрома Дауна

Превышение генетического материала корреллирует с возрастом матери, отца и даже бабушки по материнской линии. Однако предугадать, родится ли ребенок здоровым или больным невозможно — его родители почти всегда оказываются здоровыми людьми, а патология обнаруживается только на этапе скрининга плода. Косвенно повлиять на развитие синдрома может:

  • зачатие в близкородственном браке;
  • наличие среди родственников человека с данной мутацией;
  • поздние роды при возрасте матери от 35 лет и отца от 40 лет;
  • наличие вредных привычек, нездоровое питание и образ жизни.

Синдром не связан с полом плода и диагностируется при помощи инвазивных и неинвазивных методик. При рождении развитие ребенка практически всегда соответствует нормальному, за исключением незначительных задержек. При этом братья и сестры с заболеванием похожи между собой, но не похожи на родителей.

Отличия с первых дней:

  • дети с заболеванием имеют уплощенное лицо и укороченный нос;
  • на укороченной шее имеется характерная складка;
  • у внутреннего уголка глаза заметен эпикантус, несвойственный детям немонголоидных рас;
  • уголки глаз имеют разную высоту, что нередко сопровождается косоглазием;
  • язык увеличен, из-за чего ребенку сложно держать рот закрытым;
  • наблюдается искривление мизинца, клинодактилия;
  • в 20% и более также диагностируется врожденный лейкоз, эпилепсия, проблемы с мочеполовой системой.

Особенности развития

В возрасте до 3 месяцев для ребенка с синдромом Дауна характерен следующий уровень развития:

  • выражает чувство голода плачем, а сытости — радостью;
  • эмоционально реагирует на внимание и появление значимых взрослых;
  • не наблюдается проблем с сосанием и глотанием молока;
  • при положении лежа на спине активно двигает ручками и ножками;
  • подъем головы не ниже 4-6 см от поверхности, время удержания головки — 8-12 секунд;
  • при положении лежа держит головку около минуты;
  • хорошо сжимает и разжимает кулачки;
  • может дотронуться пальчиками до собственного лица;
  • активно наблюдает за интересными предметами;
  • узнает голос матери и реагирует на него;
  • узнает знакомых людей и эмоционально выражает это.

В возрасте 4-6 месяцев:

  • делает попытки к общению с близкими, гулит и лепечет;
  • умеет смеяться;
  • демонстрирует опаску и сомнение при виде незнакомых людей;
  • активно тянет в рот ручки;
  • сидит и держит головку без особых затруднений;
  • наблюдает за интересными предметами;
  • хорошо отличает знакомых, вплоть до частых гостей, от незнакомцев;
  • следит за любимыми игрушками и другими интересующими предметами.

Старше 6 — до 10 месяцев:

  • реагирует на щекотку смехом;
  • улыбается при играх или в ответ на ласку;
  • учится говорить короткие слова из пары слогов;
  • знает, что если уронить предмет, его поднимут;
  • плачет или проявляет другие негативные эмоции, если у него отбирают игрушку;
  • умеет кушать из рук, пить из кружки, которую держит взрослый;
  • начинает самостоятельно ползать и вставать с поддержкой взрослого;
  • передает предметы одной или двумя руками;
  • проявляет любопытство к окружающему миру, познавательные попытки.

В возрасте 10-12 месяцев:

  • реагирует плачем на отчитывание или ругань;
  • понимает, что в ответ на просьбу можно отдавать предметы;
  • самостоятельно кушает;
  • обнимает родителей;
  • переворачивается со спинки на живот по собственному желанию;
  • ходит с поддержкой взрослых;
  • начинается развитие мелкой моторики в играх;
  • понимает, когда к нему обращаются.

От 13 до 15 месяцев:

  • машет ручками и хлопает в ладоши, в зависимости от ситуации;
  • может отвечать утвердительными или отрицательными движениями головы;
  • самостоятельно встает и ходит;
  • играет с мячом, конструктором, машинками, пирамидкой;
  • делает первые рисунки.

В возрасте 16-19 месяцев:

  • понимает простые поручения от взрослых и выполняет их сам или с чужой помощью;
  • отдает взрослым предметы при просьбе;
  • учится самостоятельно снимать одежду;
  • сам умывается;
  • умеет подниматься и спускаться по ступенькам с подстраховкой от взрослого.

Обращайтесь, чтобы получить индивидуальную программу Войта-терапии для Вашего малыша!

Развитие ребенка по месяцам до года таблица

Каждый месяц меняется не только вес и рост малыша, но и появляются новые навыки.

Вот таблица с основными показателями развития ребенка с рождения.

Возраст, рост и вес Навыки и умения
Во время рождения:

Рост примерно -49-53 см.

Вес – 3100-3500 гр.

Шевелит ножками и ручками, когда не спит.

На раздражители реагирует плачем.

В 1 месяц

Рост – 53-55 см.

Вес – 4200-4600 гр

Следит за перемещениями предметов  и за лицом взрослого. Реагирует на неожиданные и громкие звуки и гулит. Пытается приподнимать голову.
В 2 месяца.

Рост -57-58 см.

Вес – 5100-5600 гр.

Поворачивается на голос взрослых.

Проявляет интерес к окружающим предметам.

Агукает.

В 3 месяца.

Рост – 60-62 см.

Вес -5800-6400 гр.

Рассматривает предметы продолжительное время.

Если поддерживать, то опирается ножками.

На животе приподнимается на предплечья.

Проявляет недовольство громким плачем.

В 4 месяца.

Рост- 62-64 см.

Вес-6400-6700 гр.

Поднимает головку, когда лежит на животе.

Смеется и улыбается  во время игр.

Гулит и хватает свисающие предметы.

Разворачивается со спины и на живот.

В 5 месяцев.

Рост – 65-66 см.

Вес – 6800- 7200 гр.

Знает близких. Провожает движущиеся предметы взглядом. Захватывает и держит предметы двумя руками. Может сидеть, но с поддержкой. Рассматривает картинки.

В 6 месяцев

Рост 66-68 см.

Вес -7300-7900 гр.

Может сидеть без поддержки.

Протягивает руки к предметам.

Поднимает игрушку, которая падает из рук.

Начинает ползать.

Учится кушать с ложки.

Пробует вставать на ноги.

В 7 месяцев

Рост – 67-69 см.

Вес -7600-8300 гр.

Может сидеть и ползать.

Стоит с поддержкой за руки.

Долгое время играет с игрушками.

Пробует садиться.

Пьют из кружки, но с поддержкой взрослых.

В 8 месяцев

Рост – 69-71 см.

Вес-7900-8600 гр.

Перекладывает предметы с одной руки в другую.

Ползает и  стоит, удерживаясь за опору.

Радуется другим деткам.

Показывает знакомые предметы, когда спрашиваешь «где».

В 9 месяцев

Рост – 70-72 см.

Вес – 8200-8900 гр.

Пробует самостоятельно стоять и делать шаги.

Пытается повторять за другими детями.

Осознано играет с игрушками.

Рвет и мнет бумагу.

При поддержке за опору может танцевать.

В 10 месяцев

Рост – 72-73 см.

Вес – 8500-9200 гр.

Пытается брать небольшие предметы пальцами.

Пальцы просовывает в дырочки.

Ходит, если держать карапуза  за две руки.

Реагирует на просьбы взрослых.

Повторяет звуки и жесты за взрослыми.

Машет рукой при встрече и расставании.

В 11 месяцев

Рост – 73-75 см.

Вес -8700

Может стоять самостоятельно.

Ходит, держась только за одну руку. Поднимает предметы, не приседая.

Произносит простые слова.

Складывает кубики и играет в ладушки.

Проявляет интерес к музыкальным игрушкам и книжкам.

В 12 месяцев

Рост- 74-76 см.

Вес-8900-9600 гр

Пытается ходить самостоятельно.

Пью из чашки самостоятельно.

Кусает твердую пищу. Понимает слова можно» и «нельзя».

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

  1. Умывание. Должно производиться 1 раз в день (утром) для новорожденного и 2 раза в день ребенку старше 2 месяцев. Умывание производиться по принципу «сверху-вниз». Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют свой тампон. Умывать необходимо теплой кипяченной водой, можно лицо протереть ватой. Начиная с 5 месяцев можно использовать водопроводную воду. Протирать ротовую полость грудничку категорически запрещено. В этом возрасте слизистая оболочка очень ранимая, что может привести к развитию воспалительных процессов в ротовой полости. Для чистки носа используют ватные жгутики. Необходимо смочить их водой или вазелиновым маслом, затем вращательным движением ввести в носовой ход и осторожно извлечь. Ушки чистят с периодичностью в 3-4 дня. Также нужно использовать ватные жгутики и воду. Не стоит использовать ватные палочки, так как они могут нанести повреждения.
  2. Ногти обрезаются 1 раз в неделю. Лучше это делать после купания, когда они мягкие. Ножницы предварительно нужно обработать спиртом. На ногах следует обрезать ровно, а на руках – закругляя уголки.
  3. Чем меньше карапуз, тем чаще его необходимо подмывать. Это обусловлено частым мочеиспусканием и дефекацией у детей данной возрастной категории. Подмывать необходимо проточной водой. Девочек – спереди назад. После подмывания кожу нужно вытереть и смазать стерильным маслом (например, «Джонсонс –Бэби»).
  4. Проведение гигиенических ванн. Первое купание проводится на 2-й недели жизни, когда заживает пупочная ранка. В первом полугодии данная процедура проводится каждый день, во втором полугодии через день. Перед процедурой ванночку необходимо хорошо вымыть и ополоснуть. Температура воды: 1 месяц – 37,5-37 градусов, 2-6 мес – 37-36,5, после 6-го месяца – 36,5-36. Продолжительность купания от 3 до 10 минут.
  5. Пеленание. Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит. Отечественная педиатрия придерживается иного мнения. Общие правила пеленания:
  • Вначале одевается тонкая распашонка, памперс.
  • Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку.
  • Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку.
  • На 1 месяце жизни ребенка необходимо пеленать с ручками, со 2-го месяца ручки не прячутся и находятся поверх пеленки.

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Коротко о главном

  1. Развитие тела, рук и интеллекта у малыша тесно взаимосвязано, но начинается всё именно с движения.
  2. Для развития движений ребёнку в первый год жизни важно взаимодействовать со всем, что его окружает: видеть людей, комнату, улицу, иметь возможность трогать и рассматривать предметы. Чтобы познавать себя и мир, нужно быть ближе к нему, поэтому родителям следует как можно больше общаться с малышом и не изолировать от всего и всех.
  3. Домашнее пространство должно быть подготовлено для ребёнка раннего возраста: важно сделать его безопасным и позволить перемещаться максимально свободно. Хорошим решением будет постелить в комнате большой матрас на пол и расположить неподалёку игрушки, чтобы малыш смог достать их сам. Это поможет развивать крупную и мелкую моторику.
  4. В первые месяцы жизни следует выбирать игрушки и материалы, способствующие двигательной активности. При этом они не должны быть яркими и громкими, и не нужно большое количество. Многие игрушки легко сделать своими руками.
  5. Никакие игрушки не заменят внимания родителей, только с ним возможно гармоничное развитие.
  6. Когда ребёнок пытается что-то сделать сам, не стоит ему помогать. В противном случае сформируются ложные представления о своих возможностях, станет меньше мотивации исследовать мир, и развитие может замедлиться.
  7. Нельзя ускорить развитие движений до года насильно. «Алгоритм» задан природой, поэтому нет смысла заставлять ребёнка сидеть, стоять или ходить раньше времени.
  8. Скорость развития у каждого своя. Нет ничего страшного в том, что малыш отстаёт от графика или опережает его на несколько недель.

Статья подготовлена с помощью материалов наших экспертов: Марины Белоус — практикующего семейного врача, Веры Могилёвой — кандидата психологических наук и Монтессори-педагога AMI

Редактор: Камила Кленовиц

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Физическое развитие и активность детей в 3-года

В возрасте 3-4 лет дети очень подвижные и активные. Идет перестройка организма. Это уже не малыши, но еще и не взрослые. В это время врачи отмечают быстрый рост и потерю жировой массы.

Упрашивать малыша пойти поиграть в парке не придется, ведь активные игры, беготня сейчас привлекают их больше всего. Малыш становится более выносливым. Сейчас можно вводить физкультуру и спортивные занятия – детям это пойдет только на пользу. Дайте им возможность выплеснуть энергию на игровой площадке.

Правильное физическое развитие

Под правильным физическим развитием малыша подразумевается соответствие антропометрических норм возрасту. В возрасте 3-5 лет дети снова вступают в фазу активного роста, прибавляют так же, как в первый год жизни.

К 3 годам малыш уже уверенно бегает, может менять направление движения. Сейчас детям просто необходима физическая активность, и оставлять их без движения вредно.

Идет укрепление сосудов всего тела, налаживание работы сердца, развитие дыхательное системы.

К 4 годам это уже «маленький взрослый». Пропадает детская пухлость – малыш выглядит пропорциональным. Сейчас он может потерять несколько килограммов, так как постоянно находится в движении.

Если в это время ограничивать его двигательную активность, не давать выхода энергии, то развитие организма не сможет проходить правильно.

У детей, ограниченных в двигательной активности, наступают эндокринные проблемы, снижается насыщение крови кислородом.

Пока что рост и вес девочек и мальчиков примерно одинаковый. Их развитие проходит по одному принципу: они активные, жизнерадостные, любят совместные игры. Занятия физической культурой проводятся для девочек и мальчиков совместно, нагрузка одинаковая.

Что умеет ребенок 3-4 лет?

У малышей 3-4 лет внушительный набор возможностей. Конечно, при условии, что они занимаются физической культурой. Без нее физическое развитие может проходить замедленно. Если малыш посещает детский садик, то у него есть простые уроки физкультуры. Кроме того, рекомендовано утром делать небольшую зарядку, это помогает проснуться и быть в форме.

У детей внимание на упражнениях удерживается 10-15 минут, не больше. Потом преподаватель физкультуры делает игровую паузу. Игры выбираются активные, полные движений. Игра привлекает, конечно, больше, чем рутинные упражнения. В этом возрасте для детей игровая физкультура будет лучшим выбором. Итак, что же умеют дети 3-4 лет:

Физическое развитие и активность детей в 3-года
  • ходят на носочках и пятках, могут делать большие и маленькие шаги;
  • ходят и бегают, но непродолжительное время;
  • прыгают на месте, совершают прыжки вперед или назад;
  • могут бросить и поймать мяч;
  • любят общую физическую активность;
  • могут контролировать свое тело, удерживать равновесие.

Это не так мало, если учесть, что правильно ходить ребенок начал всего полтора года назад. К 4 годам появляется полное владение своим телом, малыш становится выносливее.

Занятия физкультурой

Важно правильно организовать физическое развитие детей. Для этого физические нагрузки должны быть регулярными и дозированными. В детском садике будут игры, физкультура, разные веселые соревнования.

Затем малыш идет в школу, где занятия продолжатся, но будут уже серьезнее. С 4 лет можно отдавать ребенка в спортивную секцию – посещать ее рекомендуется не чаще 2 раз в неделю по 1-1,5 часа.

Этой нагрузки вполне достаточно для таких маленьких детей.

В возрасте 4 лет почти все профессиональные спортивные секции начинают набор. У многих детей уже к 3-4 годам отмечают хорошие физические данные для занятия спортом, например гимнастикой. Родителям нужно понимать, что это уже путь в серьезный спорт. Необходимо очень хорошо подумать, ведь теперь жизнь малыша будет постоянно связана с этим.

Физкультура дома

Самые простые уроки физкультуры с ребенком можно проводить дома или на площадке. Заниматься нужно 10-15 минут. Лучше всего делать это зимой в проветренном помещении, а летом – на улице. Схема занятий для детей 3-4 лет будет следующей:

  1. Бег – 200-300 метров. Не стоит задавать малышу быстрый темп. Если нужен отдых, дайте ему передохнуть 2-5 минут.
  2. Ходьба на носочках и пятках – 150 метров.
  3. Прыжки на одной и двух ногах. По 10 повторений.
  4. Приседания – 5 повторений.
  5. На площадке – лазанье по лесенке, висы на вытянутых руках.
  6. Упражнения с обручем. Поднятие обруча на вытянутых руках.
  7. Упражнения дома на коврике: лодочка, перекатывания, растяжка.

Время от времени повышайте нагрузку, но не чаще, чем 1 раз в 2-3 месяца. Добавляйте другие простые упражнения. К 5-6 годам малыш уже может пробежать трусцой около 500 метров без остановки.

Не нужно сильно перенапрягать ребенка. Нельзя заниматься во время болезней, кроме того, необходим перерыв на 1-2 недели после полного выздоровления. В этот период организм усиленно работает над своим восстановлением, и ему не нужна дополнительная нагрузка. После болезни лучше начинать с пеших прогулок на 1-2 километра.

От месяцев до года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что должна уметь ребенок девочка в 10 месяцев?

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.
Читайте также:  12 лучших аспираторов (соплеотсосов) для новорожденных