Развитие малыша на 3 месяце: физические умения и навыки

К двум месяцам кризисный период новорожденности заканчивается привыканием ребенка к жизни вне матки, и начинается период стабильного развития — младенчество. Основная деятельность ребенка в этот период — движение и общение. Для успешного развития ребенка в первый год жизни, необходимо уделять ему достаточно внимания и тепла, постоянно взаимодействовать с ним.

Взросление ребенка

В первые 1,5 года жизни дети переживают резкий рост и стремительное развитие: физическое, умственное и эмоциональное. Этот процесс проходит волнообразно и характеризуется появлением у ребенка новых навыков.

Каждое новое умение накладывается на предыдущий навык. Например, кроха учится сперва переворачиваться, потом ползать и сидеть, подтягиваться и вставать у опоры и, наконец, ходить. Скачок роста — это также скачок в развитии нервной системы и мозга. Стремительные перемены, появление новых способностей порой пугают ребенка. В такие периоды ему требуются особое внимание и помощь родителей.

Можно выделить одинаковые паттерны и очередность их развития у всех детей, несмотря на то, что каждый ребенок уникален. В общей сложности насчитывают 10 периодов скачков роста у детей до 2 лет: 8 из них происходят до 12 месяцев, 2 последних — до 18 месяцев.

Нормы физического развития в месяца жизни

Для того, чтобы оценить, насколько гармонично развивается малыш на этом месяце жизни, родителям стоит ознакомиться с примерными нормативами развития крохи.

Развитие ребенка в 2 месяца

ВНИМАНИЕ: в таблице указаны средние показатели. Не стоит бить тревогу, если рост или вес ребенка отличается от нормативов, при этом ребенок хорошо ест и спит.

Нормы физического развития в месяца жизни

Среди особенностей физического развития ребенка в 2 месяца можно выделить:

  1. Изменяется структура волосяного покрова. На смену мягким пушковым волосикам приходят «взрослые» волосы луковичного типа;
  2. Красные сосудистые пятнышки, которые часто можно обнаружить в области лба или затылочной части головы, начинают бледнеть. Как правило, если у крохи нет проблем с кровообращением, к году они и вовсе исчезнут.
  3. На втором месяце жизни у младенца значительно возрастает чувствительность к болевым ощущениям. Ребенок гораздо быстрее реагирует на возникший дискомфорт: несвежий подгузник, слишком горячая или наоборот холодная температура воды при купании, неудобная одежда.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Своевременное развитие речи

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Развитие ребенка месяца жизни

Вот ваш малыш повзрослел еще на один месяц, теперь он стал еще осмысленнее и увереннее себя вести. На этом этапе в развитии происходят самые настоящие прорывы. Малыш уже с легкостью лежит на животике и научился поднимать ручки. Так же он теперь знает, кто его родные, а кто чужие. Ваш малыш сможет теперь не только капризничать, но и смеяться – а это очень важный момент для абсолютно любого родителя.

Развитие ребенка 3 месяца жизни -Развиваемся физически

О росте и весе, наверное, даже говорить не стоит потому, что каждый малыш набирает по-разному. Но значительные изменения вы определенно заметите. Теперь карапуз уже прекрасно понимает то, что делает, начинает больше внимания уделять тому, чтобы что-то рассмотреть. Ребенок в этот период уже может самостоятельно держать головку но еще не совсем недолго, потому как его тело еще слабо.

Не удивляйтесь, как в один момент вы заметите, что ваше чадо перевернется со спинки на бок. На самом деле на развитие ребенка третьего месяца жизни в значительной степени влияет именно поза, когда он лежит на животике. Таким образом он начинает учиться держать равновесие – а это, несомненно, очень важно.

Самой любимой игрушкой вашего малыша станут его ручки. Он почувствует себя настоящим барином, когда поймет, что они принадлежат ему и что он может делать с ними все, что захочет. Малыш будет стараться постоянно соединить свои ручки вместе. Так же, если вы положите перед ним какую-то игрушку, то ребенок обязательно постарается ее схватить.

Обязательно играйте с малышом как можно чаще. Обратите внимание на тот момент, когда он будет переворачиваться на бочок, научите его переворачиваться в разные стороны. Познакомьте ваше маленькое чадо с частями тела. На себе покажите, где находится носик, де губки.

Читайте также:  Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия

Психологическое развитие ребенка на 3 месяце жизни

Наверное, когда малышу уже исполняется три месяца – это самое большое счастье для родителей. Ведь теперь вы все реже будете слышать плач своего малыша, и услышите, как он заливисто начнет смеяться. Проводите в такие моменты с ребенком как можно больше времени. Малыш теперь хочет общаться, и когда он будет бодрым, надо с ним заниматься.

Обратите внимание на то, что на данном этапе ребенок уже очень хорошо умеет капризничать. Чаще всего это будет связано с тем, что ему просто скучно. Не переживайте, плач бывает разным. Но если ребенок постоянно плачет. то этому есть причина и ее надо срочно найти. Вы обязательно сможете отличить, когда у малыша есть какая-то проблема, а когда ему просто скучно без вашего внимания. Карапуз будет сам искать глазками, где же находится его мама – он постоянно нуждается в том, чтобы общаться с ней. Когда он ее увидит, начинает улыбаться и гулить – вот это счастье!

Когда малыш начинает с вами разговаривать, ни в коем случае не оставляйте это без внимания. Обязательно поговорите вместе с ним, повторите те звуки, которые он произнес – для ребеночка это важно. Если вы скорчите мордочку, то увидите, как малыш усердно пытается повторить эту мимику за вами. Теперь малыш понимает, для чего нужны некоторые предметы и понимает, когда они пропадают с поля его зрения. Ребенок познает мир, а задача родителей состоит в том, чтобы ему помочь .

Ребенку 3 месяца развитие и питание

Не зависимо от того факта, на каком типе питания находится ребенок, с данного возраста вполне можно пробовать давать ему уже свежие соки. Малышу очень понравиться яблочный сок, к тому же он будет получать витамины. После того, как первый раз дадите малышу сок, то в обязательном порядке проследите за тем, не вышло ли у него на теле красненьких высыпаний. Если аллергии нет, значит все хорошо, и можете даже попробовать дать малышу морковный сок.

Игры для ребенка на 3 месяце жизни

Обязательно повесьте над кроваткой игрушки, чтобы малыш мог до них дотянуться. Таким образом он будет чудесно проводить время. Развитие ребенка в 3 месяца в самом разгаре. Можно так же уже начать играть с ним в ту игру, которая навсегда будет идти с ним по жизни. Это «ку-ку». Вот увидите, как ребенку понравится, эта игра ему не надоест. А вот погремушки рекомендуется менять примерно раз в неделю. чтобы у малыша было своеобразное разнообразие.

И самое главное, не забывайте, что теперь ваш ребенок стал намного подвижнее. Не оставляйте его без присмотра на открытом месте, ведь он с легкостью может перевернуться на бок и упасть. Будьте очень внимательны и осторожны.

Еще интересные статьи:

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).
Сенсорные системы

Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Сенсорные системы

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении.

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок
  • Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Что должны уметь дети в года

Выше представлена краткая характеристика развития познавательной и двигательной сферы в трехлетнем возрасте. Теперь выясним, что должен уметь ребенок 3-4 лет.

Читайте также:  Как выглядит и что умеет малыш в 1 годик

Познавательные умения

  1. Называет свое имя, фамилию. Верно отвечает на вопросы, сколько лет, как зовут маму, папу.
  2. Собирает пирамидки, учитывая размер деталей. Правильно оперирует с вкладываемыми наборами предметов (формочки, матрешки).
  3. Самостоятельно строит вертикальные башни, используя до десяти кубиков. Складывает из кубиков паровозик.
  4. Усвоены главные геометрические формы: круг, треугольник, квадрат. Разложите перед ребенком набор этих геометрических фигур и предложите собрать все кружочки и т.д.
  5. Понимает связь между изображением на картинке и реальным предметом.
  6. Называет предметы и выделяет их основные части.
  7. Различает количество «один» и «много». Попросите подать один карандаш, много карандашей; одно яблоко, много яблочек.

Как оценить достижения в развитии внимания и памяти

Подготовьте два одинаковых набора по 25-30 карточек, на которых изображены знакомые ребенку предметы (наборы пригодятся неоднократно). Один набор разложите на столе или в ином удобном месте. Из другого набора возьмите одну карточку, спросите у ребенка, что на ней изображено. Потом предложите найти такую же картинку среди разложенных. Если первый раз малыш ошибся, поищите соответствующую карточку вместе. В дальнейшем, какой бы результат ни был, отложите эту пару, и переходите к следующему изображению.

Используйте для такой познавательной игры не более 10 подходов за один раз. Нормой развития внимания можно считать, если ребенок правильно находит соответствующую пару 5-6 раз.

Объем зрительной памяти в этом возрасте еще мал, но его полезно тренировать. Выложив в ряд несколько предметов, меняйте их местами и побуждайте малыша вернуть предметы в исходную позицию.

Можно проверить и оперативную слуховую память 3-летнего ребенка. Для этого научите его играть в «повторюшки». Вы говорите простое предложение из 5-6 слов («Птичка сидит на ветке березки», «Матвей и Даша едут в автобусе» и пр.), а малыш должен повторить. При составлении предложений придерживайтесь отвлеченного содержания.

Если ребенок не справляется с таким количеством слов, начните с четырех. Ориентируйтесь на норматив – 6-7 слов в предложении. Трехлетки могут справляться с такой задачей.

Речевой уровень

Что должны уметь дети в года

Дети могут не выговаривать многих звуков, но это не мешает им становиться все осведомленнее. Малыши к 3 годам знают понятия из следующих групп:

  • посуда
  • мебель
  • одежда
  • многие животные (как домашние, так и дикие)
  • виды транспорта
  • фрукты и овощи
  • продукты питания

Этот список можно продолжить многими другими. Чаще спрашивайте у ребенка «Что это?», будь то реальный объект или изображенный на картинке, и его лексический запас будет стремительно расширяться.

Пришло время освоить понятия пространственной ориентации: впереди, сзади, слева, справа, перед, за, над, под. Играйте вместе, раскладывая игрушки или небольшие предметы, пока ребенок не усвоит, где лево-право и др. Для проверки предлагайте конкретную задачу. Например, «Поставь чашку слева, за ней – тарелку», «Посади зайчика справа, а ежика слева».

Уровень развития моторики

Интересует продвижение в формировании как мелкой, так и крупной моторики. При благополучном развитии в 3 года дети умеют прыгать на двух ножках, стоять несколько секунд на одной ноге. Успешно обучаются ездить на трехколесном велосипеде.

В этом возрасте малыши уверенно пользуются карандашами, рисуя хаотичные линии и петли. Достижением является умение рисовать человечка, состоящего из головы и ног. Развитию мелкой моторики способствует использование пальчиковых игр. Они занятны и доступны для 3-летнего ребенка.

Также дети этого возраста умеют продевать пуговицы в петли, самостоятельно застегивать одежду, накручивать шайбу на болт в крупных деталях конструктора.

Развитие каждого малыша имеет индивидуальные особенности. То, что освоил один к трем годам, другой может наверстать только в четыре. Причины могут быть различными: физиологические особенности, генетическая предрасположенность, болезнь ребенка, эмоциональные стрессы. Поэтому ко всем нормативам следует подходить как к ориентировочным, а не строго установленным.

3-й месяц жизни. Что должен уметь малыш?

Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180 градусов. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.

Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.

К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.

Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!

На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.

В этот период развивается так называемая “стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.

Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.

К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подтянуты к пупку.

Ярко выражен комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь.

Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется “социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!

В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро (заключается в симметричном отведении верхних конечностей с разгибанием пальцев, с последующим приведением конечностей и сгибанием пальцев.).

Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.

На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.

Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.

При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.

Малыш хорошо реагирует на звуки.

Если вы нежно возьмете малыша на руки и заговорите с ним, он будет очень внимательно изучать ваше лицо. Кроха всматривается в выражение вашей мимики, прислушивается к тональности вашего голоса, отличает громкость вашего обращения к нему. Если вы захотите изменить тон или громкость вашей речи, он зарегистрирует это.

Уход за грудничком на третьем месяце

К трем месяцам у вашего малыша формируется определенный режим дня. Если даже он очень часто просит кушать, все равно вы должны придерживаться одного расписания в том, что касается прогулок и купания, а также укладывания на ночь. Подсчитать количество снов и кормлений в день все еще очень трудно, но малыш определенно уже стал меньше спать и делать больше промежутки между едой.

Что касается ухода за малышом, то родителям нужно следить за гигиеной малыша. Осторожно чистите ему ушки, в большей степени это касается внешнего уха. Много грязи скапливается за ушком, иногда там бывают и корочки.

Сначала размочите их маслицем, а потом этим же маслом и ватным диском протрите место загрязнения. Ногти ребенку также нужно стричь регулярно, он может себя поцарапать, да и скопления грязи под ногтями нежелательно.

Уделяйте внимание корочкам на волосистой части головы. Возможно, в этом возрасте они все еще продолжают образовываться. Чтобы от них избавиться, следует действовать так же, как и с ушками.

Нанесите сначала на головку ребенка масло, пусть оно размягчит корочки в течение 15 минут. А затем смойте масло во время купания, аккуратно снимая корочки с помощью мягкой детской щетки из натуральной щетины.

Помимо обычных ванн, для ребенка очень полезны воздушные ванны. Чаще раздевайте малыша, оставляя его абсолютно голеньким, и пусть он лежит так и играется в течение некоторого времени. Это также полезно при опрелостях и иных покраснениях в области паха, попки.

Если до этого момента вы пеленали ребенка, то сейчас самое время от пеленок отказаться. Дело в том, что теперь вашему малышу нужно тратить больше энергии, чтобы уставать. Плюс движения ручками и ножками способствуют его развитию во всех отношениях!

Развитие речи

Еще не так давно считалось, что умственным  развитием ребенка нужно начинать заниматься не раньше двух-трех лет… Поэтому главное внимание родителей в это время, как правило, было направлено на удовлетворение потребностей  крохи в еде, сне, гигиене… Сегодня педиатры и детские психологи считают, что для полноценного развития малыша необходимо  с первых дней жизни с пользой проводить время  его бодрствования, уделяя, в том числе, серьезное внимание развитию речи… Но зачем? Ведь ребенок так мал и ничего не понимает?

Оказывается, не все так просто…

Развитие речи

Речевое развитие каждого из нас  начинается еще до  рождения, примерно с шестого  месяца беременности, когда плод приобретает способность слышать звуки извне. Все, что малютка слышит до рождения, станет основой в освоении  родного языка, его золотым запасом, с которым он появится в этот мир….

Конечно, новорожденный не может разговаривать, но он обладает  потенциальной способностью воспринимать речь, а его плач, крик, хныканье, кряхтенье, причмокивания  и т.д., помогают не только выразить свои чувства и состояния, но и упражняют  речевой аппарат, дыхательную систему и голос, помогая тем самым  развитию речи…

Итак, первый год жизни считается доречевым периодом, во время которого  идёт активное созревание речевых областей мозга детей, по мере созревания которых расширяется диапазон речевых возможностей:

Развитие речи

Более подробно о нормах развития речи от 0 до 3 лет смотрите в видео:

О том, что работу по развитию речи необходимо  начинать с первых дней жизни  ребенка, думают, к сожалению,  не все, считая, что речь появится сама… Посмотрев видео ниже, я думаю, вы измените свое мнение.

Развитие речи

Не приучайте младенца к телевизору. Любые развивающие речевые программы и мультфильмы без комментариев родителей бесполезны. Лучше почитайте книжку, пригласите в гости детей постарше, которые уже умеют говорить…

Формируя языковую компетентность младенца, его словарный запас,  с первых дней жизни разговаривайте, «беседуйте» с ним, комментируйте  каждое свое действие…  Относясь к малышу, как к партнёру по общению, вы не только развиваете его речь, но и закладываете фундамент вашего будущего взаимопонимания.

При общении старайтесь не использовать «детский язык», называйте предметы  одними и теми же,  простыми словами, к примеру, «Машина», а не «автомобиль»…

Занимайтесь развитием  крупной  и мелкой  моторики, делайте пальчиковую гимнастику и массаж, стимулируя тем самым  нервные окончания малыша и развивая мозг. Не забывайте об артикуляционной гимнастике.

Следите, за наличием в питании малыша  продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6.

Развитие речи

Оценить способности ребенка говорить и понимать сказанное можно  здесь.