Психолог рассказал, как сформировать у ребенка здоровую самооценку

Самооценка очень важна для формирования личности. Если она является объективной, и человек с детства способен реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является основным шагом на пути к успешной жизни. Изначально дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно подвергается различным изменениям в силу влияния родителей и окружающих людей.

Причины заниженной самооценки у дошкольников

  1. Постоянная критика со стороны родителей или других значимых взрослых.
  2. Недостаток родительского внимания (в частности, отсутствие совместного времени, отпуска, выходных).
  3. Пример взрослого-неудачника перед глазами (например, папа, сидящий целыми днями на диване, и мама, которая постоянно попрекает мужа).
  4. Частое сравнение с другими детьми, демонстрация их успеха и противопоставление неудачам или «плохому поведению» ребенка. Сравнение с братьями и сестрами ухудшает ситуацию.

Признаки неуверенности в себе

Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:

  1. 1. Ребенок всегда старается садиться с краю, скрещивает ноги, то есть намеренно закрыться от окружающих людей.
  2. 2. Зачастую дети и подростки, неуверенные в себе, являются интровертами, то есть направляют свои эмоции внутрь себя.
  3. 3. Присутствует агрессивность в общении с людьми, так как неверие в собственные силы порождает недоверие к другим.
  4. 4. Болезненная реакция на любое проявление критики, что выражается в излишней плаксивости.
  5. 5. В подростковом возрасте заниженная самооценка выражается в чрезмерной самоуверенности, что обусловлено желанием выделиться из толпы своей оригинальностью.
  6. 6. Навязчивое желание быть первым. Уверенные в себе личности не нуждаются в необходимости доказывать свою индивидуальность и превосходство.
  7. 7. Неопрятный внешний вид, ребенку все равно, как он выглядит.
  8. 8. Тихая невнятная речь и наличие привычки постоянно извиняться без явной на то причины.
  9. 9. Постоянное самобичевание и повышенная самокритичность к своим поступкам.
  10. 10. Хулиганское поведение, путем унижения других детей неуверенные в себе личности стараются повысить свою самооценку.

Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.

Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.

что это такое, тесты, игры

ПОДЕЛИТЬСЯФотография из галереи «Моё Солнышко»Что такое самооценка?Как проявляется уровень самооценки в поведении?ТЕСТ «ЛЕСЕНКА»(тест «Десять ступенек»)Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша?теста «Лесенка»на какой ступеньке стоял бы он сам

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» / «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку«Имя»«Проигрывание ситуаций»«Жмурки»«Зеркало»ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Внешность – источник недовольства

На фоне интереса к противоположному полу возраст 15 лет обостряет и самовосприятие подростка на почве его меняющиеся внешности. Дети быстро растут, кто-то на фоне гормональной бури набирает вес, портится кожа. Смотреть на себя в зеркало для многих девушек бывает тяжелым испытанием – они очень переживают по поводу любой мелочи, к тому же трудно привыкнуть к быстрым изменениям, сбивчивой работе сальных желез. Внешность привлекает все больше внимания, часто сверстники комментируют в негативном ключе чужой внешний вид, что добавляет страданий.

Читайте также:  Безопасность детей дома: правила и советы родителям

Реакции своего тела у подростков зачастую удивляют и дезориентируют. Для девочек может быть болезненным первый опыт месячных, когда боль поглощает и ты не понимаешь, что происходит! Позаботьтесь о девушке, объясните, как справляться с этой регулярной проблемой.

Просто помогите сыну или дочери – не отказывайте им в праве носить одежду, которая им нравится, пусть экспериментируют с пирсингом (в рамках разумного) или цветом волос. Когда появляются новые модные тенденции – вместе сходите в магазин, обсудите смену гардероба. Многие родители запрещают носить дочерям короткие платья или слишком яркие вещи – но ведь в более старшем возрасте в офисе сложно будет свободно самовыражаться через внешний облик! Пусть этот временной отрезок запомнится ребенку как «золотой» период, когда можно практически все!

Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Как считает П. С. Немов, формирование самооценки зависит от особенностей конкретного возрастного периода.

В своем учебнике по психологии он отмечает, что активный процесс познавательного развития идет в детском и подростковом возрасте. Рост сознания и самосознания ребенка в эти годы становится особенно заметным.

Рисунок 1. Самооценка подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование самооценки рассматривается с различных точек зрения в целом ряде концепций.

Концепция Д.Б. Эльконина связывает подростковый возраст с возникающими новообразованиями из предшествующего периода. Особенности развития в этом возрасте проявляются в трудных отношениях с взрослыми – негативизм, упрямство, уход из школы, стремление в компанию сверстников.

Развитие самосознания выражается в изменении мотивации учения, общения, труда. «Детские мотивы» теряют свою побудительную силу, и на их место приходят новые «взрослые» мотивы. В результате происходит переосмысление содержания, целей и задач деятельности. На второй план отодвигаются или изживают себя те мотивы, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра. Начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте, с точки зрения М.А. Зимней, особое внимание уделяется самоконтролю деятельности. Сначала это контроль по результату, а затем процессуальный контроль, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой шаг в деятельности. Способность планировать свою деятельность у многих ещё отсутствует, но есть стремление к саморегуляции и проявляется это в том, что интересная и захватывающая деятельность может удерживать внимание подростка в течение длительного времени и поддерживать высокий темп работы.

В подростковом возрасте, считает Л.И. Божович, развиваются процессы самосознания и самоопределения, ломаются и перестраиваются все отношения подростка к миру и к самому себе. В конечном итоге, подросток приходит к той жизненной позиции, которая будет началом его самостоятельной жизни.

Изменения в этом возрасте происходят в различных сферах психики, а кардинальные изменения касаются мотивации. На первом плане находятся мотивы, связанные с формированием мировоззрения.

Для структуры мотивов характерна иерархическая система. На основе ведущих, значимых, ставших для подростка ценными мотивами, есть определенная система соподчиненных различных мотивационных тенденций. В подростковом возрасте механизм действия мотивов возникает на основе цели, поставленной уже сознательно.

По мнению Л. И. Божович, главное новообразование подросткового возраста, который называют переходным, находится в мотивационной сфере, с которой связано нравственное развитие личности.

Особенности подросткового возраста, таким образом, обуславливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

Читайте также:  Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Как найти баланс?

С одной стороны, подпитывать веру ребенка в себя, хвалить там, где для этого есть повод, пусть даже незначительный. С другой, все-таки не отрываться от реальности. Стремиться поощрять его в том, что у него хорошо получается, и мягко, без критики развивать то, что получается не так хорошо.

Вот фразы-подсказки:

— "У тебя не получается? А давай попробуем сделать вот так и посмотрим, как получится". С помощью такого подхода можно решить множество вопросов развития, а не только формировать самооценку, — уверяет психолог.

— "Я тебе расскажу об одном, а ты мне о другом, и нам обоим интересно. Мы узнаем мир". Так в ребенке воспитывается живой интерес к себе и тому, что его окружает.

— Воспитание — это еще и бесконечная работа родителей над собой, — уверяет специалист. — В общении с ребенком лучше обойтись без привычной парадигмы экзамена, когда мы проверяем знания: "О, так ты уже знаешь буквы? А это какая буква? А вот это?"… Да, такое "тестирование", когда мама или папа задают вопросы и наперед знают все ответы, дается родителям гораздо легче: так мы хотим убедиться, что наш ребенок не хуже других, и на этом успокоиться. Но задача родителей — находить в себе ресурс, чтобы проявлять интерес к ребенку, к его особенностям и способам познания мира.

Справка "РГ"

— портал для родителей, созданный при поддержке Минпросвещения России в рамках национального проекта "Образование". На ресурсе собраны полезные экспертные материалы, лучшие практики родительства, а также перечень востребованных услуг для семей с детьми, включающих психолого-педагогическую и консультативную помощь. Это первый единый портал всех видов поддержки и помощи родителям — с верифицированной информацией о доступности образования. На нем доступны сервисы поиска организаций отдыха и дополнительного образования для детей всех возрастов, а также сервисы записи детей в детские сады и школы.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

Диагностика самооценки младшего школьника
  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.