Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

Физическое развитие

Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.

В связи с активным ростом зубов, у детей напухают десна, повышается температура и они капризничают.

Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.

Рост и вес

Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.

Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ

Пол Нижний предел Верхняя граница
Рост мальчиков, см 71 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Вес мальчиков, кг 7,7 12
Вес девочек, кг 7 11,5

Окружность головы и груди

Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.

Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы

Пол Нижняя граница Верхний передел
Окружность головы мальчиков 43,5 48,6
Окружность головы девочек 42 47,6
Окружность груди мальчиков 46 52,5
Окружность груди девочек 46,3 51,4

Советы родителям

  1. Рекомендуется заниматься с детьми с раннего детства.
  2. Следует уделять от 10 минут на упражнения ежедневно.
  3. Немаловажным фактором является свежий воздух. Дети должны выходить на улицу каждый день независимо от погоды.
  4. Составляя занятия, необходимо принимать во внимание возраст и особенности организма ребенка. Малыш может опережать или отставать в двигательном развитии.
  5. Специалисты рекомендуют подбирать упражнения с правильным эмоциональным зарядом. Это положительно влияет на этическое, эстетическое и эмоциональное воспитание.

Как нам объединить эти вещи, которые входят в успешное развитие равновесия у ребенка?

Есть много тренировочных упражнений, которые можно сделать, чтобы помочь своему ребенку развить навыки и силу, необходимые для хорошего равновесия. Но мы особенно рекомендуем два, в частности — «супермен» и «глупая ошибка» ;). Вообще это не столько действия, сколько позиции. Но возможность поддерживать эти позиции как можно дольше, является признаком хорошего развития моторики, физической силы и остроты ума.

Супермен — это позиция, которую ребенок принимает, находясь на животе. Как следует из названия, ребенок приподнимет руки и ноги и разводит их.

Положение глупой ошибки достигается, когда ребенок находится на спине. Ребенок поднимает голову и сгибает колени, затем разгибает ноги и опускает голову.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов. Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Физическое развитие младенца до года

Для оценки физического развития младенца важны показатели  роста, веса, окружности груди и головы, динамика их изменения в процессе роста, конституционные особенности крохи, соотношение биологического и календарного  возрастов, гармоничность развития… При этом, указанные параметры у разных детей могут существенно различаться…

Возможно, вам будут интересны показатели ВОЗ в области развития ребенка в возрасте от 0 до 60 месяцев, а  также центильные таблицы.

Итак, чтобы малыш правильно развивался физически

  • выкладывайте его на живот:
  • стимулируйте  его двигательную активность  с первых дней  жизни. При отсутствии противопоказаний, вводите в распорядок дня закаливание, массаж, водные процедуры, гимнастику, занятия на фитболе… Применяемые в комплексе, они помогут малышу привыкнуть к новым условиям существования вне утробы матери, активизировать кровообращение, тренировать мышцы, ощутить близкий тактильный контакт с мамой, отсутствие или недостаток которого приводят к скудному эмоциональному развитию малыша, замедлению его психического развития…
  • следите за  питанием, поскольку при недостаточном, одностороннем или  избыточном питании, на фоне значительного усиления обменных процессов, характерных для малышей до года, а также с учетом функциональной незрелости органов и систем (пищеварения, дыхания, нервной системы) грудничка,  возможно  развитие   гипо— и паратрофии, анемии, рахита
  • соблюдайте гигиену сна: здоровый сон  не менее важен, чем  питание. Высыпающийся малыш отличается хорошим физическим развитием, крепкой нервной системой. Глубокий  сон в период с 22 до 24 часов будет способствовать его  росту, так как именно в  это время вырабатывается  70% гормона роста.
  • придерживайтесь распорядка дня, график которого должен быть близок к  естественному  режиму крохи;
  • не пропускайте плановые осмотры у докторов. В случае появления тревожных симптомов, не откладывайте визит к врачу.

График осмотров врачей, исследования и прививки

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Мероприятия Возрастные группы Периодичность Кто проводит
Обследование

1. Обследование уровня физического развития, физической подготовленности детей

2. Диспансеризация

Все

Ср., ст., подгот.

2 раза в год (сентябрь, май)

1 раз в год

Ст. медсестра Воспитатель по физической культуре

Воспитатели групп

Специалисты детской поликлиники, ст. медсестра

Двигательная деятельность

1. Утренняя гимнастика

2. Физкультурные занятия:

в зале

на воздухе

3. Занятия в бассейне

За. Лечебное плавание

4. Гимнастика после

дневного сна

5. Подвижные народно-

спортивные игры на прогулке

6. Физкультурные досуги

7. Физкультурные праздники

8. День здоровья

9. Каникулы

Все

Все

ст., п.

Все

Индивидуально

Все

Все

Все

Все

Все

Все

Ежедневно

3 раза в неделю

2 раза в неделю

По назначению

врача

Ежедневно

2 раза в день

1 раз в месяц

2 раза в год

(январь, июнь)

1 раз в месяц

Рождественские, весенние

Воспитатели групп или воспитатель по физической культуре

Воспитатель по физкультуре

Воспитатели группы

Инструктор по плаванию

Инструктор по плаванию

Воспитатели г рупп

Воспитатели групп

Воспитатель по физкультуре, воспитатели групп

Воспитатель по физкультуре,

музыкальный руководитель, воспитатели групп

Воспитатель по физкультуре, инструктор по физкультуре, ст. медсестра, музыкальный руководитель, воспитатели групп

Тоже

Мероприятия Возрастные группы Периодичность Кто проводит
Лечебно-профилактические мероприятия

1. Витаминотерапия

2. Профилактика гриппа и ОРВИ

3. Физиотерапевтические процедуры: кварцевание, ингаляции, общее УФО, УВЧ

4. Кислородные коктейли

5. Лечебная физкультура

6. Занятия с часто болеющими детьми

7. Профилактический массаж

8. Массаж лечебный

9. Гидромассаж стоп

Все

Все

По назначению врача

Все

По назначению врача

По назначению врача

Все

По назначению врача

По показаниям врача

2 раза в год курсом 20 дней

Х-ревит, напиток «Золотой шар»

В неблагоприятные

периоды: отключение

отопления весной и

осенью; инфекция в группе, эпидемия

В течение года

2 раза в год курсом 20 дней

1 месяц занятия—1 месяц перерыв

1 месяц занятия—1 месяц перерыв

В течение года, 2 раза

Индивидуально

Индивидуально

Ст. медсестра

Ст. медсестра

Медсестра физиотерапии

Медсестра физиотерапии

Воспитатель по физкультуре или специалист по лечебной физкультуре

Воспитатель по физкультуре или специалист по лечебной физкультуре

Медсестра массажа или ст. медсестра

Ст. медсестра или медсестра массажа

Медсестра физиотерапии

Нетрадиционные методы оздоровления

1. Музыкотерапия

2. Фитотерапия: полоскание горла отварами трав,

фиточай, витаминный

фитоадептогены (жень-шень, элеутерококк)

3. Фитонцидотерапия (лук,

чеснок)

Все

Все

Все

На занятиях в изостудии, физкультурных, в группе, перед сном в спальне (по назначению врача)

По назначению врача

Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания

Музыкальный руководитель Воспитатель изостудии Воспитатель группы

Ст. медсестра

Ст. медсестра, мл. воспитатели

Закаливание

1. Контрастные воздушные

ванны

2. Ходьба босиком

3. Облегченная одежда

детей

4. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой

5. Контрастный душ

в бассейне

Все

Все

Все

Все

Все (кроме

младших)

После дневного сна, на физкультурных занятиях

После дневного сна, на занятиях физкультурой в зале

В течение дня

В течение дня

Воспитатели, воспитатель

по физкультуре, инструктор

по физкультуре

Воспитатели, воспитатели

по физкультуре

Воспитатели, мл. воспитатели

Воспитатели, мл. воспитатели

Медсестра бассейна

Организация вторых завтраков

(для групп часто болеющих детей)

6. Соки натуральные или фрукты

Все

Ежедневно

10-00

Мл. воспитатели, воспитатели

Читайте также:  Детская психология. Основные этапы детства