Подготовка ребенка к садику: инструкция по адаптации

Адаптация детей к детскому саду — это чрезвычайно важный процесс. Родители заранее должны обдумать в какое дошкольное учреждение отдать малыша. Если в семье растет трудный ребенок, то это не так просто, но необходимо. Детский сад хорошо адаптирует ребенка к социуму, но процесс адаптации для самого ребенка должен быть желанным и повлиять на него должен положительно.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Адаптация ребенка к условиям детского сада довольно щепетильный процесс. Прежде всего, сами взрослые должны быть положительно настроены на посещение ребенком сада. Для этого следует выяснить, какие дошкольные учреждения готовы принять вашего ребенка, познакомиться с администрацией, педагогами. Это снимет напряжение, развеет страхи и опасения родителей, а также позволит заблаговременно и целенаправленно готовить малыша к предстоящим переменам.

Чтобы негативные эмоции не стали препятствием для ребенка в период адаптации, важно сформировать у него положительное ожидание будущих изменений. Просмотр иллюстраций с изображением детских коллективов, интересные рассказы, прогулки рядом с площадками детского сада помогут в этом. Ключевым является настроение и ожидания самих родителей. Их положительное эмоциональное состояние легко передается ребенку, вселяет в него чувство безопасности и уверенности. Особенно необходимо формирование навыков самостоятельной деятельности ребенка, если на тот момент они не воспитаны.

Это полезно узнать:

Дополнительные материалы:

  • Как выявить молочницу у ребенка.
  • Чем лечить аденоиды у ребенка.
  • Как приучить ребенка спать отдельно от родителей читайте в статье -priuchit-rebenka-spat-otdelno-ot-roditelej/

К оглавлению ↑

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Формировать навыки самообслуживания. Если ребенок в силу своих ограничений совсем не обладает такими навыками, родители могут сосредоточиться на одном из доступных умений: обувать тапочки, держать ложку, пить из чашки. Даже овладение таким простым умением может быть настоящей работой для малыша, поэтому родители должны обзавестись терпением и верой в своего ребенка.

Формировать умение играть с игрушками. Иногда дети трехлетнего возраста еще не обладают предметными действиями с игрушками (вождение машины, катание мяча, кормление куклы), а сюжетная игра может отсутствовать или быть очень упрощенной. Родители прежде всего должны ответственно и критически отнестись к предметному игровому окружению ребенка. Игрушек должно быть достаточное количество, но они не должны быть все в постоянном доступе ребенка. Это позволит ему сосредоточиться, определиться с приоритетами в игре, побуждать к общению со взрослыми, стимулировать речевое развитие. Родителям надо максимально стремиться присутствовать вместе с ребенком во время его манипуляций с игрушками, искренне эмоционально откликаться на его действия, одобрять их, поощрять к новым. Умение ребенка играть в простые игры с привычными игрушками вместе со взрослым, сотрудничать с ним, слышать взрослого и воспринимать его слова являются ключевыми для развития его речи и познавательной активности.

Читайте также:  Логопед для ребенка \ Что нужно знать родителям?

Формировать коммуникативные навыки. Отсутствие или затрудненность речи не должно означать отсутствие любых средств коммуникации у ребенка. Большинству детей доступно понимание выражения лица, интонации, слов взрослого. Также они могут овладеть простыми коммуникативными жестами: кивок головы, движение рукой («да», «нет»). Использование этих форм общения не только дома, но и с другими взрослыми поможет малышу быть понятным в новом окружении.

Формировать режим дня, подобный тому, который есть в саду. В случаях, когда домашний режим и режим детского учреждения кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов, ребенок в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности может чувствовать психофизиологический дискомфорт. Это требует значительных психологических и физических усилий со стороны родителей, умение договариваться между собой и согласовывать свои действия.

Во всем указанном и заключается настоящее отцовство и личностный рост мамы или папы. Эта работа непростая, необычная для тех, у кого первый ребенок, но она является плодотворной. Кроме самих родителей, никто не может и не должен этого делать — вкладывать максимум душевных и физических усилий в воспитание потомков.

Адаптация к детскому саду: Видео рекомендации психолога

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем:

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

Читайте также:  Адаптация ребёнка в детскому саду: что нужно знать родителям

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей — сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае — так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога

Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.

Итак, какие способы позволят это сделать?

  • Попытайтесь понять, какие аспекты мешают комфортной адаптации. Зачатую проблема лежит на поверхности: достаточно спросить у ребенка напрямую. Бывает и так, что родителям приходится столкнуться с рядом скрытых сложностей. Если адаптация затянулась, необходимо проконсультироваться с психологом.
  • Важно осознавать, какие эмоции могут появиться у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные. Среди отрицательных наиболее ярко выражаются: гнев, обида, страх. В числе положительных: любознательность, удовлетворение чувством самостоятельности.
  • В первые недели желательно ограничить пребывания ребенка в саду тремя часами. Увеличивайте интервал неспешно. Всегда говорите ребенку, когда вы придете, чтобы он не ощущал себя покинутым. Не проявляйте беспокойство при прощании: оно передастся вдвойне. Будьте расслаблены, шутите.
  • Позволяйте малышу брать в сад любимые игрушки. С их помощью он ощутит связь с домом. Может помочь еще одна хитрость: пусть в сад его отводит не мама или папа, а другой член семьи, к которому он не так сильно привязан. В таком случае первые минуты в группе пройдут не так болезненно, как после расставания с мамой.
  • Переживайте вместе с малышом новый для него период. Спрашивайте о подробностях прошедшего дня. Вас должно интересовать все: с кем он играл, что узнал, что ему понравилось и чем он недоволен. Ребенку важно ощущать ваше внимание и поддержку. У него не должно возникнуть ощущения, что он предоставлен сам себе.
  • Незадолго до сна поговорите с ребенком о планах на завтра. Напомните о том, что завтра он вновь пойдет в сад, подбодрите его, дайте задание поиграть с какой-то детсадовской игрушкой или дайте другое «задание», которое ему следует выполнить в саду.

Несистематичное посещение

Обычно это бывает, когда мама не работает или есть бабушка, всегда готовая посидеть с малышом. Один день детский сад пропускается потому, что очень хочется спать, в другой раз просто лень идти, потом будет дождливая погода и пр. Дети же быстро понимают такие вещи и начинают манипулировать, идти на хитрости («хочу спать», «болит головка (ножка, пальчик)» и пр.).

Вывод: посещение ДОУ должно быть систематичным. Нужно объяснить ребёнку, что это его работа, ходить в садик нужно каждый день (как, например, папа ходит на службу).