Ноты Ми, Фа и Соль. Первые упражнения.

На разных этапах развития ребенок познает мир по-своему. Чтобы из беспомощного малыша превратиться в полноправного члена социума, ребенку нужно покатать по полу не одну машинку, накормить куклу не одним блюдом и научиться множеству других игр. Об особенностях игры детей разных возрастов рассказывает Антонина Судиловская — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu.

Список уроков курса

  • Урок № 1. Курс «Нотная грамота»

    Свойства звука. Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Тон и полутон.

    9 декабря 2012 г., 14:32 Просмотров: 183941

  • Урок № 2. Курс «Нотная грамота»

    Ноты. Паузы. Длительности нот.

    21 декабря 2012 г., 13:26 Просмотров: 112106

  • Урок № 3. Курс «Нотная грамота»

    Нотный стан. Ключи. Расположение нот на нотном стане.

    9 января 2013 г., 17:51 Просмотров: 71561

  • Урок № 4. Курс «Нотная грамота»

    Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.

    24 января 2013 г., 15:53 Просмотров: 78998

Упражнение – “Ми, Фа, Соль”

Начните игру указательным пальцем правой руки ( i ). Обратите внимание на то, что в левой руке КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ИГРАЕТ “СВОЙ ЛАД”: первый палец – 1й лад (нота Фа), третий палец – 3й лад (нота Соль). Пальцы левой руки обозначаются цифрами (1 2 3 4), а правой буквами (p i m a).

Играйте медленно, не торопясь. Проиграйте несколько раз. Лучше проговаривать (или петь) названия нот при игре, так, запомнить их будет гораздо легче. Не забывайте про длинные и короткие ноты: полая нота со штилем – половинная, (считаем “раз (и), два (и)”), закрашенная со штилем – четвертная, (считаем “раз (и)”). Нажмите на картинку с упражнением для того, чтобы увеличить и открыть его в новом окне.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Сложно ли изучить нотную грамоту?

Подведем итоги. Не нужно бояться нотной грамоты. На первых порах достаточно только запомнить расположение нот на грифе гитары и на нотном стане. Понять только суть того, в какой последовательности идут ноты в нотоносце и на гитаре. После того как вы научитесь более менее играть по нотам, не разбираясь особо в длительностях, тональностях и октавах, можно приступать к более глубокому изучению теории музыки – понять динамику произведения (тише, громче, быстрее, медленнее…), и разобраться в длительностях нот.

Советую обратиться к преподавателю музыки или человеку, разбирающемуся в нотах. За полчаса можно понять всю суть нотной грамоты.

Как играть осознанно

Меня часто спрашивают как научиться самому делать переложения для гитары. Мой ответ – это, во-первых, научится играть осознанно, понимая что вы играете и почему здесь такой звук, или такой аккорд, изучать теорию музыки, гармонию (учение об аккордах и и их взаимодействии), не путать с гармонью. А это всё изучить не зная нот, зная только табы невозможно.  Последние нужны только для разбора где какая нота на каком ладу, без указания длительностей, динамики и т.д. Если вы хотите продвинуться намного дальше в изучении музыки и гитары, то изучения нот вам никак не избежать.

Обязательно к прочтению: Ноты для гитары – путь к успеху. Нужны ли ноты гитаристу? Как правильно записывать ноты для гитары

Тренировка с проигрыванием комбинаций нот

Попробуйте сыграть комбинации из 4 нот направо и в обратном порядке. Помните, лучшего результата можно достигнуть, произнося названия нот.

Итак, должно выйти всего 7 комбинаций:

  • От «до» до «фа» и в обратном порядке от «фа» до «до».
  • Ре-ми-фа-соль, а потом соль-фа-ми-ре.
  • Ми-фа-соль-ля и ля-соль-фа-ми.
  • Фа-соль-ля-си и далее си-ля-соль-фа.
  • Соль-ля-си-до и до-си-ля-соль.
  • От ля до ре и от ре до ля.
  • И наконец от си до ми и от ми до си.

Теперь потренируйтесь играть всю нотную последовательность сверху вниз по 8 нот и в обратном порядке. То есть, от «до» до «до» и от верхнего «до» до нижнего «до». Потом от ре до ре, от ми до ми, от фа до фа, от соль до соль, от «ля» до «ля» и от си до си.

Обязательно произносите вслух комбинации нот. Причем, привычно для всех называть последовательность от до и до си, а в обратном порядке выглядит довольно непривычно.

Выучить ноты несложно. После указанных упражнений можно перейти к изучению интересной темы – нотного письма.

Несколько полезных советов

  1. Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
  2. Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
  3. Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
  4. Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
  5. Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  1. Как сделать гитару. 17 шагов по изготовлению акустической гитары своими руками в домашних условиях
  2. Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары
  3. Как выучить аккорды на гитаре. Практические советы по изучению и запоминанию аккордов.
  4. Гамма Фа-мажор на гитаре для начинающих. Аппликатуры 5 основных позиций, 4 упражнения, ноты и табы.
  5. Мозоли от гитары. Что делать если болят пальцы от гитары

Как начинать учить ноты?

-Учите сначала 2-3 ноты: «до», «ре», «ми».

  1. На крупном нотном стане — расстояние между линейками не менее 0,5 см — пишете в произвольном порядке названия нот, ребёнок смотрит, как вы пишете, и читает.
  2. Вы показываете названия нот — ребёнок поёт. Если поёт неуверенно, неправильно — вы подыгрываете на инструменте или подпеваете.
  3. Ребёнок ищет или считает, сколько названий нот, например «ре», в предложенной записи.
  4. На крупном нотном стане вместо названий нот вы выкладывает кружочки, называя ноты.
  5. Ребёнок под вашу диктовку выкладывает кружочки как ноты на линейках.
  6. Ребёнок пишет ноты под вашу диктовку.
  7. Ноты читаете по очереди: одну — вы, одну — ребёнок.
  8. Ребёнок читает ноты группами по 2-3. Можно использовать карточки, которые взрослый показывает 1-2 секунды. В группе — 2-4 ноты. Меняйтесь ролями.

— Есть ли ещё интересные варианты разучивания?

  1. На полу или на асфальте выкладывается или рисуется нотный стан, расстояние между линейками чуть больше длины ступни ребёнка. Вы поёте нотами — ребёнок прыгает по нотному стану. Ребёнок сам поёт нотами знакомую песенку и прыгает. Или вы показываете карточки с нотами — ребёнок прыгает.
  2. Вы показываете карточку с 1-3 нотами на короткое время. После этого ребёнок прыгает, или поёт, или играет на клавишах. Если нет ошибок, карточку отдаёте, ошибка — откладываете себе.
  3. Вы показываете на нотном стане ноту, ребёнок играет. Вместо указки используете куклу или вырезанную из бумаги «учительницу».
  4. Картонная коробочка — «телевизор». Вы тянете за «экраном» бумажную ленту с нотами.
  5. Играете в лото — используются карточки, на которых с одной стороны изображены ноты на линейках, а с другой — буквы (названия нот).
  6. Вы ведёте по нотному стану указку — «крокодила», ребёнок старается успеть прочесть или сыграть и спеть ноту, пока её не «съели».
  7. Ребёнок показывает по нотам. Вы играете с ошибками — ребёнок поправляет.

— Когда следует знакомить малыша с большим количеством нот?

— Прежде всего вам следует добиваться, чтобы ребёнок помнил, как поются знакомые ноты, и мог чисто петь по нотам без подыгрывания на инструменте. Затем вам нужно работать над тем, чтобы ребёнок мог играть, не глядя на руки. Мог играть ритмично. Наконец, работайте над тем, чтобы он воспринимал нотный текст сразу группами по 2-4 ноты. Поможет игра по карточкам, когда ребёнок читает группу нот заранее: в то время когда ребёнок сыграл (спел) последнюю ноту в группе, взрослый предъявляет ему следующую карточку, на прочтение 0,5 — 2 секунды.

Давать для разучивания очередную ноту можно только после того, как ребёнок полностью освоил предыдущий объём заданий по знакомым нотам.

На освоение скрипичного ключа или даже только восьми нот у четырёхлетнего ребёнка может уйти год.

— А что потом?

— Можно разучивать и играть по нотам лёгкие красивые мелодии, ансамбли, следить по нотам, когда кто-нибудь другой играет знакомые песенки.

Материал: ноты и компакт-диски «Азбука-потешка», «Кошкин дом», «Наш оркестр»

Читайте также:  Можно ли кормящей маме есть жареные семечки: тыквенные и подсолнуха