«Не плачь!»: как не надо реагировать на чувства детей

Наш эксперт – психолог Ольга Сапожникова.

Что такое ребенок — хронический нытик и что делать родителям в этом случае

Чтобы выработать стереотип излишней требовательности, нужны недели и месяцы, а для преодоления нытья необходимо совсем немного времени. (Речь идет о привычном нытье физически здорового ребенка. Существуют другие, менее распространенные случаи, когда ребенок хнычет и ноет из-за хронической болезни или несчастья, например развода родителей).

Ребенок нытик может хныкать в дождливый день: «Мне нечем заняться» или «Почему я не могу посмотреть эту программу?» Ноющий, хнычущий, просящий тон нельзя ни с чем спутать. Одна и та же просьба повторяется беспрестанно. Большинство просьб вполне естественны в том смысле, что они касаются вещей или видов деятельности, которые нравятся детям, но они то и дело повторяются, причем безо всяких оснований.

Многие дети ноют только с одним из родителей, хотя оба могут в одинаковой степени помочь. В таком случае нытье нередко выражает не только привычку или настроение, но и отношение к этому родителю или нарушенные взаимоотношения с ним. Часто бывают ситуации, когда родители с двумя и более детьми терпят нытье только одного ребенка.

С одной стороны, такое нытье не доставляет большого беспокойства, но выводит из себя остальных членов семьи и их друзей, а также может привести к раздражению родителя, который слышит его чаще всего.

Например, мама не может не поддаться на уговоры дочери, на её крики и стоны, когда малыш что-то просит, а отец наоборот, если сказал, что будет так, значит, будет так. Ребёнок это подмечает, и адаптируется под среду обитания, неосознанно, конечно, тем самым, у мамы прося всё и вся с помощью обыкновенного нытья, а на папу пытается воздействовать другими методами. Из-за этого родители часто ссорятся, пытаясь решить проблему с нытьём, и часто ссорятся при ребёнке, что также влияет на малыша. Какие ещё факторы могут влиять на вашего ребёнка, и почему он может стать нытиком, сейчас мы с вами разберём.

При подобных проблемах, следует обратиться за помощью к друзьям или к специалистам. Психологи утверждают, что нытьё — это приобретённый навык, этому начитают учиться. При этом, родители неосознанно подталкивают ребёнка на подобный тип поведения, и даже, поощрять его своим примером. Вечно раздражённый и недовольный ребёнок, станет кошмаром для родителей, так как при любой просьбе, даже которую можно проговорить спокойной, он будет ныть.

Маленькие дети выражают свои эмоции с помощью голоса и интонацией, так как ещё не приобрели достаточное количество слов. Для некоторых это лишь проходной этап, но бывают и те, для которых нытьё — это часть характера. Установить будущего «нытика» можно ещё в младенчестве, он будет часто капризничать без причин и огорчаться на то, на что другие дети не обратили бы никакого внимания.

Автоматические реакции

1. «Не плачь», «не бойся», «не грусти». Часто эти слова вылетают прежде, чем мы поймем, что говорим что-то не то. К сожалению, для ребенка они могут звучать как призыв сдерживать эмоции, ведь дети мыслят буквально. Будет лучше, если вы покажете ребенку, что вам важны его чувства: отвлечетесь от дел, обнимете, утешите.

2. «Ой, да ладно тебе, подумаешь», «да разве это повод плакать и злиться». Возможно, с помощью этих посланий взрослый хочет уберечь ребенка от «негативных» чувств. Но на самом деле он их просто обесценивает. Подобные фразы учат опираться на чувства других больше, чем на свои собственные. С одной моей клиенткой мы больше года работали над ее способностью опираться на собственные чувства. В трехлетнем возрасте она боялась, что ее съест огромный «советский» шкаф в спальне. Старшим брату и сестре идея понравилась, и они подливали масла в огонь. Родители в ответ на жалобы младшей дочки смеялись и реагировали только на старших: «Перестаньте издеваться». В итоге клиентка научилась отстраняться от своих чувств настолько, что вовсе не брала их в расчет.

Впоследствии, когда ее парень «шутил»: «Ты говоришь, что все женщины достойны подарков, а почему у тебя их нет?» — и заливался хохотом, она чувствовала себя отвратительно, но верила партнеру, что действительно недостойна подарков. Как только чувства были реабилитированы, жизнь клиентки сильно изменилась.

Чтобы в будущем у ребенка не было подобных сложностей, лучше, если вы вместе разберетесь, что с ним происходит. Он может ощущать физический дискомфорт и реагировать, например, криком, хотя на самом деле хочет есть или напуган. Чем больше чувств человек научится различать, тем уместнее будут его реакции.

3. «А если я сейчас похнычу?», «ну что за нытик». Возможно, так взрослый пытается выяснить, что же на самом деле тому нужно. Но вместо этого просто обесценивает его чувства. Поэтому лучше просто спросите: «Чего ты хочешь?», не высмеивая ребенка.

4. «С такими плаксами никто дружить не будет». Такая реакция вызывает у ребенка стыд за свои чувства, ощущение, что с ним что-то не так. Будет лучше, если вы дадите ему почувствовать, что все, что с ним происходит, нормально и вы поможете, что бы ни случилось.

5. «Если ты сейчас же не прекратишь, то… ». Порой такие слова говорят измотанные, морально истощенные взрослые. Поэтому стоит, как в самолете, надеть маску сначала на себя — восстановиться, а потом уже заботится о детском восприятии. У ребенка неадекватная реакция взрослого может вызвать злость или обиду: ведь его собираются наказать за то, какой он есть.

6. «Мальчики не плачут». Часто взрослые надеются воспитать «настоящего мужчину»: сильного, успешного. Но на самом деле добиваются только одного: ребенок решает, что не имеет права на чувства.

Читайте также:  Список школьных принадлежностей для 5 класса

В этом ключе интересно, что, по статистике, в России от суицида умирает в 6 раз больше мужчин, чем женщин1. Многие исследователи связывают это с тем, что «настоящие мужчины» не могут просить помощи, не могут признаться в слабости, не умеют принимать поддержку. Также любопытно, что, согласно статистике, у 90%2 топ-менеджеров высокий эмоциональный интеллект, так что у «настоящих мужчин» еще и меньше шансов на успех, чем у тех, кто уделяет внимание своим переживаниям.

Шлепки — это тоже насилие

— С чем у ребенка потом ассоциируется насильственное раздевание и битье по обнаженным частям тела? 

— С тем, что он вещь и с ним можно обращаться, как хочется. Он будет думать, что другие лучше знают, как с ним поступать. У людей может нарушиться восприятие своего тела и связанных с ним функций: либо они начнут ненавидеть это тело и причинять ему вред (самоповреждение, зависимости, расстройства пищевого поведения), либо они вступят в какие-то деструктивные отношения, где к телу регулярно практикуют насилие, либо вообще ни в какие отношения вступать не будут,  потому что боятся близости: там, где близость, надо же открываться. А как открыться, если тебя в детстве предали твои близкие? 

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы? 

Шлепки — это тоже насилие

Нет ни одной причины бить ребенка Подробнее

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи? 

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы. 

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался. 

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

Шлепки — это тоже насилие

— То же ли самое бывает, когда это «просто шлепнул разок»? Чем опасны «просто шлепки»?

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Если ударили один раз, вопрос к родителю: почему вы другие способы воспитания не хотите использовать? Если человек оправдывается («Я ничего, я всего один раз…»), это повторится снова, потому что у него нет более конструктивных альтернатив.

— Есть в телесном наказании справедливость, как думают родители? Можно ли сопоставить самые серьезные детские провинности с идеей ударить ребенка, например, ремнем?

Шлепки — это тоже насилие

— Нет, конечно. Родители, которые практикуют такие способы, чувствуют себя беспомощными: они в отчаянии не знают, куда бежать и как реагировать. Наказание краткосрочно, у него нет далеко идущих последствий.

Право бить. Кто и зачем вещает о пользе ремня Подробнее

Если мы хотим отучить ребенка что-либо делать, то нам надо позаботиться о том, чтобы ему в будущем было невыгодно вести себя так, как он ведет себя сейчас. Мы его шлепнули, он в моменте испытал страх, обозлился, ему показалось, что его несправедливо обидели, в результате он почувствовал себя униженным — ничего хорошего.

В следующий раз ребенок забудет и снова сделает то, за что его отругают. Он же, когда его шлепают, не понимает, почему так поступать нельзя. Наоборот, это еще больше спровоцирует желание сделать что-то назло. Ему автоматически разрешается не думать, не анализировать — за него подумают и следом накажут. А мы мечтаем, чтобы он вырос ответственным и думал своей головой. Учить нужно не ремнем, голова не от этого начинает работать.

— А от чего?

— Мысли не возникают сами по себе, мышление и речь формируются параллельно. Если мы начинаем не бить, а объяснять, то у ребенка в этот момент включается не амигдола, как у животного, а другие центры, и ему уже надо анализировать то, что вы ему говорите. И вот благодаря этой стимуляции отделы мозга и развиваются. 

Шлепки — это тоже насилие

А когда мы бьем по попе, мы стимулируем только лимбическую систему (эмоциональный мозг): ребенок будет бояться — и все. Если хотим развивать ребенка, нужно использовать вербальный инструмент, показывая причинно-следственные связи. Но это же занимает время, ударить ремнем быстрее.

Как себя вести

Причинами повышенной плаксивости может стать низкая самооценка ребенка и фактор неуспешности. Родителям следует проанализировать свое отношение к малышу: не завышены ли требования в отношении него и не поставлены ли неразрешимые в его возрасте задачи. Плаксы к каждому слову очень чувствительны. Другие дети и не подумают реагировать на окрики или грозные замечания, в то время как для чутких деток хватит и строгого взгляда. Такие малыши выдержат критику лишь проступков, но никак не самостоятельных действий или проявления инициативы. В воспитании чересчур ранимого малыша родителям надо проявлять больше такта и терпения, хвалить кроху за любую удачу, к тому же давать лишь посильные задания.

Читайте также:  Колики у новорожденных и детей до года: больно, но не страшно

Что делать, если ваш мальчик – плакса? Все малыши плачут, но когда они достигают определенного возраста, слезы стают нежелательными. Как справиться со слезами будущего мужчины?

Все дети в возрасте 3-11 лет очень эмоциональны. Некоторые настолько впечатлительны, что плачут из-за любого повода. Плач для малышей – способ справиться с волнением, выплеснуть свою обиду и разочарование. После того, как ребенок научился говорить, он еще продолжает плакать «по привычке». Привычку плакать мальчики и девочки могут сохранять до 7-12 лет (Т.Д. Марцинковская «Детская практическая психология»).

Органические причины недержания:

  • аномалия ануса и прямой кишки, в том числе и после операции
  • состояние после лечение болезни Гиршпрунга
  • спинальный дизрафизм
  • травма или опухоль спинного мозга
  • детский церебральный паралич
  • миопатии с поражением мышц тазового дня и наружного анального сфинктера

Дети с такой патологией обычно наблюдаются у хирурга или невролога вне поля зрения гастроэнтерологов.

Самая большая группа (по некоторым источникам до 4 % всех детей) — дети с функциональным недержанием кала. В группе почему-то преобладают мальчики.

Функциональное  недержание кала тоже делится на две принципиально отличающиеся группы:

  • ретенцинное недержание кала (связанное с задержкой кала) — более 80%
  • неретенционное недержание кала

Самая распространенная причина функционального недержание кала — хронические запоры. Постоянное переполнение каловыми массами нижних отделов кишки приводит к давлению на анальный сфинктер > лишний объем начинает сбрасываться самостоятельно, вне контроля ребенка.

Поэтому первым делом на осмотре доктор попытается узнать, как ходил в туалет ребенок раньше, до возникновения каломазания. Часто удается установить время первого появления запоров, проследить динамику усиления запоров и затем появление эпизодов недержания.

Под запретом

Но что конкретно делать, когда ребёнок жалуется? И, что не менее важно, чего нельзя делать? Главное – ни в коем случае не надо раздражаться, в очередной раз услышав нытьё. Также не следует игно­рировать подобные эмоции. Статья по теме Кто ваш ребёнок по темпераменту? Тест

Чего ещё не стоит делать в ответ на жалобы?

  • Предлагать свои способы решения проблемы (это бесполезно).
  • Высказывать какие бы то ни было оценки (ребёнок почувствует себя отвергнутым).
  • Пытаться остановить поток дет­ских эмоций, спешить «переключить на позитив» (это обесценивает чувства ребёнка).
  • Приучать ребёнка справляться самостоятельно (он, конечно, приучится, но жаловаться станет ещё больше).

Как научить детей переживать стресс? Не говорите «Не плачь!»

Когда ребенок падает, часто можно услышать от родителей: «Все хорошо, вставай». Когда ребенок плачет в магазине, потому что не может получить столько конфет, сколько хочет, можно услышать, как говорят: «Хватит реветь, или я накажу тебя». Если ребенок плачет, потому что сестра получила подарков больше, чем он, можно услышать: «Успокойся, жизнь несправедлива».

Что общего во всех этих примерах? Родители пытаются остановить истерику ребенка. Они пытаются объяснить, что жизнь сложная, и, возможно, имеют ввиду, что им нужны навыки, чтобы все это пережить. А что если, высказывая такие фразы или похожие, мы запутываем ребенка еще больше?

Когда мы говорим ребенку, что все хорошо или ему нужно прекратить плакать, мы отвергаем то, что он чувствует на самом деле. Представьте, вы говорите другу: «Я очень расстроен сейчас, потому что мой кот умер». А он вам отвечает: «С тобой все хорошо. Ты всегда можешь найти нового кота, это не конец света». Как бы вы себя почувствовали после таких слов? В этот момент кто-то пытается переделать вашу ситуацию в лучшую сторону вместо того, чтобы вас понять и посочувствовать. Когда такое происходит, ваши эмоции не учитываются собеседником. А вы ведь хотели именно эмоциями поделиться…

Этот эффект в английском языке носит название гаслайтинг. Если переводить дословно — газовый свет. Но на самом деле значение гораздо глубже. Это психологическая манипуляция, которая заставляет другого человека сомневаться в себе, в своих чувствах, в ощущениях, даже в самой реальности. Например, когда мы говорим ребенку: «Не выйдешь из-за стола, пока не съешь кашу», а они отвечают, что уже сыты. Или когда мы говорим ребенку, что он ничего не повредил себе, когда на самом деле пару минут назад упал и плачет… Этими фразами мы переделываем их реальность. Они перестают слушать свою интуицию. Они теряют свою чувство безопасности и веру в себя.

«Другие люди говорят, что я плачу без причины. Я нахожусь в замешательстве от того, что я, по их мнению, должен чувствовать и чувствую на самом деле. Со мной скорее всего что-то не так». Примерно так оценивает ситуацию наш мозг.

Люди плачут по причине. Одна из этих причин — это пережить стресс в его пике. Ушиб, сломанная игрушка, не тот цвет шапки, желание иметь то, чего нельзя, — все это стрессовые ситуации для ребенка. Чем больше мы давим словом в этот момент, тем больше им кажется, что с ними что-то не так.

Какая же тогда есть альтернатива? Если не говорить ребенку, что все хорошо, то что тогда?

Мы можем научить наших детей сопротивляемости, сопереживанию и состраданию, моделируя эти ситуации вместе с ним в реальной жизни. И самое важное, мы перестаем «гасить» их собственные чувства. Мы перестаем говорить, что они слишком чувствительны, слишком остро реагируют или плачут без причины. Нам важно в этот момент не нанести им вреда, а отразить то, что действительно важно для них в данных ситуациях.

Мы должны попытаться понять, что они переживают в этот момент. Мы спрашиваем: «Все ли хорошо?» вместо утвердительного «С тобой все хорошо!». Так мы проявляем сочувствие.

Еще мы можем проявить сочувствие, говоря «Я понимаю, как ты себя сейчас чувствуешь. Я бы тоже на твоем месте себя так чувствовала».

Придать силу чьим-то переживаниям — это самое мощное проявление сострадания и понимания. Вам может показаться неважным позволить ребенку всхлипнуть на плече о кажущихся незначимых переживаниях, но, позволяя свободно выражать обычные человеческие эмоции, мы даем им практику здоровой душевной жизни. Используя этот навык в воспитании, можно заложить фундамент устойчивой и здоровой эмоциональной сферы.

Читайте также:  Двойняшки: двойное счастье и двойные хлопоты

И эффект вашего воспитания будет передаваться дальше и дальше. Выбор, который мы делаем, определенно влияет на наших детей, но может влиять и на наших внуков, и на окружающих нас людей.

Ребенок лет плачет по любому поводу. Советы психолога

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок в возрасте 5 лет плачет по любому поводу. Не может найти любимую игрушку – плачет, не разрешают смотреть мультики – плачет, не хочет идти спать – снова плачет.

За день такое может повторяться несколько раз. В конце концов вымотанные родители в панике начинают искать способ прекратить эти детские слезы. Читайте дальше, чтобы узнать, какие советы дают психологи по этому поводу.

Что для взрослого пустяк, для ребенка трагедия

Часто взрослые не помнят уже себя в таком же возрасте, и им кажется, что они вели себя лучше. Маленькие дети намного чувствительнее взрослого человека. Они все воспринимают слишком близко к сердцу. Например, если сломалась игрушка, это может сильно расстроить ребенка и вывести из душевного равновесия, в результате чего малыш удариться в слезы.

Родитель же воспринимает  это как небольшую неприятность и начинает отчитывать ребенка за то, что тот плачет, или стыдить его. Поэтому важно относиться к крохе с пониманием и уважать его маленькие беды. Угрозы и запугивания не помогут уменьшить плаксивость малыша, а только лишь вызовут в нем обиду и ребенок может замкнуться в себе, так как его не понимают.

Причины детского плача.

  • Физическое недомогание.

Дети также болеют, как и взрослые. Возможно, ребенок сам не понимает, что его беспокоит, поэтому не может объяснить. Если ваш ребенок 5-ти лет плачет по любому поводу, то в первую очередь нужно показать его врачу во избежание каких-либо заболеваний.

Бывает такое, что ребенок сам по себе очень чувствительный и часто плачет по разным поводам. Ни в коем случае не нужно ругать малыша и говорить что он плакса. Чувствительные дети обычно обладают большой добротой. Лучше хвалить его за это и принять особенности характера крохи.

  • Как способ что-либо получить.

Многие дети использую слезы, как средство манипулирования с целью получить желаемое. Если вы заметили такое поведение у малыша, то не стоит потакать его капризам и идти у него на поводу. Лучше будет объяснить ему в спокойном тоне, что так делать нехорошо и это ни к чему не приведет, то есть таким образом он ничего не добьется.

  • Нехватка любви и внимания.

Малыши, как в воздухе нуждаются в любви, заботе и внимании. Когда кроха чувствует недостаток внимания, то слезы являются методом привлечения его. Поэтому лучше не доводить ребенка до такого состояния выпрашивания любви и ласки, а уделять ему достаточно внимания каждый день.

  • Избалованность.

Если ребенок привык всегда быть в центре внимания, когда все взрослые вокруг стараются угодить его персоне, то он может плакать без особой на то причины. В таком случае нужно как можно быстрее скорректировать методы воспитания и перестать делать из него маленького эгоиста. Как это правильно сделать, можно узнать у психолога на индивидуальной консультации.

  • Накаленная обстановка в семье.

Если в доме часто ругаются между собой взрослые и кричат на ребенка, то слезы могут быть ответной реакцией на постоянное нахождение в стрессе.

Что делать если ребенок 5-ти лет плачет по любому поводу? Советы психолога

Следует выявить причину плаксивости малыша и в соответствии с ней уже предпринимать конкретные методы.

Чтобы не ошибиться в этом важном шаге, лучше будет обратиться к профессиональному психологу, который наиболее точно поможет определить причину индивидуально для вашего малыша.

Советы будут различаться в зависимости от конкретной ситуации. Таким образом, вы сможете лучше понимать свое маленькое чадо и вырастить его счастливым полноценным человеком.

Какие меры следует принять родителям для того, чтобы помочь своего ребенку?

Во-первых, если малыш плачет, не игнорируйте этого. В противном случае, он может потерять к вам доверие. Но если у ребенка началась самая настоящая истерика, то проявлять повышенное внимание не стоит, дайте ему возможность выплакаться и выпустить энергию. После этого нужно успокоить малыша.

Постарайтесь оградить малыша от субъекта, который ежедневно терроризирует его и заставляет переживать. Все контакты с ним должны быть сведены до минимума. Только таким образом можно наладить эмоциональный фон.

Пусть ребенок покажет язык своим страхам

Какие меры следует принять родителям для того, чтобы помочь своего ребенку?

Если вы обнаружили, что слезы являются средством привлечения внимания к себе, задумайтесь, достаточно ли времени уделяется малышу, хватает ли ему той ласки и заботы, которую вы проявляете по отношению к нему? Иногда именно родителям нужно стать добрее, и тогда ситуация изменится. Хотя если вам стало понятно, что слезы – это способ избежать наказания, примите несколько иные меры.

Для начала дайте ребенку проплакаться, но не подходите к нему. После того, как малыш успокоится, объясните ему, что за свои поступки нужно отвечать, но не кричите, а скажите это спокойным и ровным тоном. Приучите его к ответственности. Как только ребенок поймет, что плач – не плач, а наказания все равно не избежать, он перестанет лишний раз лить слезы.

Если ваш ребенок является ранимым с самого рождения, и вы никак не можете справиться с этим, не злитесь на него и ни в чём не вините. Отведите его к детскому психологу, который сумеет помочь малышу и даст родителям необходимые рекомендации.

Запомнил все, что касается ребенка

В регистратуре детской поликлиники у вас могут спросить номер участка или фамилию педиатра, а в магазине — рост ребенка. Я сделал файл в гугл-документах с информацией, которая может иногда потребоваться, а самое важное выучил наизусть.

Знаю всегда: возраст, рост и вес ребенка, номер участка и фамилию педиатра.

Записал: номер телефона детской поликлиники, травмпункта, участкового, управляющей компании — на случай аварии, реквизиты свидетельства о рождении, СНИЛС, полиса ОМС.

Эти данные всегда со мной, при необходимости я без проблем могу их предоставить. А еще так удобнее записывать ребенка к врачу на госуслугах: нужно просто перетащить данные из файла и вставить в необходимое поле.