Методика развития речи детей дошкольного возраста

Наиболее значимым считается возраст от 9 месяцев до 4 лет. За это время происходит овладение ребенком основных языковых навыков. К концу этого периода детский словарный запас включает в себя около 1000 слов. И что примечательно, малыш практически не подражает звукам и не использует упрощенные словоформы. Он самостоятельно составляет предложения по всем правилам грамматики.

Основные способы развития речи у ребенка.

  • Развитие мелкой моторики в младенческом возрасте позволяет стимулировать речевую активность, потому что их центры находятся рядом в коре головного мозга и связаны между собой. Поэтому моторика пальцев рук стимулирует речевые центры. Игры с пальчиками должны сопровождаться с короткими стишками: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и другие. Эти занятия позволят ребенку понимать речь взрослого, подражать ей и развивать собственную.
  • Озвучивайте все, что делает ребенок, Например: » Идем умываться», «Включаем водичку», «Моем ручки» и так далее. В этом случае малыш пополняет свой словарный запас, учится как правильно произносить слова, узнает название новых предметов и действий.
  • Существует закономерность: дети которые много и часто сосут пустышку, начинают говорить позже и с дефектами. Все дело в том, что сосание может стать причиной не правильного развития артикуляционного аппарата, мышцы губ и языка развиваются с изменениями.
  • Поддерживайте разговор с ребенком и сами инициируйте его. Ближе к двум годам становится намного качественнее общение с окружающими его людьми. Родители абсолютно уверены, что их чадо знает название предметов, вещей и может обозначить различные действия. Во время разговора с малышом надо сопровождать каждое действие словами, чтобы он мог его повторить. Вполне вероятно, что в его лексиконе будут появляться какие-то необычные слова-загадки. Задавайте конкретные вопросы, а не общие, типа «Как у тебя дела?», на общие вопросы вы получите общие ответы и диалога не получится.
  • На развитие устной речи детей дошкольного возраста влияет и социально бытовой фактор. Разговорные навыки ребенка формируются путем подражания взрослым, чем более грамотно говорят родители, тем грамотнее будет речь малыша, который копирует интонацию, выразительность и грамотность. Если родители молчуны то и ребенок начнет разговаривать позже. Наиболее раннее развитие речи получают детки воспитывающиеся в больших семьях, где есть старшие братья и сестры.
  • Занятия по выработке четкого произношения отдельных слов и фраз включают в себя дикцию, правильность произношения букв, в основном это «Р» и «Л», разучивание скороговорок. При необходимости нужно обратиться к логопеду.

Речь взрослого должна быть четкой и понятной, и ни в коем случае не состоять из сюсюканья.

Примерно к полуторам годам малышу можно доверять выполнение простых поручений — что-то принести, подать, поднять упавший предмет, при этом произносить вслух название этих вещей.

Читайте также:  Как и когда прививать любовь читать детям, способы заинтересовать

Что такое связная речь дошкольников?

Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.

Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.

Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно

Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.

Что такое связная речь дошкольников?

Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.

Виды связной речи у дошкольников

Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.

Диалог в сюжетно-ролевой игре

Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.

Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.

Монологическая речь у дошкольников

Что такое связная речь дошкольников?

В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.

Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.

Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности. Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.

Как мыслим, так и говорим

Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.

Научная конференция лингвистов

Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.

Как оценить уровень развития связной речи?

Что такое связная речь дошкольников?

Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.

В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.

Читайте также:  Как правильно выбрать одежду для новорожденного?

Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное.

Эффективные методики

Логопеды и детские психологи разработали несколько методик для речевого обучения. Наглядные методы обучения основываются на восприятии объекта. К ним относятся походы на экскурсии и выставки, наблюдение за животными и природой. Помимо этого полезно описывать посредственные предметы – героев мультфильмов, картины, фотографии.

Методы для привлечения внимания к объекту делятся на словесные и практические. К словесным относятся чтение и пересказ, заучивание текста и его анализ, дискуссия и беседа. Практические методы – инсценировка, театральные номера, лепка из пластилина, рисование и моделирование. Практические занятия формируют словарный запас, учат выражать свои идеи и правильно доносить их до собеседника. В зависимости от характера речи методы бывают репродуктивными (заучивание материала) и продуктивными (пересказ, во время которого ребенок развивает творческие способности).

Эффективные методики

Для развития речи у дошкольников воспитатели ДОУ используют несколько приемов:

  • Образец речи. Преподаватель громко и медленно произносит конкретную фразу, которую за ним безошибочно должны повторить ученики.
  • Проговаривание. Учитель говорит отдельные звуки или их сочетание, а задача малыша – повторить за ним правильно.
  • Объяснение. Преподаватель подробно объясняет малышам непонятные для них моменты, а также анализирует их ошибки.
  • Указания. В этом случае учителя дают деткам конкретную указку на то или иное действие в процессе изучения материала.
  • Вопрос. Учитель задает ребенку конкретные вопросы, на которые он должен ответить. Это делается с целью закрепления материала.
  • Наглядные примеры. Преподаватель использует специальные пособия или показывает, как произносить те или иные звуки с помощью артикуляции.

Таким образом, приемы для совершенствования произношения ребенка разработаны для создания эмоционального фона, они мотивируют к учебе в будущем и позволяют расширить границы словарного запаса.

Эффективные методики

Pекомендуется

  • Следить, чтобы остальные члены семьи говорили грамотно: ребёнку необходимы правильные образцы для ориентации.
  • Следить за тем, чтобы ребёнок слышал и видел взрослого, который к нему обращается. .
  • Говорить с паузами, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или дать ответную реакцию.
  • Поощрять любую речевую инициативу ребёнка.
  • Комментировать/называть действия, осуществляемые ребёнком и окружающими его людьми.
  • Развивать память и внимание через игру. Например, построить башню, проговаривая, в какой последовательности располагаются элементы. Затем разрушить постройку и попросить ребенка построить такую же.
  • Развивать способность к подражанию через копирование жестов, действий, мимики, движений животных и других людей.
  • Развивать слуховое внимание с помощью анализа звуков и шумов. Например, если раздался лай собаки или шум мотора, спросить: «Что ты слышишь?”
  • Максимизировать работу мышц артикуляционного аппарата самыми разными способами — в том числе употреблением жесткой пищи (овощей, фруктов)
  • Развивать мелкую моторику с помощью игр с крупами и мелкими предметами (например, прищепками), застегивания пуговиц, лепки.
  • Развивать дыхательный аппарат: выдувать мыльные пузыри, задувать свечу, дудеть в дудку и т. д.
  • Если в возрасте 1,5–2 лет ребенок всё ещё сосёт пустышку и/или грудь, необходимо отучать от этой привычки.
  • Читайте также:  Как научить ребенка определять время по часам

    А если вам нужна консультация и супервизия специалиста, мы всегда рады помочь и всегда на связи! Позвоните нам по телефону +7(921) 995-61-57 или запросите обратный звонок через форму

    Какие факторы влияют на развитие речи

    Факторы влияющие на развитие речи ребенка.

    Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:

    Какие факторы влияют на развитие речи
    1. Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
    2. Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
    3. Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
    4. Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
    5. Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.

    Речевые упражнения

    Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.

    Эффективные речевые упражнения:

    • поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
    • сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
    • имитация голосов птиц и животных;
    • запоминание скороговорок, чистоговорок;
    • название предметов в единственном и множественном числе;
    • описание сказки по картинке;
    • поиск слов на предложенную букву;
    • рифмование слов.

    Выяснение активного запаса слов

    При использовании данной методики школьнику предлагаются рисунки с изображениями различных предметов и людей. Смотреть на них ребенок должен в течение 3-4 минут. После этого ему необходимо составить подробный рассказ о действиях, которые изображены на картинке, и о представленных там предметах. Речь ребенка при этом должна быть зафиксирована в специальном протоколе. В дальнейшем полученные данные подвергаются анализу, что позволяет выявить тот или иной уровень развития речи ученика, который зависит от полученных ребенком баллов.

    При необходимости педагогу понадобится применить на своих уроках специально разработанные методики. Рассмотрим их подробнее.