Методика работы над сочинением в начальной школе.

Писать сочинения школьнику приходится часто и довольно длительный промежуток времени — с начальных классов до выпускного звонка, а некоторые продолжают этим заниматься и в ВУЗе. Следовательно, имеет смысл как можно раньше научить его писать хорошо, чтобы не приходилось тратить много времени. Педагоги отмечают, что большинство школьников не очень любят уроки литературы и языка, и литературные произведения считают скучными или сложными для восприятия.

Вступление

Сложнее всего – начинать сочинение. Наверное, каждый второй мучился вопросом: «А с чего начинать сочинение?». Есть разные типы вступлений: историческое, философское, биографическое. Пофилософствовать любят все, поэтому начинать сочинение можно с примера из собственной жизни, случая, с которым когда-то столкнулся, с общего размышления и бренности человеческой жизни.

Важно, чтобы вступление стало толчком к размышлению, чтобы дальше мысли возникали одна за другой. Именно во вступлении может прозвучать главный проблемный вопрос, ответ на который и нужно будет давать в основной части сочинения.

Как научить ребенка сочинять?

1. В первую очередь ребенок должен выстраивать план сочинения, чтобы не сбиваться с мысли и писать текст по правильной структуре. Основные требования в этом плане рассказывает учитель на уроке, но и дома стоит лишний раз напоминать об этом. На уроке школьник мог невнимательно слушать педагога, поэтому не помнит, как следует правильно писать текст.

2. Родители должны запомнить главное правило: нельзя писать сочинение за ребенка. Он должен научиться это делать самостоятельно, и вполне нормально, когда на творческий процесс уходи много времени — лучше за три часа написать качественное произведение, чем выработает привычку за пол часа делать плохой текст вместе с родителями. Когда ребенок самостоятельно приходит к правильному решению задания, то поднимает самооценку, становится более ответственным и прилежным.

3. Школьника необходимо приучить начинать работать над сочинением в черновике. Переписывать готовую работу в чистовик можно только после окончательного завершения, исправления всех ошибок и редактирования стиля. Это занимает много времени, но у ребенка будут чище тетради и выше оценки. Следует отметить, что написание сочинения сразу в чистовик вызывает у школьника чувство неуверенности, нервозность, что мешает свободно излагать мысли.

4. С серьезными затруднениями при написании сочинения родители могут помочь ребенку. Главное, чтобы помощь заключалась только в построении шагов, которые должен сделать ребенок, имеется ввиду написание плана работы. Родители могут помогать делать сочинение более качественным, объясняя ребенку логические ошибки в тексте.

5. Педагоги настоятельно рекомендуют больше читать ребенку. Как известно, процесс чтения и анализ материала тесно связан с написанием сочинений. Когда школьник постоянно видит хорошо построенные фразы, то со временем овладевает искусством красиво выражать мысли. У классиков всегда есть чему поучиться, поэтому с ребенком стоит не только читать произведения великих, но и разговаривать на эту тему. Можно интересоваться, что школьник думает о том или ином произведении, каким образом он бы стал действовать на месте главных героев и прочим.

6. Следует запретить школьнику переписывать чужие работы иди находить информацию для сочинения в интернете, более того — выполнение задания необходимо контролировать. Переписывая готовые сочинения из специальных сборников или скачивая их из интернета, он никогда не научиться хорошо излагать собственные мысли, не будет развивать воображение и критичность мышления. Данные навыки ребенку понадобятся во взрослой жизни, где приходится рассчитывать только на свои силы и возможности. Школьник должен понять, что работу никто выполнять за него не станет.

Читайте также:  30 самых интересных цитат о пользе чтения

Возрастные особенности и трудности при чтении

Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»

Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.

Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.

Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.

  • Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
  • Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
  • Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
  • Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
  • Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.

Введение

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.

Учиться надо весело

Ребенок во всем подражает взрослым. Если родители любят читать, то и чадо впоследствии будет книголюбом. Детское стремление к подражанию можно использовать для обучения письму. Вечером выбрать время, сесть за стол, взять тетрадь и начать выводить красивые линии разноцветными ручками. Ребенок обязательно заинтересуется процессом и попросит дать и ему тетрадь и ручку.

Если занятия начаты, они должны быть регулярными, а не от случая к случаю. Время занятий увеличивается постепенно. Стоит практиковать смену видов деятельности. После письма или рисования поиграть в развивающую игру, а закончить занятие рисованием или раскрашиванием. Можно буквы не писать, а лепить из пластилина или складывать из конструктора. В любом случае идет укрепление мышц и развитие мелкой моторики. А это – залог успеха обучения в школе.

Занятия не должны быть навязчивыми для ребенка. По возможности стоит организовывать обучение совместно с друзьями ребенка. В кругу ровесников ребенок становится более усидчивым и лучше усваивает материал.

Основные причины необходимости развивать беглое чтение у детей

  • Чтение ускоряет мышление, что необходимо для успешного обучения в школе.
  • Чтение способствует улучшению концентрации внимания.
  • Чтение повышает интеллектуальные возможности ребенка.
  • Чтение развивает грамотность (запоминание правильного произношения и написания слов).
  • Чтение увеличивает словарный запас ребенка.
  • Основные причины необходимости развивать беглое чтение у детей
  • Чтение способствует развитию сразу нескольких типов памяти.
  • Дети, которые медленно читают, как правило, не достигают больших успехов в усвоении школьной программы в целом.

    Как ускорить технику чтения ребенка?

    В первую очередь, родители должны понять причину, по которой ребенок плохо читает. Это могут быть как банальное нежелание, так и серьезные проблемы психической деятельностью. Суть обучения быстрому чтению детей заключается в том, что родители выявляют слабые стороны малыша и активно их развивают.

    Лучшие методики обучения письму

    Сначала покажите, как держать карандаш. Для этого подойдут трехгранные карандаши, позволяющие правильно поставить пальчики, и специальные насадки-тренажеры. Обязательно покажите на своем примере, как вы держите карандаш, чтобы малыш точно понял, чего от него хотят.

    Не забывайте периодически разминать пальчики, чтобы снимать напряжение.

    Теперь рассмотрим, как можно научить ребенка писать буквы, используя распространенные техники.

    Копировальный метод

    Обучающийся должен по контуру обводить буквы или другие символы. Для этого используют специальную тетрадь – пропись. Также родителям можно самим создавать такие контуры, используя бледные чернила или простой карандаш.

    Линейный метод

    В этом случае все основывается на шрифте. То есть нужно выдерживать одинаковое расстояние между буквами и цифрами, равную высоту и ширину символов. В прописях вы увидите специальную сетку, где сохраняется высота и наклон.

    Генетический метод

    Суть этой техники заключается в том, что ребенок сначала учится писать простые буквы, а затем переходит к более сложным.

    Тактический метод

    В этом случае учащийся пишет буквы под счет. Со временем темп увеличивается, одновременно наращивается скорость письма, повышается уверенность. Правда, есть у тактического письма и недостаток — дети быстро утомляются.

    Метод Карстера

    Обучение письму возможно и путем выполнения специальных упражнений для развития движений руки. Такие «росчерки» формируют умение пользоваться направлением и пространством листа. Также развивается свобода и легкость движений руки.

    Во время обучения советуем не зацикливаться на одной технике, лучше сочетать их между собой.

    Этап Работаем над темой сочинения

    Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое. Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»». А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха». А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя.

    Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

    В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

    • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.

    • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.

    • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова).

      Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.

    • Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

      4 стр., 1944 слов Образ и характеристика татьяны лариной в романе евгений онегин …

      … поможет школьникам написать сочинение на тему «Ларины в романе Пушкина «Евгений Онегин.» В статье дается краткая характеристика Татьяны, ее родителей и младшей сестры. Характеристика Татьяны Лариной В романе «Евгений Онегин» не последнее место …

    Организация занятий

    — Как лучше представить процесс обучения для ребёнка? Как игру или, наоборот, как серьёзный процесс?

    — Все задания и занятия по подготовке к письму с дошкольниками проводятся только в игровой форме. А вот обучение письму в школе требует большой сосредоточенности, поэтому при обучении в школе — это не игровые занятия.

    Вообще, обучение письму — это очень сложный и трудный процесс. У детей часто возникают трудности, связанные не только с недостаточной сформированностью моторики, внимания, зрительной памяти и т. п., но и со спешкой, с очень высоким темпом изучения букв, с требованиями большой скорости письма, с непонятным объяснением.

    Как, когда и зачем нужно развивать дошкольника? Советы родителям

    Организация занятий

    Подробнее

    — Как долго и как часто можно заниматься с дошкольником?

    — Занятия с дошкольником по подготовке к письму могут быть ежедневными, но длиться лишь 10–15 минут.

    Особое внимание должно уделяться правильной посадке, правильному положению ручки. Последовательность «шагов» по подготовке к письму подробно и детально описывается в специальных пособиях и книгах, которые могут помочь родителям.

    Правила написания

    Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.

    1. Описание по картине:
    • рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
    • выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
    • составить план написания сочинения;
    • запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
    • заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
    1. Работа по произведению:
    • внимательно читайте текст;
    • определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
    • выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
    • ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
    • стройте план работы;
    • вкратце пишите наброски;
    • заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.