Как заставить ребенка учиться: ТОП-10 способов

Многие педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание.

От до года

Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.

Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

Не отлучайте новорождённого от рук насильно

От до года

Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.

Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

Читайте также:  Как отвечать детям на вопросы, чтобы мотивировать ребенка размышлять?

Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.

Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.

Unsplash / Aswin

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Восемь важных советов родителям нерадивых учеников

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

Читайте также:  Что делать, когда у ребенка режутся зубки

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!

Дата публикации: Последнее изменение:

Подчеркните, что понимаете ситуацию

Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.

Чтобы ваше мнение лучше слышали, между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.