Как взломать свой мозг и вспомнить все, что вам нужно

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Что это такое

Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Что это такое

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Как устроена детская память

Пока ребенку не исполнится 9-10 лет, его память отличается от памяти взрослого. И чем ребенок младше, тем больше это заметно. Есть как минимум два ощутимых отличия.

  • Чем младше ребенок, тем короче долговременная память

Дети живут в реальности текущего времени: то, что произошло, хранится недолго, пока реальность не сменится новым периодом (утро, день, до дневного сна, до или после уроков). Когда мы что-то говорим ребенку, он отвечает, что понял, может обещать сделать. Но если выполнение отложено более чем на 10-30 минут, то нет гарантии, что ребенок сделает обещанное, если взрослые ему не напомнили. К долговременной памяти относится запоминание стихов, правил поведения и важных действий. С каждым годом долговременная память совершенствуется, так как это напрямую связано с развитием логического мышления.

  • Кратковременная память у ребенка может быть лучше, чем у взрослых

Если показать набор простых картинок взрослому и ребенку, и через несколько минут попросить воспроизвести их по памяти, то дети сразу могут выдать результат лучше. Ребенок воспринимает картинку, как она есть (круг, значит, круг; яблоко, значит, яблоко; что-то большое/маленькое): дети не анализируют изображение, они или узнают объект, или просто схватывают детали, и поэтому их результат может оказаться лучше.

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей.

    Они не понимают значения слов в обычном тексте.

  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.
Читайте также:  Аллергия на молоко: что нужно знать?

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

Эйдетическая память: можно ли развить?

13 ноября 2015, 00:00 | Катя Кожевникова

7 выбрали

Помните фильм «Человек дождя»? А знаете, что у героя Дастина Хоффмана был реальный прототип? Ким Пик родился 64 года назад, 11 ноября 1951 года. Он сильно отличался от других детей, и поэтому его даже не взяли в школу. А ведь читать мальчик научился, когда ему было чуть больше года. Он обладал поразительной памятью: запоминал до 98% прочитанной информации. Подробно помнил карты всех городов США, сотни музыкальных произведений, к концу жизни держал в голове 12000 ранее прочитанных книг. Давайте сегодня разберемся, что такое эйдетическая или фотографическая память, и может ли обычный человек развить у себя подобные способности.

Сама идея кажется очень заманчивой. Несколько секунд смотришь на страницу текста и запоминаешь ее навсегда. И больше никакой ночной зубрежки перед экзаменом! Но для начала давайте разберемся, что такое эйдетическая память и как она работает.

Эйдетическая память – это способность вызывать очень живые и правдоподобные воспоминания. К примеру, вспоминая какую-то картину, мы будто снова бы видим ее внутренним взором и можем различить любые подробности. Если вспоминаем мелодию – снова слышим ее. В той или иной степени эта способность есть у каждого человека, причем больше она развита у детей и подростков, но с возрастом постепенно теряется.

При этом феноменальная эйдетическая память – явление крайне редкое. И, может быть, это и к лучшему, ведь подобные способности могут быть опасными для их обладателя. Во-первых, слишком яркие воспоминания у эйдетиков могут затмевать окружающую реальность. Ну а как в такой ситуации можно вести машину или хотя бы переходить дорогу? Во-вторых, некоторые эйдетики через эти воспоминания могли даже влиять на состояние своего тела: температуру или частоту сердечного ритма. Понятно, что такая сила может быть очень опасной.

Как видно из истории, некоторые знаменитые эйдетики были людьми «не от мира сего». Вспомнить того же Кима Пика. Другой интересный персонаж – библиотекарь и ученый Антонио Мальябеки. Он всю свою жизнь посвятил книгам, жил по принципу «Жизнь так коротка, а книг так много» и знал наизусть все прочитанные произведения. При этом забывал получить зарплату, носил одежду до тех пор, пока она не начинала падать с него, и, как Незнайка, считал, что раздеваться перед сном, а с утра снова одеваться – пустая трата времени.

Впрочем, развить у себя подобные способности – задача нереальная. А вот попытаться улучшить эйдетическую память вполне можно. Для этого нужно чаще ее тренировать. Вспомните детскую игру: на протяжении нескольких секунд смотришь на человека (интерьер комнаты или стол с большим количеством предметов), после чего закрываешь глаза, вызываешь в памяти этот зрительный образ и в подробностях его описываешь. Разбросайте по столу спички в хаотичном порядке, посмотрите на них, потом отвернитесь и попытайтесь нарисовать фигуру, которую они составили. Вообще, старайтесь как можно чаще вызывать у себя живые и яркие воспоминания. Думаете о каком-то человеке – представьте, как он выглядит. Вспоминаете музыкальное произведение? «Прокрутите» его в голове. Думаете о прошедшем отпуске? Постарайтесь кожей почувствовать солнечное тепло, песок и морской ветер.

Кроме того, существуют приложения для тренировки эйдетической памяти. Например, Eidetic или PhotographicMemory.

А вы легко вызываете яркие и живые воспоминания? У вас хорошая память? Как вам кажется, ее можно улучшить какими-то упражнениями?

Кстати…

К сожалению, большинство людей эйдетической памятью не обладают. Поэтому перед экзаменами нам многое приходится зубрить, а из-за этого не всегда получается выспаться. Так что темные круги под глазами – обычная «примета» сложной сессии.

Regenessence 3.R Сыворотка для глаз, Giorgio Armani

Bio-Performance Супер корректирующий крем для контура глаз, Shiseido

Dark Circles Away Коллагеновая сыворотка для кожи вокруг глаз, Dr. Brandt

 

Катя Кожевникова,

  • //Похожие материалы:

    Armani | Shiseido | Dr. Brandt | Giorgio Armani | Армани | Джорджио Армани | Шисейдо | доктор брандт | развитие | Память | Дастин Хоффман | тренировка | упражнения

    Статьи

    • Секреты создания идеальных бровей05 октября 2013, 00:00
    • Новогодние фильмы для мужчин19 декабря 2015, 00:00
    • Лайф: многослойная скульптура Джошуа Абарбанеля11 ноября 2017, 00:00

    Видео

    • Уход за кожей вокруг глаз от SHISEIDO17 мая 2010, 00:00
    • Монохромный макияж. Идеальное лицо от Giorgio Armani05 марта 2011, 09:55
    • Новый аромат ACQUA DI GIOIA Eau Fraîche от Giorgio Armani01 июля 2013, 11:00

    Обсуждения

    • Добрый день! Подскажите цену и наличие след. товаров: Rouge d’Armani # марта 2012, 15:28
    • Уважаемые клиенты! 9 октября приглашаем Вас на День Марки октября 2015, 11:41
    • Уважаемые клиенты! 11 декабря приглашаем Вас на День Марки декабря 2015, 11:07
    Читайте также:  Как научить школьника писать сочинение: советы детям и их родителям
  • От до года

    Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм

    Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.

    Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.

    Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.

    Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.

    Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.

    Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.

    Не отлучайте новорождённого от рук насильно

    От до года

    Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.

    Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.

    Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.

    Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.

    Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».

    А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.

    Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.

    Unsplash / Aswin

    Эйдетика. Упражнения для детей

    Специальные упражнения помогут развить память, воображение и образное мышление. Элементарное бытовое занятие можно превратить в полезное упражнение. К примеру, во время очередных сборов на улицу можно предложить малышу заранее перечислить вещи для прогулки в том порядке, в котором он их будет одевать.

    Более творческое задание: придумайте несколько слов, предложите ребенку запомнить их и с ними же составить рассказ. При этом изначальную последовательность слов нарушать нельзя. Такой прием поможет развить у малыша фантазию.

    Развить визуальную память поможет игра с карточками. Для игры можно использовать карточки с изображениями домов, животных, птиц. Попросите ребенка к каждым 10ти карточкам составить рассказ.

    Упражнения эйдетики помогут выучить цифры. Упражнение также строится на основе ассоциаций и образов, которые вызывают числа. Ребенок должен мысленно связать цифру с образом, подумать на что она похожа, какой звук может издавать, какой цвет ее символизирует.

    Для запоминания стихов и иностранных слов, эйдетика советует запоминать визуальную составляющую стиха. Каждый стих можно превратить в короткий фильм или мультик, где каждое действие будет ассоциироваться с определенным словом. Тут главное запомнить последовательность слов.

    Игра в ассоциации — еще один хороший способ развить память. взрослый называет слово — ребенок называет слово или словосочетание, с которым оно ассоциируется.

    На самом первом этапе знакомства с внешним миром дети изучают не буквы, а фигуры. Объемные кубики и различные геометрические фигурки будут запоминаться быстрее и веселее в ходе игры.

    Читайте также:  Как выбрать одежду для новорожденных - мнение эксперта

    Эйдетика упражнения для детей должны строится на игровой форме. При правильной организации обучения, подобный способ запоминания будет перенесен ребенком в сферу учебы. Посредством таких вот ассоциативно-игровых запоминаний он будет с удовольствие делать домашнее задание, будет стремиться к освоению новой информации.

    Полезные мелочи и советы родителям

    Небольшие отступления от хода занятия помогут ребенку не только отдохнуть, но и натренировать память. К примеру, способствует лучшей концентрации внимания элементарная смена положения. Так, во время занятия или выполнения домашнего задания, можно предложить ребенку пересесть на противоположную сторону стола, встать или даже походить по комнате.

    Второй прием — быстрое переключения внимания. Для упражнения готовятся несколько вопросов из разных областей знаний. При этом проговаривать ответы на вопросы нужно полностью.

    Эйдетика. Упражнения для детей

    Примеры вопросов:

    • Сколько дней в декабре?
    • Столица США?
    • Какие цвета присутствуют на флаге Франции? и т. д.

    Суть эйдетики заключается в предоставлении возможности ребенку пофантазировать. Специальная литература по данной методике и преподаватели специализированных школ знают, как развить ребенку память.

    Что такое Эйдетика  для детей. Видео:

    Статьи похожей тематики:

    МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

    КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

    ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ

    КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА

    Степени эйдетической памяти

    Развитие эйдетической памяти проходит пять стадий:

    1. Воспроизведение по памяти возможно только с закреплением образа.
    2. Воспроизведение образов без дополнительного закрепления, но это распространяется только на слабые образы.
    3. Воспроизведение более ярких образов и деталей.
    4. Непроизвольное запоминание важных образов с их дальнейшим ясным воспроизведением. На этой стадии появляются тактильные, слуховые, вкусовые, двигательные воспоминания (сенсорные модальности).
    5. Высшая степень, при которой человек все запоминает в деталях и очень ярко, ощущает все события прошлого как в настоящем.

    В последнем случае принято выделять еще два типа памяти: В и Т. К первой группе относятся те воспоминания, которые человек контролирует, сам вызывает из глубин памяти. Образы из группы Т не поддаются контролю личности, всплывают хаотично в любом месте и в любое время.

    Интересно! Воспоминания из группы Т иногда превращаются в галлюцинации.

    Лучшие друзья памяти и заклятые враги

    Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.

    Ваш самый верный помощник – это здоровый и полноценный сон. Дело в том, что самый большой объём информации передаётся из кратковременной памяти в долговременную именно во время сна. Таким образом, если хотите, чтобы вся информация, полученная за день, записалась – старайтесь спать не менее 7 часов в сутки. И, естественно, не пользоваться снотворными и не смотреть «ужастики» на ночь. Лучше выпить чашку ромашкового чая с мёдом – это и уснуть поможет, и успокоит.

    Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!

    А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.

    Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!

    Претензии на обладание эйдетического памятью

    По сомнительным исключением Элизабет (оговоренного ранее) по состоянию на 2008 год никто, кто утверждал, что имеет долгосрочную эйдетического память, не смог доказать этого по научного эксперимента. Есть много индивидов, которых считали Эйдетика, и они использовали мнемонические средства или имели другой тип памяти, отличный от эйдетической.

    Знаменитые Савант

    • Стивен Вильтшир, член Ордена Британской империи (MBE), знаменитый савант. Он способен нарисовать всю линию горизонта города после прогулки на вертолете.
    • Ким Пик, выдающийся савант, что вдохновлял создателей фильма «Человек дождя» на персонажа Раймонд Бэббит, которого сыграл Дастин Хоффман.
    • Дэниел Таммет, установил европейский рекорд по запоминанию числа Пи до 22514 цифр.
    • Андрей Слюсарчук, украинский профессор (впрочем, ученая степень была поставлена ​​под сомнение) из Львова, известный запоминанием 5100 цифр за две минуты 28 февраля 2006. Это было проверено и подтверждено комиссией Книги рекордов Украины. К этому времени этот рекорд не было засвидетельствовано Книгой рекордов Гиннеса. В июне 2009 Слюсарчук заявил, что запомнил 30000000 знаков после запятой числа Пи (), что было распечатано в 20 томах текста. Хотя он не перечислял все 30 млн цифр (это бы заняло несколько месяцев), он смог повторить несколько выбранных комиссией отрывков из печатного текста 30 млн знаков. Тем не менее, власти обвинили Слюсарчука в мошенничестве (с других мотивов).

    Запомнил все, что касается ребенка

    В регистратуре детской поликлиники у вас могут спросить номер участка или фамилию педиатра, а в магазине — рост ребенка. Я сделал файл в гугл-документах с информацией, которая может иногда потребоваться, а самое важное выучил наизусть.

    Знаю всегда: возраст, рост и вес ребенка, номер участка и фамилию педиатра.

    Записал: номер телефона детской поликлиники, травмпункта, участкового, управляющей компании — на случай аварии, реквизиты свидетельства о рождении, СНИЛС, полиса ОМС.

    Эти данные всегда со мной, при необходимости я без проблем могу их предоставить. А еще так удобнее записывать ребенка к врачу на госуслугах: нужно просто перетащить данные из файла и вставить в необходимое поле.