Как Улучшить Технику Чтения у Ребенка 2 Класса?

Многие родители задаются вопросом, как улучшить технику чтения у ребенка? Данная проблема обычно становится актуальной именно на втором году обучения, поскольку к первоклашкам все еще относятся снисходительно, объясняя некоторое отставание сложностями адаптации к школьной жизни и другими моментами.

Как самостоятельно научить ребенка читать

Современные дети читать не любят. Им гораздо интереснее смотреть ролики в интернете, листать комиксы. Просто мальчиков и девочек не влюбили в чтение, не научили погружаться в мир литературных героев. Как сделать так, чтобы ребенок полюбил книги и научился читать? Конечно, родителям придется набраться терпения и вспомнить самих себя в детстве, вспомнить то время, когда первые буквы начинали складываться в первые слоги, а затем в слова. Какой была радость первооткрывателя, как тяжело давались первые победы. И потом можно приступать к обучению.

Как самостоятельно научить ребенка читать

Зачем читать быстро?

Согласно современным требованиям, к концу второго года обучения ребенок должен читать 50 слов в минуту. Далеко не всем ученикам эта норма оказывается под силу. Однако так ли уж важно читать быстро?

Преподаватели уверены, что да. Они напрямую связывают скорость чтения и осмысливание информации. То есть, чем медленнее читает человек, тем хуже им усваивается суть текста. Именно здесь «зарыта» собака. Если ребенок так и не научится читать быстро, он сможет понимать лишь 50% текста.

Это обязательно скажется на учебе, особенно, когда пойдут такие сложные для восприятия предметы, как физика, химия, биология. Необходимо будет поглощать длинные параграфы, и в голове осядет только половина всего озвученного в них. Тогда как быстро читающий ученик усвоит 80% информации.

Дети, имеющие проблемы с техникой чтения, обречены на вечное отставание. Поэтому правы те родители и педагоги, которые бьют во все колокола, столкнувшись с проблемой.

Причины медленного чтения

Чтобы понять, как научить детей читать быстро, нужно разобраться в причинах медленного чтения.

Перечислю некоторые из них:

Причины медленного чтения
  1. Малыш плохо запоминает материал, часто отвлекается, не сосредотачивается на самом процессе прочтения, а если и читает, то не вдумывается в смысл. Следовательно, даже при нормальной скорости текст не будет полностью освоен. Такое чтение не является результативным, поскольку проверка скорости всегда включает в себя проверку понимания содержания.
  2. Ребенок способен охватить зрением только несколько букв, а не все слово. Для того чтобы понять смысл слова, таким детям необходимо сначала соединить слоги в слова, что забирает много времени.
  3. Словарный запас крохи достаточно мал, малыш долго думает над значениями слов, прежде чем перейти к следующим.
  4. Слово перечитывается несколько раз для гарантии, что оно озвучено верно. Такой процесс называется регрессия.
  5. Нечеткая дикция, артикуляционный аппарат не развит. Кроха мямлит, глотает слова или окончания.
  6. Текст, подобранный для чтения, не соответствует возрасту малыша, труден для понимания.
Читайте также:  Высокая температура у ребенка — как снизить

Здесь я назвала те причины, с которыми сталкиваются большинство родителей, занимаясь с детьми, о которых я прочитала в специализированной литературе. Возможно, существует еще множество. Однако эти наиболее популярные.

НА ДЕТЯХ НЕ ЭКОНОМЯТ

10-летний Миша Данченко довольно крупный, рослый мальчишка. Любит кататься на коньках. Хочет быть летчиком или банкиром. Третий класс он закончил круглым отличником. Читает 230 слов в минуту – выше нормы для третьеклашки. В новом учебном году планку решил не опускать – начал его с одних пятерок. Мама Валентина до сих пор с удивлением вспоминает, как в первом классе, когда почти все ребята уже сносно читали, ее ребенок и двух слов связать не мог.

– Буквы знает, слоги складывает, а собрать из них слово – ступор какой-то, психологический барьер у него, – рассказывает она.

Решили отдать семилетнего тогда Мишу в домодедовскую школу скорочтения. И вот чудо: после второго занятия ребенок начал читать.

– Что за фокусы? – разводит руками Валентина. – Сын еще и почерк подтянул, полюбил арифметику, стал грамотно формулировать мысли.

НА ДЕТЯХ НЕ ЭКОНОМЯТ

– Ничего удивительного, – отвечает руководитель школы скорочтения и развития интеллекта в Реутове Мария Соколова. – В обычной школе дают объемы знаний, факты. А как их запоминать и правильно усваивать информацию, не рассказывают. Поэтому в наших школах с детьми не учат таблицу Менделеева и не зубрят правителей Древней Руси. Мы даем механизмы, чтобы дети сами запоминали информацию. Скорочтение – это не просто быстрое, а осознанное чтение, развитие всех блоков памяти: внимания, мышления.

Мама Миши Данченко не осуждает российскую систему образования и на школьного учителя не жалуется.

– В классе 32 человека, – говорит Валентина. – Разве всем в голову вобьешь информацию, проследишь, чтобы она усвоилась, уделишь внимание?

Книги разные нужны, книги всякие важны

Пожалуй, зря я так о «Гарри Поттере». Не самое плохое чтиво. «Плохих книг для детей вообще не бывает», – говорят психологи. Бывают книги не по возрасту и неинтересные именно этому ребенку, подростку. Так что если ваше чадо читает хотя бы журналы о машинах или девчоночьих штучках – это уже что-то. Да, вы в таком возрасте зачитывались научной фантастикой и приключенческими романами, а сыну-подростку интересны только комиксы с «Людьми-Х». А, может, не только? И почему его увлекает именно это? Расспросите, вместо того, чтоб сразу критиковать.

Но ладно «внеклассное чтение», есть ведь еще и обязательная школьная программа. А там – «скучный» Толстой, «депрессивный» Достоевский, «попсовый» Пушкин и еще какой-то Фет! О, как достается иногда гениям слова от юных «критиков». Хотя и они смягчаются, когда видят Толстого в «спортивках», с шуточной цитатой: «Не сдавайся, на 500-й странице откроется второе дыхание». Или когда Чехов предлагает сделать «3 подхода по 7 страниц». Я – о серии картинок, что гуляли по интернету, помните? Там классики литературы в тренерской форме мотивировали молодежь повысить «читательские» нагрузки. Апгрейд удался: авторы нетленок заслужили лайки и репосты. Но до книг их добрались далеко не все: нажать на «сердечко» проще, чем прочесть.

Что предложить почитать детям

Малышам, которые только научились читать, скучно изо дня в день проговаривать ничего не значащие слоги. Если ребенок знает уже несколько букв, нужно предлагать ему составленные из них слова, так гораздо интереснее.

Когда детки научатся складывать слоги, им дают коротенькие интересные тексты. Это необязательно сказки. Есть прекрасные познавательные и поучительные рассказы Осеевой, Драгунского, Бианки и других детских писателей.

Ребенок со скоростью чтения 80 и более слов в минуту уже способен за один раз прочитать 1-2 печатных страницы. Читает, как ему удобно, вслух или про себя.

Что предложить почитать детям

Если школьник прочитывает 120 слов в минуту, можно сказать, что это уже быстро, но далеко не предел. Таким детям, помимо обязательной, разрешают предпочтительную литературу. Главное, что выбор этой литературы должны сделать они сами. Если интересен жанр фэнтези, не стоит отговаривать и навязывать классику.

В школе предъявляют достаточно строгие требования, и уже в 5 классе на урок литературы необходимо прочитать до десятка страниц текста, который не всегда оказывается интересен. Даже если ребенок и прочитает все заданное, то чаще всего не запоминает сюжет и не может его пересказать. Здесь необходима помощь родителей. Нужно читать вместе: он одну страницу, мама – другую вслух. После этого следует объяснить непонятные моменты и слова, возможно, после разбора, произведение не покажется таким уж скучным.

Заключение

Итак, мы постарались разобраться в том, как научить дошкольника читать. Специалисты советуют перед обучением убедиться в том, что ребёнок действительно готов к усвоению новых знаний. Ни в коем случае нельзя форсировать события, заставлять малыша учить буквы и слоги. Главное – подойти к процессу с умом, начинать с малого, переходить к более сложным заданиям.

Ну и не забывайте о том, что дошкольник – маленький ребёнок, ведущей деятельности которого является игра. Поэтому следует обучать чтению не на домашних уроках, а в игровой форме. Следование всем этим правилам позволит просто и без особых проблем научить вашего любимого малыша читать.

Читайте также:  Пневмония: признаки, симптомы и лечение

Нужно ли больше читать и учить тексты наизусть?

Учение текста наизусть развивает технику и скорость чтения. Чем больше ребенок учит поэтических, и даже фрагментов из прозы, тем лучше будет развита его память, внимание, что помогает в скорочтении. Читать тексты нужно, но занятия не должны утомлять малыша. Важно не только количество прочитанных на скорость текстов, но и понимание учащимся их смысла.

Нужно ли больше читать и учить тексты наизусть?

Скорочтение можно и следует развивать у детей с малых лет. Методика обучения рассчитана на детей дошкольного, младшего и старшего школьного возраста. Если есть необходимость взрослому улучшить скорость чтения, то ему тоже необходимо выполнять предложенные задания, постепенно их усложняя.

Используйте как можно больше чувств

Если Вы сможете показывать иллюстрировать слова картинками и сами произносить слова при этом, чтобы ребенок запомнил, как можно лучше и быстрей. Чем больше органов чувств будет использовано — тем лучше!Если ребенок только учится читать, то можно сначала давать ему слова с картинками, а когда он научится их читать, то те же слова, но уже без картинок.

Используйте как можно больше чувств

Важно при этом еще проговаривать сами слова после того как ребенок их прочитал. Если он читает их медленно, то пусть сначала прочитает, а потом глядя на слово повторит его еще 2-3 со словами можно сделать в виде презентации на компьютере и при необходимости открыть на планшете или телефоне. Главное, чтобы слова были крупными и легко читаемыми. Слова не должны сливаться с фоном или будете гулять на улице, то пусть ребенок на скорость пытается читать названия магазинов.

Упражнение Глаз алмаз

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два двойку;
  • три тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении цеплять глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два три раза, потом расположение цифр нужно поменять.