Как ребенка в 3 года научить читать: простые и эффективные методы

С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?

Возрастные и психологические особенности ребёнка

Многие современные психологи отрицательно отзываются о раннем развитии ребёнка, так как считают, что в этом процессе не учитываются психологические особенности.

Возрастные и психологические особенности ребёнка

Развитие и состояние психики ребёнка 100 лет назад и сейчас не имеют каких-либо отличий.

Ни один родитель или педагог не в состоянии ускорить или другим образом повлиять на психологические процессы в организме своего ребёнка.

Возрастные и психологические особенности ребёнка

Абстрактные образы, такие как буквы или цифры, ребёнок не способен воспринимать до 6 лет. Его нервная система имеет программу, которая генетически заложена, и в определённые моменты приходит момент развития тех или иных структур мозга.

В 5-6 лет у ребёнка развито наглядно-образное мышление. Он воспринимает только то, что мог видеть и чувствовать на протяжении своей маленькой жизни.

Возрастные и психологические особенности ребёнка

В 3-4 года такие понятия, как буква, слово, слог, не воспринимаются ребёнком. Он может сложить буквы в слоги и механически запомнить их написание. Но прочитать какое-то простенькое предложение и тем более его понять для малыша пока невозможно.

Ещё одним важным аспектом является то, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно игры готовят малыша чувствовать окружающий мир, понимать людей, выражать свои мысли. Если неосознанно, а тем более необдуманно нарушить эту «игровую» деятельность, можно достаточно сильно навредить становлению личности ребёнка.

Возрастные и психологические особенности ребёнка
  • сенсорно-моторный (от рождения до двух лет) –  формирование тактильных чувств и физических ощущений;
  • образный (от двух до семи лет) – на первом плане игра и освоение языка, формируется самооценка;
  • логический (от семи лет до одиннадцати лет) – выстраиваются логические умозаключения.

Конечно, для освоения чтения лучше всего подходит третий период. Но несмотря на это, многие современные родители стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать.

Основные правила обучения

Какой самый успешный подход к раннему освоению навыка читать? Позвольте ребенку настроить собственный темп и получить удовольствие от того, чем он занимается. Не принуждайте его заучивать цифры, фигуры, названия предметов, читаемые вами предложения. Наоборот поощряйте любознательность, пусть маленький учится самостоятельно исследовать, открывать новое, не боясь ошибок. Главное условие — желание самого маленького ученика. Читайте малышу книги, которые ему по-настоящему нравятся и развлекают, читаемый текст должен быть нескучным! Не принуждайте силой читать, когда ребенок того не желает — это может навсегда отвратить его от книг.

Используйте игры — именно в игровой форме дошкольники легче всего усваивают читаемую информацию, поэтому объедините полезное с приятным. Поддерживайте интерес у ребенка, но не делайте занятия слишком длинными — лучше меньше времени тратить на учебу, но чаще это делать. Занятия следует разнообразить легкими разминками или подвижными играми, что помогают снять напряжение, отвлечься и набраться сил для продолжения учебы.

Читайте также:  Детский конфликт: как вести себя родителям обидчика и обиженного?

Хорошие родители должны оставаться терпеливыми, не сравнивать успехи своего ребенка с успехами других детей — помните, что у всех процесс обучения идет в индивидуальном темпе. Прислушивайтесь к малышу, если прямо сейчас он не желает читать, подберите другое время. Для каждого дошкольника можно подобрать оптимальный домашний метод обучения — просмотрите разные методики, выбрав ту, которая подходит именно вашему малышу.

Как себя вести родителю, чтобы ребенку нравилось читать? Чего ни в коем случае делать нельзя?

Евгения Кац

Не возьмусь давать универсальных советов. Могу поделиться некоторыми нашими книжными привычками. Мои дети очень любят читать книги, сидя у меня на коленях, получается такое особое время близости с мамой, когда она ни на что другое не отвлекается.

В самом начале или когда мы в первый раз берем сравнительно сложную для восприятия книгу, я не читаю текст целиком. Мы обсуждаем картинки, ведем диалоги и играем с нарисованными персонажами. Например, младший примерно с полутора лет очень любит кормить трех поросят нарисованными в рамке ягодами или загораживать ладошкой дорогу машинам и поездам, живущим на книжных страницах, они должны говорить «би-би» и умолять пропустить их. Я пересказываю и разыгрываю сюжет. Это касается именно малышового чтения от года до двух, когда ребенок только знакомится с текстами.

Мы очень любим устраивать игры по книжкам – с игрушками или сами перевоплощаемся в знакомых персонажей. Простейшие игры такого рода вполне доступны примерно после полутора лет ребенка, а иногда и раньше, особенно если есть старшие дети, за которыми младшие радостно повторяют все подряд, как уж могут.

Я часто делаю паузы в знакомых текстах – дети, даже если еще совсем плохо говорят, обычно превосходно все помнят. Иногда они все-таки стараются произнести нужное слово, и сами ужасно горды и рады, когда хоть как-то получается. Если получается что-то не то или ребенок молчит, я никогда не исправляю и не понукаю, просто сама произношу нужный вариант.

Ну, о том, что чтение должно быть выразительным, можно было и не писать, наверное, скажу только, что и тут главное – расслабиться и получать удовольствие. Ну здорово же иногда попищать и побасить, побегать пальцами по страницам, потянуться, показывая что-то «большое-пребольшое» и посмеяться вместе с ребенком. Мне всякая такая театральщина очень помогает пережить тысячу прочтений «Репки» и две тысячи исполнений стихотворения про девочку Марину и ее машину.

Чего не делать? Конечно, не заставлять слушать книги под угрозой наказания или за какое-то поощрение. Уж лучше вообще не читать, чем заменять внутреннюю познавательную мотивацию ребенка внешней. Скажу страшное: чтение – не самое главное в жизни. Я научилась читать в 2,5 года и с тех пор читаю практически беспрерывно. Но я думаю, что мои дети имеют право не любить читать. Может быть, у них будут совсем другие увлечения. Но пока им нравится.

Наталья Медведь

Чтобы ребенку нравилось читать, в первую очередь должно нравиться читать родителю. Если вы с удовольствием читаете – малыш с удовольствием слушает. Конечно, он растет, и у него неизбежно будут периоды, когда не хочется слушать: то он научился прыгать и ему некогда сидеть, то он научился собирать конструктор и ему скучно не крутить ничего в руках. Но если в семье сложилась традиция чтения вслух, родители практически никогда не услышат «нет» в ответ на предложение почитать книжку.

Разные правила – результат попыток манипулировать детскими предпочтениями: ты плохо себя вел, я не буду тебе читать; если хочешь посмотреть мультики, прочитай главу до конца; я не верю, что ты сделал уроки, прочти мне параграф вслух. Это тупиковый подход. Только увлеченный ребенок-читатель не сломается в таких условиях и продолжит любить книги. Лучше просто помнить, что заставить любить невозможно, можно только показать, что такое любовь. Читайте детям с любовью.

Елена Иванова

Читайте также:  Гигиена малыша – как правильно чистить уши ребенку

Пробуйте создавать вокруг чтения атмосферу, семейную традицию. Думаю, читающие родители – важное условие для воспитания читающего ребенка.

И, конечно, важно не превращать чтение, как говорил Пеннак, в орудие педагогической пытки. Все должно быть естественно. Если ребенок листает страницы туда-сюда или неожиданно вскакивает, то не нужно его ругать и заставлять читать.

Правила, которые помогут научить детей читать

Итак, ребёнок психологически готов к овладению новым навыком. Более того, он сам тянется к книжкам, он обожает слушать сказки и хочет уже научиться читать, чтобы не просить об этом маму. Значит, нужно приступать к обучению.

Но только правильно, с учётом рекомендаций специалистов и опытных родителей.

  • Собственный пример. Если родители любят читать и постоянно засиживаются с книжкой по вечерам, с большой долей вероятности ребёнок будет тянуться к чтению. И напротив, если взрослые предпочитают сидеть в компьютере или смотрят сериалы, малыш отложит книгу подальше.
  • Красивые иллюстрации. Первые книжки для чтения должны быть с яркими иллюстрациями, которые привлекут детское внимание. К тому же сюжетные картинки помогут малышу следить за интригой сказки.
  • Совместное чтение и обсуждение. Обязательно регулярно читайте книги ребёнку, превратите чтение в своеобразный вечерний ритуал. При этом можно и нужно интересоваться детским мнением по поводу прочитанного.
  • Поиск букв. Буквы встречаются повсюду: на обложках журналов, на вывесках в магазинах, на уличной рекламе. Обращайте внимание ребёнка на этот факт и просите его отыскать знакомую букву или слово на вывеске.
  • Игры с буквами и словами. Подобных игр великое множество: поиск слова на заданную букву, буквенное лото, составление коротких слов из более длинных, обведение пальчиком контура букв, выкладывание из подручных материалов.

И, пожалуй, главная рекомендация от специалистов. Никогда не принуждайте ребёнка к чтению, если он того не желает. Особенно это касается маленьких детей, которые попросту не готовы к подобным систематическим занятиям. Но и к дошкольнику-нехочухе стоит искать особый подход – поощрение, похвала, совместные игры.

Домашняя библиотека

Однако нужно также прививать малышу уважение к книгам, не разрешать портить их, рвать и калечить. Отличным способом воспитать бережливое отношение к библиотеке будут сеансы скорой помощи. Можно привлечь сына или дочь к простой, но интересной работе: склеиванию порванных страничек, или попросить стереть ластиком карандашные пометки с полей. Постоянный доступ к домашней библиотеке – важный элемент воспитания. Однако большинство родителей игнорирует этот факт. Об этом говорят и результаты исследования, из которых следует, что больше 60% населения желает привить своим детям любовь к чтению. При этом почти все респонденты признались, что не покупают и не хранят книги в своем жилище.

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:

  • интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка;
  • существенное расширение кругозора малыша;
  • отсутствие проблем с зачислением в школу.

Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Игрушечные буквы помогут весело обучаться

В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, – это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Освоение принципа чтения по слогам

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.