Как ребёнка научить перессказывать текст?

Проговаривая вслух литературные факты, помогает закрепить текст, сюжеты, образы в памяти. Пересказ способствует развитию логического мышления, это весьма полезно для учащихся. Все помнят изложения, сочинения, кому-то этот процесс давался проще, кому-то сложнее. Часто учителя задают пересказ, как домашнее задание. Именно в школьном возрасте, формируется мышление и речь. Как ясно излагать своим мысли, помочь научиться этому ребёнку, попробуем разобрать рекомендации.

Занятия с самыми маленькими

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст? Следование несложным правилам поможет развить память и научит малыша искусству пересказа. Эффективным упражнением является чтение сказок, рассказов с яркими героями, выполняющими повторяющиеся действия. Важно, чтобы ребенку было несложно запомнить героев. Примером может служить сказка «Репка». Перед тем, как читать ее, покажите малышу картинки, предложите угадать, кто из нарисованных персонажей является героем сказки. Прочитайте текст несколько раз, после чего спросите, какие события происходили в начале, в середине и в конце повествования. Такие вопросы, как почему дед позвал бабку или кто пришел последним и помог вырвать репку, помогут развить в ребенке воображение и логику, научить его правильно пересказывать текст.

Занятия с самыми маленькими

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

Умение устно пересказать прочитанный текст, представляет собой один из навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы. Воспроизводя текст своими словами, ребенок тренирует память, способность к мышлению, развивает свой словарный запас, учится определять главные и второстепенные мысли. Давайте рассмотрим, как научить ребенка пересказывать прочитанный текст.

Основные правила

Готовясь к пересказу, малышу необходимо научиться выделять основные моменты прочитанного, запомнить последовательность основных действий и событий и поведать об этом своими словами. При этом рассказ будет зависеть от того, насколько у ребенка развита речь и богат словарный запас. Об этом родители обязаны проявить заботу еще до начала школьного периода. С будущим школьником необходимо говорить, петь песни, читать вслух, разучивать стихотворения. Возможность общаться с родителями хорошо помогает ребенку в развитии речи.

Чтобы процесс воспроизведения текста своими словами не представлял для ребенка особых затруднений, следует применять некоторые методы:

  • необходимо после прочитанного провести анализ, составить план пересказа, устно обсудить услышанный сюжет, перечислить главных персонажей, основную последовательность событий. Можно задавать наводящие вопросы, на которые ребенок будет давать ответы, одновременно лучше запоминая информацию. После этого пусть малыш попытается пересказать текст самостоятельно;
  • пересказывать можно по своим зарисовкам. Для этого малыш с помощью взрослых рисует иллюстрации к тексту, по которым он будет воспроизводить услышанное. В таком методе удобным считается текст, имеющий цветные картинки. По ним малыш довольно быстро способен восстановить в памяти всю услышанную только что информацию. Такой пересказ можно проводить в игровых формах, чтобы еще больше увлечь ребенка.

Как не допускать ошибок взрослыми, при обучении ребенка

Более взрослым детям больше подойдет способ, который подразумевает составление письменного плана для пересказа. Для этого необходимо прочитать какой-нибудь рассказ, наводящими вопросами помочь определить главные мысли и записать их в определенной плановой последовательности. Здесь необходимо следить, чтобы пункты плана были не особо длинными, то есть не перегружались информацией.

Не советуем добиваться от ребенка положительного результата с первого раза. Приготовьтесь к тому, что после каждого пересказывания придется перечитывать текст повторно, чтобы ребенок имел возможность сравнить свой рассказ с оригиналом, выделяя при этом допущенные ошибки. Иногда случается, что чтение проводится более трех раз, прежде чем малыш уловит всю суть и будет способен воссоздать услышанное своими словами. При этом не стоит злиться, чтобы ребенок не испугался и не замкнулся в себе с мыслью, что не в силах справиться с заданием. Ведь вполне может так случиться, что определенные слова малыш не смог понять и постеснялся уточнить, что они означают. И только в ходе доверительной беседы с вами он вполне может уточнить все неясные моменты.

Читайте также:  Как определить готовность ребенка к школе

В процессе чтения постарайтесь интонацией выделить основные образы, поступки и прочие факты. Для первого раза можно предложить малышу выполнить пересказ вместе. При этом можно слукавить, сделав вид, что забыли некоторые детали. И если ребенок отреагирует быстро и правильно – похвалите его за сообразительность и память. Для пересказов необходимо подбирать тексты легкие, хорошо знакомые, со временем переходя на более сложные рассказы. Если такие упражнения будете выполнять ежедневно, очень скоро ваша помощь малышу в подобных заданиях станет не нужна.

Как научить ребенка пересказывать текст

Сначала ребенок должен внимательно прочитать текст и понять его основное содержание. Эта цель считается достигнутой, если ребенок может свободно ответить на вопрос: «О чем этот текст?»

Дальше ребенок берет карандаш и подчеркивает ключевые слова и выражения в тексте. Что такое ключевые слова? Это смысловые отрезки, состоящие из двух-трех слов, которые содержат основной смысл.

Пока ребенок будет искать и подчеркивать ключевые слова, он во второй раз прочитает текст.

Затем надо составить план текста. Можно это сделать в письменном или в устном виде. Обычно надо назвать каждый абзац. Особое внимание ребенок должен обратить на два последних предложения в абзаце, потому что часто в них как раз и содержится основной смысл микротемы, то есть абзаца.

Затем можно попробовать пересказать текст, стараясь не упускать детали. При первом пересказе можно изредка подглядывать в текст или в план, если он записан.

Особенности речи при пересказе текстов разных стилей

Как научить ребенка пересказывать текст

Когда содержание усвоено ребенком достаточно хорошо, можно попросить его обратить внимание на качество устной речи. Ребенок должен осознанно последить за тем, как он говорит. При повторном пересказе пусть следит за плавностью речи, избегает лишних слов, старается использовать побольше синонимов, чтобы рассказ получался разнообразным, интересным.

Также, надо научить ребенка различать тексты по стилю.

Если задано пересказать параграф по географии или биологии, то это потребует точности: названия и термины надо будет заучить наизусть. При пересказывании текста из курса обществознания надо тоже учитывать специфику этой науки. Язык там приближен к канцелярскому, не должно быть никакой лирики, поэтому ребенок должен следить за этим.

Когда же будет пересказывать художественное произведение, надо смотреть, чтобы ребенок подражал речи героев, использовал слова из текста или заменял их синонимами, пополняя свой словарный запас. Поэтому если встретились незнакомые или не совсем понятные слова, нужно найти их значение в словаре. А для поиска синонимов к любому слову можно воспользоваться сервисом синонимы онлайн, на сайте словаря синонимов русского языка. Если произведение относится к девятнадцатому веку, надо следить, чтобы ребенок не использовал некоторые современные слова или жаргонизмы, свойственные веку двадцатому.

Учимся пересказу в 5-лет

Приступая к обучению дошкольников старшего возраста, постарайтесь строить занятия, придерживаясь следующего плана:

  1. Подбор текста, соответствующего возрасту. Рассказ должен быть интересен ребенку, вызывать эмоциональный отклик. В первое время выбирайте истории, которые содержат больше активных действий. Позднее, когда ребенок станет уверенно их пересказывать, следует начать тренироваться и на текстах с большим количеством описаний.
  2. Выразительное прочтение. Это того, как взрослый прочитает текст, напрямую зависит, насколько увлеченно ребенок будет его слушать и, соответственно, запоминать.
  3. Выяснение непонятных слов и речевых оборотов, их разъяснение, подбор синонимов. На этом этапе расширяется словарный запас дошкольника, происходит знакомство со словами и выражениями, обладающими переносным смыслом.
  4. Обсуждение героев рассказа, их поступков, мотивов и пр. Это позволит ребенку «погрузиться» в атмосферу текста, лучше понять героев и причинно-следственные связи описываемых событий.
  5. Составление плана пересказа. Этот прием научит ребенка выделять ключевые моменты в рассказе, отличать главное от второстепенного.
  6. Пересказ. Завершающая стадия вашего занятия, скорее всего, не вызовет особых затруднений у ребенка, при условии, что все предыдущие этапы были пройдены. Однако если ему все еще трудно пересказать текст даже после предварительного разбора, то вам стоит более плотно проработать пункты 3 и 4, т. к. сложности с пересказом чаще всего возникают по причине:
  • небольшого словарного запаса;
  • неумения анализировать и понимать текст.
Учимся пересказу в 5-лет

Если же вашему ребенку пересказ дается легко, то вы можете усложнить задачу. Например, предложите ему пересказать историю от имени одного из героев или по ролям.

Читайте также:  Дело-то житейское: как правильно приучить ребенка к горшку

Рекомендации, изложенные выше, пригодятся и тем родителям, которые только после начала школьного обучения поймут, что их дети испытывают трудности, связанные с пересказом текста. Ведь часто мы думаем, что научившийся читать ребенок автоматически способен понять, запомнить и пересказать несложный прочитанное. Однако ни сам факт того, что он умеет читать, ни скорость или техника чтения не нам этого не гарантируют.

Не ждите моментальных результатов от ваших занятий. Вполне возможно, вам не один раз придется перечитывать и анализировать один и тот же текст, прежде чем ребенок справится с его пересказом. Не стоит злиться или нервничать по такому поводу, со временем и этот рубеж будет взят.

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Пересказывать можно тексты, которые ребёнок воспринимает со слов взрослого или читает сам. Пересказ текстов, которые дошкольник читает самостоятельно, допустим только при хорошо сформированном навыке чтения. Малыш, который только учится читать, плохо воспринимает смысл прочитанного. Деятельность мозга занята распознаванием букв и их воспроизведением. Когда чтение становится более автоматизированным, можно переходить к вопросам о прочитанном.

Пересказ для детей 4-5 лет

Для малышей, которые не умеют или только учатся читать, взрослый сам воспроизводит текст. Для облегчения восприятия необходимы хорошие иллюстрации. Тексты нужно выбирать по возрасту, без множества действующих лиц и сложной последовательности действий. Все слова должны быть знакомы ребенку. По необходимости нужно проводить работу над новыми словами. Их не должно быть больше двух-трёх.

Cхема пересказа для дошкольников

1. Первичное прочтение текста. Читать нужно медленно и выразительно. При чтении можно подключать мимику и жесты.

2. Работа с незнакомыми словами. Для начала нужно выявить слова, смысл которых не знаком, или не ясен до конца. Если малыш не может объяснить значение какого-либо слова, необходимо его пояснить. Если это предмет, его нужно показать на картинке или в реальности. Обязательно привести примеры использования слова в различных ситуациях. Для проверки можно предложить дошкольнику самому придумать, где может использоваться слово.

3. Второе прочтение текста с теми же требованиями.

4. Вопросы по тексту. Нужно стараться, чтобы они не предполагали односложного ответа «да» или «нет». Cледует помогать дошкольнику составлять ответы, если он их знает, но не может сформулировать.

5. Если ребёнок имеет высокий уровень развития, он может уже на этом этапе попробовать пересказать своими словами сюжет. Если малыш ещё не уверен в своих силах, нужно прочитать в третий раз, если понадобится – и в четвёртый. Попросить дошкольника пересказать можно в игровой форме:

— Тебе понравилась сказка? Давай теперь расскажем её мишке (взять любимую игрушку малыша). Он будет рад, если именно ты расскажешь ему эту сказку.

Как быстро научиться пересказывать тексты

Для быстроты запоминания прочтенного, повторите прочитанный кусочек, с выражением. Так Вы выделите интересные места голосом и поможете памяти их усвоить. У всех разные способы восприятия информации, и могут для этого использоваться виды пересказа: сжатые, подробные, краткие, творческие. К примеру, если у Вас последний вид способа, то лучше подойдёт инсценировки сценок из текста, разбор по ролям, основываясь на образах литературных героев. Но такой вид сложнее применить, если необходимо пересказать научного характера текст, тут могут пригодиться другие советы. После прочтения, сформируйте основу текста, выделите некоторый материал.

Читайте также:  Витамин Д3: как принимать и когда нельзя

Для короткого пересказа, определите значимость, главное и вторичное, возможно, конкретного персонажа. Для пересказа выборочного, объедините все темы текста, и сведите их к одной. Ну а для творческого, составьте словесное рисование, перескажите отдельные эпизоды. Разберите логическую часть текста, фразу, слова. При необходимости, записывайте себе вопросы, они помогут с пересказом. Пересказывая текст в первый раз, положите свой листок — подсказку с заметками рядом, а второй раз, несмотря на него, попробуйте пересказать без помощи.

Самое дельное, это если кто-то будет слушать, при отсутствии такой возможности, записывайте себя на диктофон. После завершения, сопоставьте свой рассказ с текстом оригинала и повторяйте работу пока все недочеты не будут исправлены, и сами не будите, уверенны в себе.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Что необходимо для формирования навыка пересказа?

Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.

Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.

При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.

Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.

Как подготовить  краткий  пересказ  текста

Цель – передать общую идею, основную мысль,  сюжет  текста.  Предметы:  обществознание, история, литература; художественные произведения.

Пожалуй, это самый сложный вид пересказа, так как здесь  требуется своими словами передать суть рассказа. То есть, требуется  уловить самое главное в тексте и отбросить незначимые детали.

А это, как правило, вызывает у детей трудности.

Такого рода пересказ нужно начать сразу после этапа ознакомительного чтения.  Предложите ребёнку ответить  на вопросы:  О чём  (и о ком) шла речь в целом? Какое событие в центре повествования?

Затем нужно найти те моменты, в которых описываются события или факты, меняющие ход повествования (сюжета). Каждый этап записывать в кратко сформулированном виде. Иначе говоря, мы обозначаем «скелет» текста, освобождая его от разного рода рассуждений, описаний, лирических отступлений и т.д.