Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.

Особенности развития памяти у детей

Возрастные периоды у детей отличаются целым рядом особенностей. Ребенок, который ходит в детский сад,   зачастую не способен держать под контролем свои чувства и эмоции. Почти всегда он говорит все, что думает на данный момент, абсолютно не заботясь о том, как на его слова могут отреагировать окружающие люди.

У детей дошкольного возраста память работает в совершенно другом формате, нежели у взрослых и имеет следующие особенности:

  • Непроизвольная память. Эта особенность отличается полным отсутствием какого-либо контроля над самим процессом запоминания. Причиной этому является то, что у ребенка чувства преобладают над разумом. По сути, всеми их действиями руководят эмоции, среди которых нет места холодному расчету. Дети не будут заставлять себя делать что-либо, если не испытывают искреннего желания. Непроизвольная память представляет собой процесс восприятия только той информации, которая вызывает в ребенке яркий интерес. Он не рассматривает получаемую информацию с точки зрения ее полезности в будущем. Он не проявит интерес к литературным шедеврам известного и почитаемого автора, зато веселый стишок малоизвестного поэта будет принят с восторгом. Причиной тому служит именно интерес. Именно поэтому для наилучшего запоминания рекомендуют выбирать информацию, которая будет вызывать в ребенке яркие впечатления.
  • Эмоциональная составляющая. Отдельной особенностью памяти дошкольников является эмоциональная окрашенность. В силу того, что у детей чувства и эмоции преобладают над разумом, то и закрепляется в памяти лучше та информация, которая имеет положительный эмоциональный отклик. Ребенок всегда будет отвергать тот материал, который воспринимается им как негативный или нейтральный. В какой-то степени подобную реакцию можно назвать защитной, дети просто оберегают себя от потенциально травмирующих эмоций.

Важно Помните, что дети дошкольного возраста имеют очень подвижную память, огромный интерес к окружающему миру и потребность в ярких эмоциях. При грамотном подходе к развитию памяти, вы сможете помочь своему чаду добиться нереальных успехов.

Как воспитывать ребёнка в 8-лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Этапы развития памяти детей

Психологи выделяют следующие этапы развития памяти детей:

  • от рождения до 1 года у малыша преобладают моторная и эмоциональная память;
  • в возрасте от года до двух лет ребенок учится ходить, появляются первые осознанные воспоминания, формируется образная память;
  • от 2 до 4 лет у ребенка активно развивается двигательная, эмоциональная, словесная память, закладываются навыки логического мышления;
  • развитие памяти в 6-7 лет: дети способны тренировать произвольную память, могут выучить то, что необходимо. Впечатления, полученные в это время, часто остаются на всю жизнь.

Развитие памяти с до лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

Средства

Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.

Медикаментозные препараты:

  • Аминалон;
  • Билобил;
  • Биотредин (для подростков);
  • Глицин;
  • Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа);
  • Нобен;
  • Пантогам (есть в сиропе);
  • Пирацетам;
  • Тенотен;
  • Фезам;
  • Фенибут.

Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.

Витамины:

  • 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids;
  • 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder;
  • старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».
Читайте также:  Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.

Средства

Народные средства:

  • девясил;
  • клевер;
  • яичные желтки (2 в день);
  • грецкие орехи;
  • морковь;
  • сосновые почки;
  • кора рябины;
  • бананы;
  • черника.

Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.

Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.

Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.

Вам также может быть интересно:

Советы родителям для развития памяти младенца

Все родители хотят, чтобы из ребенок вырос развитым интеллектуально и стараются нагрузить его порой непомерно, что зачастую является ошибкой и не несет никакой пользы ребенку. Для того, чтобы развитие ребенка происходило нормально и в нужное время, есть несколько советов для родителей:

  • Утробный периодЧаще разговаривайте со своим ребенком, начиная с 12 недели у него прорезаются уши и он начинает активно познавать мир аудиально. Избегайте вредных привычек и нахождения в среде неблагоприятной для плода: курящие люди, загазованность, токсичность помещений, ремонтные работы и т.д. Страйтесь чаще бывать на свежем воздухе в парках или в лесу. Слушайте ту музыку, которая нравится и вам, и ребенку.
  • Со второго месяцаДля игры с малышом используйте игрушки контрастных и простых цветов, в этом период он начинает различать простейшие цвета.
  • С третьего месяцаС этого возраста начинаете играть с ребенком в игрушки разных форм и цветов, с 3-4 месяцев жизни у детей развивается способность различать формы.
  • С четвертого месяцаК концу четвертого месяца память ребенка на новый объекты постепенно становится крепче и он способен задержать его в памяти более чем на одну секунду. Игры в исчезновение и появление игрушек будет отличным способом развивать его способности.

Что влияет на запоминание ребенком

Детский возраст состоит из двух периодов: ранний и дошкольный. Чем старше становится малыш, тем лучше делается его память. Он воспринимает информацию, которую предоставляют ему взрослые. Если родители играют с ним, читают ему книги и поют песни, его высшие психические функции будут развиваться.

В более старшем возрасте у ребенка появляются дополнительные техники, которые нужны для усвоения информации. К ним относят:

  • сравнение;
  • формирование ассоциаций;
  • умение противопоставлять новый опыт старому.

Для гармоничного развития важно улучшать не только память, но и мышление. Эти два процесса тесно связаны и влияют друг на друга. Психологи доказали, что, чем больше знает ребенок, тем выше объем его памяти.

В детском возрасте происходит формирование когнитивных функций. Взрослые тоже могут исправить многое, но для этого потребуются усилия. Поэтому родителям нельзя упускать ситуацию из-под контроля. Лучше заниматься с ребенком и улучшать его память, мышление, речь, внимание. Это позволит в будущем осваивать ему сложные виды деятельности.

Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от до лет

Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.

Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:

  • Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
  • Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
  • Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
  • Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.

К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.

Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.

  • Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
  • Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
  • В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.

Мнемические приемы развития памяти у детей

Усиливают память с помощью мнемических (мнемотехнических) приемов:

  • Проговаривание вслух вместе с воспитателем или другими детьми.
  • Реакция на услышанное: показ картинки, фотографии, рисунка.
  • Запоминание последовательности названных слов.
  • Воспроизведение изученной ранее информации (стишок, песенка, сказка и пр.).
  • Систематизация изученного: объединение частей материала в одну тему.
  • Объединение слов/образов в группы по какому-либо признаку (птицы, животные, продукты, фрукты, овощи и пр.).

Применение таких приемов обеспечивает осмысливание, понимание и создание связей между тем, что запомнилось. Связи при этом не являются самостоятельными, носят вспомогательный характер, т. е. служат мнемической опорой для воспроизведения. Это главный шаг на пути к преодолению границ кратковременного запоминания. Процесс должен быть увлекательным, неоднообразным, охватывать всех детей, без исключения.

Способности к запоминанию у детей разные. Это зависит от генетических данных, уровня воспитанности, степени развития, питания, распорядка дня (сон/бодрствование), а также социально-психологических факторов, влияющих на поведение ребенка. Один ребенок запомнит быстро, другой медленнее.

Мнемотехническим приемом считается любая техника, которая позволит облегчить запоминание.

Память

Под памятью понимают сложный процесс, протекающий в головном мозге человека, при котором осуществляется накопление, хранение данных и их воссоздание. Благодаря этому важнейшему механизму адаптации люди способны хранить данные об ощущениях, умозаключениях, событиях и двигательных навыках. На основании хранящейся информации осуществляются процессы, связанные с восприятием и мышлением, лежащими в основе сознательной деятельности индивида.

Функционирование памяти включает три основных компонента:

  • фиксации полученных данных (регистрация);
  • хранения информации (ретенция);
  • воссоздания (репродукция).

Как правило, эти компоненты тесно связаны между собой, в связи с чем даже незначительные отклонения в работе одного приводят, как правило, к снижению эффективности всего процесса.

В зависимости от продолжительности хранения данных, существует кратковременная и долговременная память. Принято считать, что в основе кратковременной памяти лежит непродолжительная, временная фиксация определенного состояния нейронов головного мозга, в то время долговременная память основана на активации биохимических процессов.

Как правило, как и с большинством ментальных способностей, с памятью происходят динамические изменения как по мере взросления организма, так и по мере старения.