Как развить память и внимание у ребенка?

Память является обязательной составляющей для интеллектуального развития человека. Хорошая память у ребенка является залогом качественной обучаемости, успеваемости в школе, а также сообразительности и умения быстро находить интересующую информацию и пользоваться знаниями и опытом.

Этапы формирования памяти

Память – психический процесс, помогающий сохранять и воспроизводить необходимую информацию. Различают несколько видов:

  1. По периоду сохранения информации — память кратковременная и долговременная.
  2. По регулированию запоминания – произвольная и непроизвольная.
  3. По объекту – образная (наглядная, зрительная), смысловая (слуховая), эмоциональная, двигательная.

При взрослении и развитии ребенка происходит и развитие его памяти, один вид сменяет другой, меняется их взаимодействие. Важным в процессе запоминания (особенно произвольного) является стимул, то есть то, ради чего это запоминание происходит. В большинстве случаев ставку делают на заинтересованность, именно поэтому с рождения и до старших классов главным способом подачи информации остается игра.

Современные методы развития памяти у ребенка

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, люди, в зависимости от того, каким набором свойств психики (называемых векторами) они обладают, на такие же свойства памяти могут и рассчитывать. Итак, как развить память у детей с разными векторами?

Например, люди со зрительным вектором обладают фотографической памятью, т.е. могут с легкостью запоминать схемы и рисунки в учебнике или конспекте, как бы фотографируя их. Кроме того, зрительники очень хорошо запоминают эмоционально окрашенные события, яркие моменты, т.к. одним из свойств зрительного вектора является более развитая чувственность, чем у людей, у которых зрительный вектор отсутствует. Поэтому основными методами развития памяти у детей со зрительным вектором будут привитие любви к чтению, развитие чувственности через литературу, театр, умение сопереживать героям. В детских играх для развития памяти следует также использовать различные оттенки цветов и яркие картинки.

Люди со звуковым вектором акцент делают на звуки. Звуковики могут в упор вас не видеть, но запомнят ваш голос с точностью до мелодики и тембра. При правильном развитии звуковых детей, они способны запоминать на слух музыкальные произведения, становясь композиторами, произношение иностранных слов, т.е. усваивать иностранный язык на слух, а не через чтение и зубрежку правил. Только люди со звуковым вектором способны говорить на иностранном языке без акцента.

Поэтому на вопрос, как тренировать память у детей со звуковым вектором, системно-векторная психология Юрия Бурлана дает следующие советы: прежде всего, нужно огородить ребенка с самых малых лет от громких звуковых раздражителей. Родителям таких детей нужно помнить, что ухо — это очень чувствительный орган звукового ребенка, который требует бережного обращения в виде тишины и покоя. Из звуков лучше всего звуковое ухо воспринимает негромкую классическую музыку и спокойную тихую речь.

Развитие памяти у ребенка простыми игровыми способами

  • Очень хорошо на память ребенка влияет чтение книг. Даже если он еще не умеет читать, чтение родителями также будет полезно.
  • Необходимо научить ребенка строить ассоциации. Играть в игру ассоциации можно, начиная с 2-3 лет. Этим активно пользуются любители раннего развития ребенка, ассоциируя, например, английские слова с какими-либо предметами.
  • Отличная игра под названием «Пропажа» на развитие памяти, которая понравится и детям и взрослым. Возьмите первые попавшиеся 5 предметов и разложите их на полу. Пусть ребенок их запомнит, а затем отвернется. Уберите 1 предмет, а ребенок должен сказать, какого элемента не хватает. На первый взгляд игра простая, но очень действенная и развивающая. Будет полезной и для взрослых.
  • Игра «Расскажи, что на картинке». Ребенку следует дать посмотреть на картинку, затем он должен наиболее подробно описать, что он видел. Для этого упражнения отлично подойдут книги Ротраут Сюзанны Бернер – «Зимняя книга», «Осенняя книга», «Летняя книга» и «Весенняя книга». Взгляните на разворот одной из этих книг, и вы поймете, что заниматься развитием памяти по такому наглядному пособию будет очень интересно.
Развитие памяти у ребенка простыми игровыми способами
  • Игра «Найди отличия». Это, пожалуй, одна из самых доступных и очень действенных методик развития памяти у ребенка. У современных молодых родителей в детстве были целые журналы с такими упражнениями, сегодня же о них стали несправедливо забывать. Предложите ребенку найти 10 отличий:

Конечно же, современных детей сложно мотивировать к обучению обычными картинками, им по душе интерактивные тренинги. И наш сервис представляет усовершенствованную версию знаменитой игры с отличиями:

Развитие памяти у ребенка простыми игровыми способами

Она называется «Сравнение объектов» и будет интересна школьникам любого возраста и даже дошкольникам, которые обожают интерактивные игры.

Читайте также:  Как научить ребенка дружить с другими детьми

Помните о том, что развитие памяти у ребенка – задача не слишком тяжелая, если к ее реализации подойти ответственно. Наш сервис BrainApps поможет построить интересную программу обучения, направленную на развития памяти ребенка. Контролировать его успехи вы сможете в личном кабинете.

Развитие памяти у ребенка простыми игровыми способами

Авторские методики развития

Упражнения для развития памяти есть почти во всех методиках раннего развития (по крайней мере, во всех известных нам). Причем заниматься предлагают едва ли не с первых недель малыша! Попробуйте, вдруг вашему ребенку понравится!

Методика Гленна Домана

В этой знаменитой методике раннего развития есть и такое упражнение: ребенку показывают карточку с крупной надписью и изображением (либо без него). Мама или папа громко произносят написанное слово вслух. Сначала возьмите десять карточек, которые вы будете показывать три раза в день, не более двух секунд каждую. Каждые десять дней меняйте карточки, и так… целый год.

Родители нередко отмечают, что благодаря данной методике их дети начинают читать сказки уже с четырех лет и примерно в этом же возрасте пробуют писать.

Примечание: у методики есть и противники, чьи дети «не зачитали», несмотря на демонстрацию карточек. Кстати, и сами наборы с карточками тоже недешевые, комплект на год стоит около 13 тысяч рублей. Впрочем, никто не мешает вам поискать такие карточки б/у или даже нарисовать самим.

Методика Сесиль Лупан

Последовательница Гленна Домана развила и переосмыслила его приемы в работе с карточками. В частности, она заметила, что абстрактные надписи мало интересуют малышей. Поэтому она предлагает развесить по всему дому карточки с названиями знакомых ребенку предметов обихода – на кровати должна висеть табличка с надписью «кровать», на столе – «стол», на стуле «стул». В отличие от Гленна Домана, который рекомендует делать надписи красными, Сесиль советует делать гласные буквы – красными, а согласные – черными. Ну и, разумеется, периодически обращать внимание ребенка на табличку, зачитывая написанное слово.

Примечание: на первый взгляд, методики раннего обучения чтению кажутся не связанными с развитием памяти, на деле именно приемы Домана направлены на чистое запоминание графического образа слова и предмета – ведь ребенок при этом не читает ни по слогам, ни даже по буквам. Попробуйте выучить таким образом десяток слов, к примеру, на грузинском или японском – и вы поймете, какого напряжения памяти это стоит!

Подготовила Елена Афанасьева о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет

Упражнения для улучшения мозговой активности

Тренировать память можно и нужно в любом возрасте. Даже после 50, 60, 70 лет можно легко запоминать информацию, если постоянно развивать свой мозг.

Упражнение “Целлюлярный токинг”

Это очень простое и в то же время эффективное упражнение, которое поможет увеличить скорость мышления и заставить нейроны мозга работать в полную силу.

Суть в следующем. Вам нужно быстро называть предметы, расположенные в комнате: стол, телевизор, люстра, занавески, карандаш, мобильник, шкаф и т. д. Можно просто перечислять названия, а можно описывать их вместе со свойствами. Например, красная лампа, деревянная неприметная шкатулка, бежевый линолеум в клетку и т. п.

Вскоре вы увидите, что паузы между словами становятся все длиннее, в ход пошли жесты, вы начинаете запинаться и путаться. Будьте уверены, со временем вас хватит на более продолжительное время. Получаться будет все лучше и лучше.

Упражнение “Слова наоборот”

Этот метод поможет совместить развитие памяти и внимания. Придумывайте слова и произносите их наоборот. Например, “магазин – низагам”, “капитан – натипак” и т. п.

Важно не записывать и читать с листочка, а именно представлять слова в уме. Для начала можно брать простые слова (нос, лис, кит, том), а дальше переходить на более сложные.

Чтобы было проще, делите длинные слова на слоги, а уже потом мысленно переворачивайте:

  • картина: “кар-ти-на” – “ан-ит-рак”;
  • колонка: “ко-лон-ка” – “ак-нол-ок”.

Упражнение “Склад памяти”

Очень хорошая тренировка. Вам нужно назвать фамилии всех известных вам поэтов или писателей.

Здесь можно экспериментировать как угодно. Вместо имен можно перечислять, например, животных саванны, растения, города, реки, прочитанные вами книги, посещенные места, бывших одноклассников, расписание уроков ребенка и т. п.

Упражнение с картами

Вам понадобится колода игральных карт. Смешайте их и вытяните последовательность из 6 карт (число можно постепенно увеличивать). Внимательно посмотрите на них в течение 30 секунд, а затем переверните рубашкой вверх. Попробуйте вспомнить все карты в той последовательности, в которой они лежали перед вами.

Уверена, вам интересно будет узнать, как можно научиться лучше запоминать информацию. Специально для вас мы подобрали эффективные мнемотехники и рекомендации психологов по быстрому запоминанию.

Упражнение “Как прошел день”

Выполнять его полезно перед сном. Когда вы лежите в кровати, постарайтесь вспомнить все детали прошедшего дня: где вы были, с кем разговаривали и о чем, в какой одежде пришла на работу ваша коллега, кто звонил вам на мобильный и в какое время, какая музыка играла в маршрутке, на что вы обращали внимание в продуктовом магазине и т. д.

Читайте также:  Основные моменты воспитания детей от 0 до 3 лет

Важно! Такая тренировка должна походить на перебирание бусин в четках: первое событие, затем второе, а за ним идет третье. Это исключительно процесс вспоминания. Если вы начнете выполнять работу над ошибками и вовлекать эмоциональную оценку, упражнение по тренировке памяти превратится в ритуал сожаления и вместо пользы вы рискуете получить бессонницу.

А если вам нужно запомнить какой-либо материал, лучше всего воспользоваться методом Фейнмана.

Причины ухудшения памяти

Нарушение функционирования того или иного типа восприятия может быть вызвано неожиданными факторами. Некоторые из них мы даже не подозреваем как причину рассеянности. Тем не менее, стоит знать, чего опасаться.

  1. Влияние стресса, затяжного нервного напряжения. В этом случае мозг концентрируется на раздражителе, не может выйти из состояния чрезмерной активности.
  2. Алкоголь негативно влияет на организм в целом. Искаженное восприятие реальности приводит к тому, что страдают разные участки мозга.
  3. Курение никотиносодержащих сигарет ослабляет концентрацию. В результате рассеянность развивается быстрее.
  4. Недостаток сна, витаминов, микроэлементов. Это не дает серому веществу достаточно ресурсов для полноценного функционирования.
  5. Спешка и суета не дают нам концентрироваться. Как результат — человек становится рассеянным, забывчивым. Не нужно постоянно жить в повышенном ритме, чтобы не развивать забывчивость.
  6. Травмы и некоторые заболевания приводят к ухудшению восприятия. К таким болезням относят сердечно-сосудистые сбои, проблемы с эндокринной системой.

Как развить память и внимание ребенка во время бытовых дел?

На самом деле не всегда обязательно целенаправленно заниматься с ребенком, чтобы развивать его. Иногда достаточно приобщать его к некоторым бытовым заботам. Весьма полезная тренировка памяти для него – запомнить список покупок, которые необходимо сделать в магазине. Другой пример, попросить малыша вспомнить ингредиенты супа, который он ел днем.

Даже сами разговоры о проведенном дне в детском саду хорошо способствуют укреплению памяти ребенка. Также перед выходом на прогулку можно попросить малыша запоминать что-либо: количество встреченных собак или машин синего цвета, например.

Хорошо развивает внимание и память чтение и пересказ книг. Чтобы воспроизвести содержание сказки, малыш сначала должен ее внимательно выслушать и запомнить. Время до пересказа при этом постепенно увеличивают, чтобы материал в памяти хранился все дольше.

Полезно также учить небольшие стихи и песенки. В этом случае не надо опираться на механическое заучивание. Ребенок должен четко понимать смысл каждого слова и всего текста в целом, чтобы запоминать его осмысленно. Только такая осознанная память лежит в основе интеллектуального развития. А «зазубривание» не несет в себе особой пользы.

Что нужно съесть, чтобы помнить?

На все процессы в организме влияют пища и гормоны. Плохая память может быть связана со стрессами, неправильным питанием, нехваткой витаминов, гормональным сбоем, недостаточным количеством кислорода. Мы изучили книгу «Улучшаем память в любом возрасте» Даниэля Лаппа, в которой красной нитью проходит мысль: если хотите улучшить память, уделите внимание сну и отдыху.

Ложитесь спать в одно и то же время. Также помогает дневной сон – после короткого 15-минутного сна мозг свежеет и легче запоминает и обрабатывает информацию.

Проветривайте комнату и чаще бывайте на свежем воздухе. Нехватка кислорода вызывает головную боль и снижает сосредоточенность, делает человека вялым и раздражительным. А кроме того, во время прогулки не отвлекают текущие дела – проверка почты или разговоры домашних.

Разминайте позвоночник. Уделите особое внимание упражнениям для шейного отдела. Когда в мышцах образуются зажимы, а между позвонками – залежи солей, это становится причиной перебоев в кровообращении, мозг не получает достаточного количества кислорода, и это очень вредит его работе.

Что нужно съесть, чтобы помнить?

Правильно питайтесь. Из-за большого количества жирной пищи на стенках сосудов откладывается холестерин, и это становится ещё одной причиной недостаточного кровоснабжения мозга. Включите в рацион больше овощей и фруктов, избегайте тяжёлой пищи и переедания.

Выбирайте продукты, которые укрепляют память. Особое внимание уделите достаточному количеству йода – его много в морской капусте, морепродуктах, печени трески, семечках яблок, шпинате и молочных продуктах. Другое общепризнанное средство для улучшения работы мозга – это орехи.

«А вот кофеин лучше ограничить. Кофе, крепкий чёрный чай, чёрный шоколад – всё это действует, если необходима быстрая подпитка перед экзаменом или собеседованием. Но если хотите добиться долгосрочного эффекта, найдите другие методы – кофеин подавляет ферменты, необходимые для запоминания.

Ещё одна немаловажная деталь: уделите внимание витаминам группы B. Они важны при интенсивной интеллектуальной работе, благотворно влияют на память, а их дефицит вызывает рассеянность и нервозность. Витамины этой группы можно получить из злаков – гречки, цельных круп и проросших зёрен, хлеба грубого помола, а кроме того – из мяса, молокопродуктов, куриных яиц, печени, арахиса.

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее — словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе «ассоциаций», но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Легкий способ развития слуховой памяти

Бывает такое, что кто-то говорит рядом, а вы не слышите? Или ребенок находится на уроке, а слышит только свое имя из всего потока информации, когда уже учитель заметил, что он летает и обращается к нему.

Это происходит потому, что внимание не направлено на эту информацию. А может быть так, что ребенок слушает, но информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает)

Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти.

Попробуй повтори или 10 слов.

Легкий способ развития слуховой памяти

Называем вслух последовательность слов, а потом просим повторить ребенка эти слова. Можно начинать с последовательности 5 слов.

Лето, зима, корабль, стол, дверь. Потом удлиняйте последовательность слов.

Как можно помочь ребенку запомнить слова? А можно с ними проделывать удивительные фокусы: увеличивать, уменьшать, приделывать уши, нос, чтобы они стали смешными, тогда запоминание будет в радость и эффективнее.

Веселая игра «Снежный ком»

Играют как минимум вдвоем. Первый говорит слово, а второй повторяет слово и добавляет свое. Каждый игрок повторяет уже сказанные слова в той же последовательности и добавляет новое слов и так далее.

Сначала можно ограничиться 10 словами. Добавление может быть любым существительным, прилагательным, глаголом.

Самое эффективное упражнение

Самое удивительное и полезное упражнение. Развивает не только слуховую память и увеличивает ее объем, но и доставляет удовольствие. Мне интересны игры и упражнения, дающие  много пользы по всем направлениям.

Легкий способ развития слуховой памяти

Это очень важное занятие и очень, очень полезное. Это как пить чистую воду для организма. Так же необходимо делать это упражнение, а именно, учить наизусть!

Мы можем сказать, что ребенку достаточно не выучить, а понять. Однако, у нас существует два пути запомнить: проложить след (дорожку) повторениями и связать с чем-то ассоциацией.

Допустим ребенок понял определение. А с чем он его свяжет, с учителем? Это тоже вариант)

Но ребенкино понимание висит в воздухе, если у него нет базы, на которую ложится, привязывается его понимание предмета.

А вот эту базу и дает учение наизусть. Поэтому учить наизусть важно! Это говорила наш ученый Наталья Бехтерева, которая изучала головной мозг в течение 40 лет. Она сокрушалась, что мы забросили самый эффективный способ развивать память.

Сейчас у учеников присутствует синдром пустой головы, потому что родители стали относится к этому действию очень неоднозначно, в школе редко просят учить наизусть.

Хорошо, что нам еще задают учить стихотворения и таблицу умножения наизусть.

Как правильно запомнить на долгое время изложено здесь (откроется в новой вкладке).

Легкий способ развития слуховой памяти

Как тренировать память у ребенка? Нужно делать самое полезное и простое упражнение

Лучше взять стихи, поэмы. Выбираете для ребенка или вместе с ним поэму и учите по одной строчке в день. Нужно повторять строчку, пока она не запомнится.

Учите до тех пор, пока он не сможет повторить строчку сначала или с конца, чтобы он знал, где стоит каждое слово.

Нужно чтобы каждое слово было понятным и образ его как бы стоял перед глазами. Пусть думает о самом слове, о его значении, можно умственно рисовать картины того, что он запоминает.

Потом учите следующую строку с тем же эффектом и т.д. И самое важное — вы повторяете при этом выученные предыдущие сроки. Каждый день по одной строчке. Когда выучите всю поэму, можно приступать к следующей.

Потом вы обнаружите, что ребенок может заучивать наизусть не одну строчку, а две, три, а потом вы удивитесь.

Эффект от этого упражнения, не только развитая слуховая память, но и увеличение объема запоминания, объема памяти, развития внимания, и самое главное интереса к словам.

Еще одно эффективное упражнение — музыкальное

Легкий способ развития слуховой памяти

Сейчас ведь дети слушаю музыку. Так вот, включите несложную мелодию, прослушайте ее вместе и ребенком, а потом попробуйте вместе в ним повторить мелодию, пропеть ее или просвистеть.

Это очень сильно развивает слух, а также внимание и интерес к звукам. Ну и, конечно, слуховую память.

Если вы еще не читали про музыку, с помощью которой можно бысрее запоминать, то читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новой вкладке).

Это не просто музыка, а музыка помогающая много и быстро запоминать!