Как помочь ребёнку развиваться. Развивающие игры для детей до года

Молодых родителей с самого первого дня появления ребенка волнует множество вопросов, связанных с развитием младенца. С каждым месяцем малыш познает для себя что-то новое и развивает определенные навыки. Мамам и папам стоит быть в курсе особенностей физического и эмоционального развития их малыша, чтобы в дальнейшем ничего не доставляло беспокойства.

Советы родителям по развитию ребёнка

Обращаясь к родителям, хочется подчеркнуть, что важно не вмешиваться в естественный рост, развитие малыша. Но при этом нужно аккуратно помогать, чтобы заложенное природой стремление к познанию мира не зачахло в ребёнке. Для этого родителям нужно помнить о трёх китах:

  • Быть осведомлёнными касаемо того, что должен уметь делать малыш в том или ином возрасте.
  • Внимательно наблюдать за ребёнком, чему он научился, какие навыки освоил, например в 4 месяца, в 6 месяцев и т.д.
  • Создавать развивающую среду для совершенствования умений и навыков ребёнка
  • Новорожденный ребёнок основные свои усилия направляет на то, чтобы кушать и спать. Выполнять какие-либо действия ему сложно. Можно начинать поглаживать малыша, делать ему массаж, ведь прикосновения нежных тёплых рук так приятны и полезны.

Что полезнее – играть или развиваться?

Полезно все! Не думайте только, что кроху в пеленках нужно сажать за школьную скамью. Игра и еще раз игра, именно на ней построены все методики раннего развития. Маленькому человечку нужны образы и игрушки, причем чем разнообразнее они будут, тем лучше. Любая система развития детей предполагает свой арсенал средств обучения. Например, Мария Монтессори акцентировала внимание на использование игрушек из дерева, Глен Доман построил свою методику на принципах показа ребенку карточек со словами, цифрами, рисунками; базой для системы обучения ребенка по Н. Зайцеву являются кубики со слогами и различные таблицы. Правда же, достаточно все разнообразно?!

Запомните – всему свое время! Не все игрушки будут интересны ребенку сразу. Пока кроха маленький, мама может заниматься с ним по собственному усмотрению, при этом одним глазом все же подглядывая в пособия. Родители не знают, к какой методике ребенок будет предрасположен, поэтому делать упор на что-то одно не стоит. Старайтесь греметь погремушками, катать мячики, строить башенки и наблюдать за крохой.

Умное решение сложного вопроса

Главное в решении вопроса – в первую очередь руководствоваться здравым смыслом, объективно оценивать реальные способности  малыша.

Лучше всего обратиться за квалифицированной помощью специалистов.

Опираясь исключительно на практический опыт и анализ передовых методик раннего обучения чтению, можно резюмировать следующее:

  • Начинать заниматься развитием детей нужно ещё тогда, когда они находится в утробе матери. Слушать классическую музыку, читать добрые книги, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе, заниматься спортом, правильно питаться – эти те несложные, но очень важные действия, которые необходимы для правильного формирования и развития малыша.
  • Родившись, ребёнок с каждым днём познаёт мир, делая множество открытий. Ведущая роль отводится, конечно же, родителям. Мамы и папы очень избирательны в этом, развивая и воспитывая в своём чаде только то, что считают нужным, важным и полезным.
  • Прежде чем приступить к процессу обучения, необходимо оценить возможности ребёнка, обязательно обратившись с этим вопросом к квалифицированным специалистам (психологу, логопеду). А далее действовать согласно предложенным рекомендациям и советам.
  • В выборе методик раннего развития и способов обучения желательно довериться профессионалам, выбрав правильный учебный центр, с хорошими отзывами и рекомендациями.
Читайте также:  «Не плачь!»: как не надо реагировать на чувства детей

Как малыш развивается с момента рождения до месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Этапы развития речи

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

Математические способности, как и любые другие, можно развивать

К счастью, врождённые способности не ограничивают нас. Чтобы доказать этот факт, психолог Элизабет Брэннон и её коллега Джунку Парк продолжили исследование, но уже со взрослыми участниками. 52 людям нужно было решить математические примеры. Затем участников поделили на группы: тренировочную и контрольную. Первая прошла подготовку: с ними провели с десяток подготовительных упражнений. Вторая группа не практиковалась. Затем все участники вновь выполнили арифметические задания. Оказалась, что тренировочная группа справилась лучше, чем контрольная.

Поэтому мало иметь талант, нужно его правильно использовать и развивать. Приведём пример из жизни двух студентов N-ного вуза Беларуси. Один разбирается в программировании отлично, ведь участвовал в олимпиадах по информатике, знает назубок физику и математику. Второй — значительно слабее. Первому всё даётся легко и он не прикладывает усилий, чтобы развиваться. А второй усердно учится и практикуется. В итоге к выпускному курсу второй студент может развить свои способности до уровня бывшего олимпиадника или даже выше. Вывод прост: век живи — век развивайся.

Математические способности, как и любые другие, можно развивать

Приходите заниматься в IT-школу АдукарУ нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. На занятиях дети тренируют память, развивают природную любознательность и учатся учиться.Записаться на пробное занятие

Развитие vs. обучение: в чем разница?

Всестороннее развитие детей предполагает формирование у них стремления к познанию мира и ничего общего с обучением не имеет. Именно этот фактор является основополагающим в вопросе воспитания. Когда ребенок проявляет интерес к окружающему миру, он лучше воспринимает и запоминает информацию.

Почти каждая методика по раннему развитию включает материалы для освоения детьми различных навыков и умений, то есть обучению. Причем занятия делятся на блоки, которые соответствуют определенному возрасту. Естественно, нет ничего плохого в том, чтобы предлагать малышу счетные палочки или кубики с буквами, показывать ему карточками с животными, цветами и прочими вещами. Но, если он не проявляет к этому интереса, не нужно настаивать, заставляя учиться через «не хочу». Это не только не принесет пользы, но и приведет к психологической травме, которая убьет все стремление к обучению на долгие годы.

Желание к получению новых знаний возникает у детей в разном возрасте. Кроме того, как и взрослым, им свойственно проявлять больший интерес к одним занятиям, чем к другим. Так, один ребенок может увлекаться рисованием, а другой не выпускать книги из рук.

Развитие vs. обучение: в чем разница?

Поскольку методики раннего развития не допускают возможности развиваться только в одном направлении, их использование не всегда уместно. Не стоит также бояться, что нежелание ребенка выполнять задание, которое ему не нравится, будет свидетельствовать о его отставании в развитии. Со временем он сам начнет проявлять интерес к необходимому виду деятельности. Это может произойти позже, чем у других детей, но это будет его личный выбор. Основной источник развития детей дошкольного возраста – игра, а она должна приносить удовольствие.

месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

Заключение

Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».

Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.

Как развивать ребенка и с чего начинать?

Дайте возможность своему ребенку действовать самостоятельно. Малютку не надо пеленать, ведь основным источником информации для него являются тактильные ощущения и движение. Позволяйте ему ползать везде, но поверхность должна быть твердой, не скользить и не собираться под телом ребенка в непреодолимые горы.

Если он занят чем-либо, никогда не отвлекайте его внимание, и вам не придется в будущем выдумывать, чем его занять, чтобы он вам не мешал.

Любое задание, которое вы поручаете ребенку, должно быть интересным для него, сложным, но посильным. Необходимо обеспечить успех, и в будущем ваш малыш станет уверенным человеком.

Сообщайте детям конкретные очевидные факты, а не правила и законы.

Ребенок не научится говорить, если вы будете читать лекции о части речи и структуре слова, не научится считать, если вы начнете с комплексных и иррациональных чисел и математического анализа.

Дайте ребенку материал для творчества. Начните с бумаги (белой, цветной, разного формата и формы, от конфетных фантиков до кусков обоев), цветного картона, карандашей, красок, фломастеров, перейдите к скотчу, клею, пластилину, тесту (мука и вода смешиваются в густое тесто, из которого лепится очевидное-невероятное и печется в духовке).

Повесьте на стену детской комнаты карту мира, поставьте на полку глобус и странствуйте вместе. Узнавайте о том, какие животные, растения можно встретить в разных странах, которые описывают писатели, поэты, художники, во что одеваются туземцы, какой климат, какой флаг и герб, на каких машинах ездят…

Ведите календарь погоды. На листе формата А-4 нарисуйте таблицу: квадраты по количеству дней в месяце, отметьте в них даты, и каждый день рисуйте или солнышко, или облако, или снег, или дождь. Можно обозначать температуру воздуха и другие природные особенности.

Изучайте вместе иностранные языки. Вам не будет стыдно за свои знания, а ребенку с младенчества вы откроете весь мир. Слушайте аудиозаписи, смотрите мультфильмы без перевода, читайте сказки в оригинале.

Начните сегодня!