Как научить ребенка постоять за себя в детском саду и школе

31.01.2021 Психология

Еще почитать

Значение социальной адаптации

Стоит ли отдавать ребёнка в детский сад – вопрос, над которым думают многие родители. Дома, за редким исключением, дети видят только членов семьи. Они привыкают общаться с близкими людьми и не знают, как вести себя с незнакомыми. Детям, остающимся на попечении бабушек, часто позволено больше, чем нужно: длительный просмотр мультфильмов, еда в любое время, прогулка вместо развивающих занятий. Такая система воспитания приводит к неорганизованности.

Обязательно ли отдавать ребёнка в детский сад? Посещение детского сада или развивающего центра даёт абсолютно необходимую детям социальную адаптацию и ряд полезных навыков и привычек:

  • организованность;
  • умение вести себя в обществе, усвоение норм поведения;
  • понимание указаний взрослых;

Наконец, детям необходимо закалить иммунитет, иначе все болезни детского сада перейдут на школьный период, что отразится на успеваемости.

Привыкание к коллективу полезно для ребёнка, если садик выбран грамотно. В противном случае адаптация может иметь другие проявления:

  • из-за большой наполняемости групп у воспитателя нет времени уделить внимание каждому малышу, поэтому ребёнок может принести из сада не только полезные навыки, но и пополнить лексикон нежелательными выражениями, перенять дурные привычки и жесты;
  • если малыш станет объектом постоянных нападок со стороны сверстников, и ситуация не будет исправлена, садик не сыграет нужной роли в развитии личностных качеств, а напротив, поспособствует возникновению комплексов;
  • опасность травматизма, причина которого – большое количество детей в группе.

Стоит ли брать игрушки в школу

Ответ однозначный – не возражать, если ребёнок хочет что-то взять с собой. Любимая игрушка окажется поддержкой в школе, связью с домом. Да и на перемене будет чем заняться. Единственное, что важно сделать родителю, – объяснить ребёнку, что играть можно только на перемене и не стоит доставать игрушки из портфеля во время урока.

Коля на уроке достал машинку и катал её по парте. Учительница сделала ему замечание. Коля убрал машинку, но на следующем уроке снова достал её. Тогда учительница написала замечание в дневник с просьбой не давать Коле игрушки в школу и отобрала машинку.

Конечно, учителя объясняют ученикам правила поведения в школе. Но и родители не должны оставаться в стороне. Стоит позаботиться о собственном ребёнке и заранее научить его правилам поведения, принятым в школе. Это касается в том числе игр на уроке.

На что ещё родителям стоит обратить внимание? Придя в класс на первое родительское собрание, оглянитесь вокруг. Если на полке стоят игры и игрушки или в уголке есть коробка с игрушками, значит педагог уже позаботился о своих будущих учениках. Бывает, что ребята, которые перешли в среднюю школу, оставляют часть своих игр и игрушек первоклашкам.

Если же игрушек нет, то спросите педагога о том, можно ли, например, организованно купить какие-то игры для детей. Обычно педагоги положительно реагируют на такие вопросы родителей. Играть в игры на перемене гораздо лучше, чем играть в компьютерные игры на планшете или телефоне.

Однако вы и сами можете дать ребёнку в школу какие-то игры — например, шашки или несложную настольную игру на два-три игрока. Конечно, вы можете купить для ребёнка какие-то игры, рассчитанные на одного человека. Но я рекомендую именно игры, рассчитанные на два-три игрока. Потому что важно, чтобы ребёнок начал знакомиться и общаться с другими детьми. Совместная игра – это прекрасный способ познакомиться и подружиться.

Ира – довольно стеснительная девочка. Первые дни в школе Ира все перемены сидела за партой. Она никого не знала в классе. Многие ребята пришли в школу из одной группы детского сада. Они хорошо знали друг друга и вместе играли, на Иру они не обращали внимания.

Когда дедушка узнал, что за неделю Ира ещё не познакомилась и не подружилась ни с одним из одноклассников, он задумался. Дедушка знал, что Ира любит играть в шашки, дома они часто играют в них вместе. Тогда дедушка подарил ей небольшой набор магнитных шашек.

В школе Ира постеснялась предложить кому-то поиграть, она достала шашки и тихонько играла сама с собой. Но уже на второй перемене к Ире подошёл Витя и спросил разрешения поиграть вместе. Оказалось, что шашки – любимая игра Вити. С тех пор Ира и Витя часто играли вместе, да и другие ребята тоже.

Однако для того, чтобы играть на перемене, не обязательно иметь с собой игры. Научите ребёнка играть в простые игры, известные всем бывшим школьникам: морской бой, крестики-нолики, танчики, виселица, балда и многие другие. Для того, чтобы играть в эти игры, достаточно иметь пару листов бумаги и карандаш.

Игра важна не только для ребёнка, но и для взрослого. Играя, мы не только развлекаемся. Игра – это способ хорошо проводить время с другими людьми, возможность снять возникшее напряжение, переключиться. А ведь перемена и существует для того, чтобы на время переключиться с учёбы на другой вид деятельности, например, игру.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет Получить уроки

Чем чаще всего руководствуются родители, отдавая малыша в детский сад?

1. Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем 2. Ребёнку нужно общение 3. Ребёнка нужно развивать 4. Все дети ходят в детский сад 5. Ребёнку нужен детский сад

Давайте обсудим эти пункты по-порядку.

«Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем». — С этим не поспоришь. В этом случае детский сад действительно спасает.

«Ребёнку нужно общение со сверстниками». — Согласна, ребёнку нужно общение, но далеко не любое. Зачем, например, ему такое общение, при котором он чувствует себя обиженным или униженным? Ребёнок нуждается в позитивном общении! Ему жизненно важно чувствовать себя личностью, которую уважают. Согласитесь, Вы не можете гарантировать, что в детском саду у ребёнка не будут отбирать игрушки, обижать или наказывать – а Вашему малышу это надо?

«Ребёнка нужно развивать». — Конечно нужно! Но почему нельзя делать это дома? Не получается заниматься развитием ребёнка своими силами, не страшно! На помощь придут многочисленные развивающие школы для малышей, среди которых можно выбрать подходящую по своему вкусу.

«Все дети ходят в детский сад». — А вот с этим утверждением я позволю себе не согласиться – не все! По статистике (данные за 2011 год) 46% детей в России не посещают детский сад, 14% детей (а это чуть больше 1 500 000) не посещают детский сад добровольно и количество таких «домашних» детей с каждым годом растёт.

Есть ещё один очень важный момент. В детском саду, даже самом наилучшем, 100%-го индивидуального подхода к ребёнку Вам не обеспечат. В детском садике к детям в большей степени применяют коллективный подход, учат следовать установленным правилам. Я бы не сказала, что такие методы помогают ребёнку раскрыться в полной мере. Скорей они «выравнивают» детей, учат быть как все.

Дома же обеспечить ребёнку индивидуальный подход очень легко, было бы желание.

И теперь мы подошли к последнему, на мой взгляд, самому необъективному аргументу.

Сколько раз я слышала эту фразу, когда в ответ на вопрос врачей, знакомых, соседей и даже друзей «Когда пойдёте в детский сад?» говорила: «Мы останемся дома». «Как! Ребёнку нужен детский сад!» — не соглашаются они. «Зачем?» — задаю я встречный вопрос. Ну, очень уж мне интересно, что скажут в ответ.

Читайте также:  Почему детям и подросткам нужно заниматься спортом