Как научить ребенка дружить с другими детьми

Родные братья и сестры: значение отношений для развития личности, конфликты и всегда ли это плохо, основания для соперничества между детьми и на что это влияет, роль родителей в выстраивании здоровых взаимоотношений друг с другом.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ В РАЗНЫЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД

Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.

Уже с полугода дети начинают тянуться друг к другу.

От полтора года и до двух лет дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.

Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью. Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения.

В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы. Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом.

Дети от шести до девяти лет уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.

Читайте также:  Прорезывание зубов: сроки, симптомы, порядок

Как правильно растить детей от разных браков?

Когда в семью, где сложились отношения, входят чужие люди, неизбежны конфликты как между взрослыми, так и между младшими членами семьи.

Причины: ревность, необходимость делить материальные ресурсы, борьба за внимание и соперничество. Особенно тяжело родителям, чьи семьи получили статус многодетности в одночасье.

У родителей не должно быть иллюзий, что новоиспеченные братья или сестры сразу станут друзьями. Искать компромиссы, проявлять терпение по отношению к чужим сложно даже взрослым.

Злиться и заставлять общаться насильно нельзя, это чревато тем, что накопленные негативные реакции рано или поздно выльются в конфликт. Любой член семьи вправе рассчитывать на уважение, получать внимание и поддержку.

Как правильно растить детей от разных браков?

Хорошо сближает общее дело, совместные игры, отдых. В момент объединения семьи желательно следить за нагрузкой на нервную систему ее младших членов: спокойный и отдохнувший малыш легче перенесет адаптацию.

Чтобы сократить количество конфликтных ситуаций, родителям лучше не совершать следующих ошибок:

  • сравнение одного ребенка с другим. Отношение ко всем должно быть ровное;
  • наказание на виду у всех, даже если оно заслуженное. У других детей это может вызвать чувство превосходства, а у наказуемого — обиду и агрессию. Нежелательно, чтобы наказывал неродной родитель;
  • если хвалят одного, обязательно нужно сказать что-то хорошее и про остальных;
  • нельзя говорить, что ситуация безвыходная, и терпеть других придется. Лучше сказать, что рано или поздно все наладится;
  • родителям лучше не разделять детей на «твоих» и «моих». Теперь все — общие;
  • подарки желательно дарить одинаковые или равноценные;
  • у ребенка обязательно должно быть время один на один с родным папой или мамой.

Лучше, если у каждого из детей будет свое личное пространство. Даже малыш вправе иметь личные вещи и не делиться с ними ни с кем.

В каком возрасте дети чаще всего вступают в конфликт?

Все знают, что подростковый период — один из самых сложных и неоднозначных в жизни человека. В это период и подросток, и его родители подвергаются стрессу. Мы решили поинтересоваться, привязан ли как-то возраст к статистике возникновения конфликтов. 

«На мой взгляд, не стоит концентрироваться на возрасте и привязывать возраст к конфликтам. Сейчас, я имею в виду ассоциацию «переходный возраст ребенка с частыми конфликтами», — ответила психолог.

По словам эксперта, в период полового созревания, когда «играют гормоны», конфликты ощущаются более эмоционально и сильно выражены. Она также отметила, что до определенного возраста многие родители даже не видели или не хотели видеть конфликтов.

«Ответьте себе на вопрос — до какого возраста ребенок считается ребенком для своих родителей? Порой конфликты, когда ребенок уже в роли «мамы» или «папы», намного более ярко выражены, затяжные и тупиковые. Если в отношениях вы играете, то сам конфликт — это норма и точка нового витка в отношениях. Не надо бояться конфликтов! Главное осознать, что дети вступают в конфликт, когда хотят показать свое «я», самоутвердиться, почувствовать свою силу», — заметила она.

Читайте также:  Дети делают замечания старшим – наказывать?

Как пояснила эксперт, складывающаяся ситуация говорит о том, что отношения не могут быть прежними и надо меняться. Ребенок, вступая в конфликт, чувствует свою силу, и это у всех индивидуально.

Как научить дружить

Нет пошаговой инструкции, как научить ребенка дружить. Но есть личный пример и разговоры по душам. Дети, как губка, впитывают все, что слышат от нас. Поэтому важно обсуждать с ними сказки, мультфильмы. Рассказывать на примере героев, что дружба – это взаимовыручка, доверие, доброта и верность.

Расширить круг общения ребенка, можно записав его в кружок или секцию. Дети в начальной школе дружат по интересам.

Говорите с ребенком о дружбе. Рассказывайте, что она важна.

Вместе дайте ей определение, например:

  • комфортно молчать вместе;
  • помощь придет в трудную минуту;
  • тебя ценят вместе с недостатками;
  • тебе скажут правду, пусть и горькую;
  • тебя прощают.

Учите школьника разбираться в людях. Но не давите и не запрещайте дружбу с «плохишами». Оставляйте ребенку право выбора.

Категорический запрет настроит сына или дочь против вас.

Тонкости общения со сверстниками

Прививать уважение к другим можно уже с раннего возраста. Объясняйте малышу, что отбирать чужие игрушки или драться нехорошо. В конфликтных ситуациях поддерживайте и защищайте своего ребенка. В старшем возрасте это поможет ему отстаивать свои права.

Виноват ваш малыш – извинитесь перед «пострадавшей» стороной. А все «разборки» с ним проведите без свидетелей.

Детям младшего возраста помогайте общаться – предлагайте совместные игры, обмен игрушками. Но не командуйте – это никому не нравится, особенно детям. Лишь направляйте и решайте конфликты.

Чем старше становится ребенок, тем больше свободы в коммуникации вы ему даете. Тем больше ответственности он несет.

Что делать в конфликтной ситуации

Жить дружно у детишек получается не всегда. И дело тут не в ужасном поведении Васи или Маши. Они еще не до конца усвоили все понятия о правильном поведении, они этому только учатся.

Как научить дружить

Ссоры и споры учат управлять эмоциями, своими действиями.  Родителям нужно научить детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Объясните, что каждый имеет право на:

  • выражение эмоций;
  • уважение;
  • отстаивание своих права, но без агрессии.

Объясните ребенку, что этот «билль о правах» работает в обе стороны. Не приучайте малыша терпеть и поступаться своими правами.

Для маленьких детей главным арбитром остается взрослый. Он объясняет обеим сторонам, в чем они неправы, помогает помириться.

В чем польза разновозрастного общения

Детям полезно общение не только со сверстниками. Научиться дружить и понимать ближнего позволяет разновозрастное общение. Общаясь и с теми, кто постарше, и с младшими ребенок учится чуткости, внимательности.

Старшие учатся сопереживать малышам, помогать им. Младшие подражают старшим, примеряют их роли.

Это благотворно сказывается на их развитии. У детей в таких коллективах повышается чувство ответственности.

Личный пример

Детям, чьи родители приглашают в друзей в гости, ходят на совместные прогулки, проще заводить друзей.  В «закрытых» семьях растут более замкнутые дети.

Читайте также:  Выпускной в 4 классе. Смешной сценарий современного выпускного

Когда общаетесь с друзьями при детях, следите за своим поведением. Хотя с близкими людьми это нужно делать всегда. Не давайте своим друзьям оценки в присутствии детей. Все взрослые разговоры и разногласия должны быть за закрытыми дверями.

Ребенок почти до подросткового возраста стремится быть похожим на родителей. Поэтому ваше уважительное и доброе общение с друзьями – отличный ориентир для него.

Как рождается соперничество

По мнению специалистов, частая причина соперничества между детьми — это недостаток внимания родителей.

  • Если между младшими членами семьи завязалось соперничество, значит кто-то из них испытывает нехватку поддержки со стороны родителей, их внимания и интереса к жизни ребенка.
  • Если с открытой демонстрацией конкуренции все понятно (драки), то скрытые проявления соперничества между детьми прячутся под негрубые поведенческие нарушения, которые не всегда сразу правильно оцениваются родителями. Это могут быть насмешки, обзывания, препирательства, поведение, не свойственное возрасту (регресс в сторону младшего, чтобы получать те же привилегии).

Поскольку родители не всегда видят истинную причину таких проявлений, им трудно воздействовать на них.

Однако важно знать, что, хотя бескомпромиссная и подчас злая борьба детей вносит хаос в жизнь семьи и препятствует их нормальному психическому развитию, в легкой форме такое соперничество идет на пользу подрастающему поколению.

Благодаря ему дети могут, во-первых, осознать свои потребности и желания и открыто заявить о них, во-вторых, тренировать навыки успешного взаимодействия в обществе в психологически благоприятных обстоятельствах, когда первые неудачные опыты не приводят к сильной социальной фрустрации.

Последствия разных подходов

При демократическом методе возможно установить гармоничные взаимоотношения в семье. Ребенок вырастает самостоятельной, ответственной, активной личностью. Поведение его гибкое, требования объясняют, поступки анализируют. Власть уместна только в случае необходимости. Послушание поощряется, равно как и независимость малыша. Важно установить четкую грань – к мнению ребенка прислушиваются, но не исходят из него.

Остальные типы поведения являются вариантами отклонений от нормы. При авторитарном типе возникает отчуждение, родители являются незначительными для детей, они ощущают себя нежеланными. При необоснованных требованиях ответом является агрессия и протест, либо наоборот, апатия и пассивность. При либеральном типе воспитания ребенок чувствует вседозволенность, не думает о последствиях своих действий, в итоге, вырастая, не умеет достигать своих целей.

Несмотря на негативные последствия, самым распространенным типом воспитания является авторитаризм. Это продиктовано опытом предыдущих поколений. Несмотря на то, что родители понимают и помнят все трудности такого подхода, они все равно пытаются построить такие же отношения в собственной семье. Сила и власть воспринимается, как самый быстрый и доступный путь решения проблем и конфликтов.

При воспитании маленького ребенка такой подход не встречается с возможными протестами. Но в переходном возрасте подросток пытается противостоять, на этой почве постоянно возникают конфликты и разногласия. И в этом вина родителей. Поэтому очень важно с раннего возраста выбирать наиболее оптимальный метод воспитания, поскольку в будущем изменить его практически невозможно.