Как научить ребенка быстро считать до 10

Некоторые родители, едва ли их малышу исполняется хотя бы годик, хотят научить своего ребенка правильно и быстро считать. Другие же не уверены в том, нужно ли этим заниматься с дошкольником, если в школе все равно научат.

Что нужно понимать родителям

Некоторые родители попросту не знают, как начать это делать.

Сейчас есть немало специализированных книг о том, как можно учить ребенка счету. Психологи уверяют, что если вы решили начать обучение, то следует выполнять такие рекомендации:

  • будьте терпеливыми – далеко не каждый ребенок способен обучиться счету быстро, некоторым для освоения нового требуется больше времени. Повторяйте пройденный материал чаще, если видите, что ребенку трудно запомнить;
  • проявляйте деликатность – не ругайте малыша, если он не может ответить на тот или иной поставленный вопрос. Такие методы не дадут результата, а могут лишь негативно повлиять на психику;
  • уроки должны быть интересными, особенно если речь идет о дошкольниках – если школьники уже понимают необходимость обучения, то маленькие детки должны воспринимать обучение как игру, выбирайте легкие и интересные примеры;
  • систематизируйте обучение – время обучения малышей не должно превышать 15 минут, каждый урок всегда должен длиться одинаковое время. Лучше заниматься понемногу, но часто, чтобы ребенок научился счету;
  • не забывайте повторять пройденное, но без перегруза. Малыши не должны уставать от занятий.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Читайте также:  Какие документы нужны для поступления в садик: список справок

С какого возраста учить ребёнка чтению

На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».

Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.

Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.

Критерии готовности следующие:

С какого возраста учить ребёнка чтению
  • умение выстраивать предложения;
  • достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
  • чёткая и связная речь;
  • произношение и различение звуков речи;
  • умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
  • способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
  • умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
  • выраженный интерес к буквам и книгам.

Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.

Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.

Суть проблемы

По мнению педагогов и психологов сложности с арифметическими действиями у малышей возникают из-за особенностей психики. Детки не могут и не любят концентрироваться на неинтересной и непонятной информации.

Поэтому принудительное обучение не имеет никакого смысла – юный математик найдёт способ уклониться от выполнения заданий.

Основой занятий должна стать игра. При этом знакомить малыша с цифрами можно едва не с пелёнок.

Лучший возраст для начала обучения – это два или три года. О цифрах нужно говорить во время игр и прогулок. Например, можно выяснить, сколько машин припарковано возле магазина. Или сколько вилок лежит на обеденном столе. Ребенку всё это очень интересно, если информация преподнесена ненавязчиво, как бы между делом. Дети весьма любознательны — они с удовольствием включаются в подобные игры.

Суть проблемы

В игровой форме необходимо объяснить, что означает «больше» или «меньше». Как складываются циферки до десяти. Из чего состоит каждое число. Например, четыре фрукта – это одно яблоко и три груши (1+3), два яблока и две груши (2+2) и три яблока с одной грушей (3+1).

Все действия желательно показывать наглядно, чтобы малютка мог своими ручками пересчитать упомянутые фрукты и хорошенько запомнить, из чего складывается цифра 4.

Как научить ребенка быстро считать

Как научить ребенка считать, игры

«Сколько зайчиков нарисовано?»

Суть упражнения заключается в том, чтобы считать все, что привлечет внимание ребенка. При выполнении этого упражнения задействуется непроизвольная память ребенка, он тренирует мозг, расширяет свой кругозор. Например, вы возвращаетесь домой из магазина, видите на вывеске яркий рисунок пяти зайчат. Попросите ребенка посчитать количество милых пушистиков. Не беда, если он ошибется при счете, важнее всего то, что он будет делать это с удовольствием и большой охотой.

«Что нам нужно купить?»

Отправляйтесь в магазин вместе с ребенком, но перед выходом из дома попросите  его запомнить список того, что вам нужно купить. Разумеется, чем младше сын или дочь, тем меньше по размеру должен быть список. Начинать лучше не более чем с пяти – шести предметов. Попросите ребенка посчитать количество товара, чтобы удостовериться в том, что вы ничего не забыли. Ребенок будет гордиться тем, что мама не может без него обойтись.

«Денежный магазин»

Играйте с ребенком в магазин. Пусть он будет кассиром, а вы покупателем. Разложите за столом или на диване «товары»: игрушки, книжки, предметы гигиены (гели для душа, шампуни). Установите за каждый товар свою цену. Это должен делать ребенок, так он скорее запомнит цифры. Во время игры чаще задавайте ему соответствующие вопросы, интересуйтесь, сколько стоит тот или иной товар. Для удобства и для того, чтобы ребенок не запутался в ценах, прикрепите к каждому предмету, выставленному на «продажу», ценник с надписью. Так ребенок и визуально скорее запомнит цифры. Только старайтесь писать их не на скорую руку, а четко и красиво.

Читайте также:  Загар детям противопоказан: сколько солнца нужно ребёнку

«Отгадай количество»

Для игры вам понадобятся пластиковые цифры, выполненные на магните или липучке. Малыши очень любят такие вещи.  Суть игры заключается в том, чтобы показывать ребенку цифры, а он пусть называет числовые значения. За правильный ответ можно как – то поощрять: конфетой или совместным просмотром мультфильма.

Как научить ребенка считать в уме

Обучение счету в уме требует большой концентрации внимания и сосредоточенности на выполняемом действии. Этот навык пригодится ребенку, когда он пойдет в первый класс. Начинать лучше всегда с небольших числовых значений. Когда ребенок в совершенстве освоил наглядный счет, можно плавно переходить к счету в уме. Например, в следующий раз не доставайте из коробки счетные палочки, а просто предложите ему сосчитать в уме. Спросите его: как ты думаешь, если к одному апельсину прибавить еще два апельсина, сколько их всего будет? Вы ведь решали с ним уже подобные задачи наглядным способом, а теперь вовсе не обязательно каждый раз демонстрировать предметы, которые считаете. Скорее всего, в голове ребенка возникнет незабываемый образ апельсина, его сочный вкус, и он, недолго думая, даст правильный ответ. Если ребенок ошибается или запутался, растолкуйте ему что к чему, можете даже еще раз продемонстрировать наглядным способом.

Ребенок должен хорошо усвоить понятия «больше – меньше». Он должен знать, что «пять» больше «трех», но меньше «семи» и «десяти».

Таким образом, чтобы помочь ребенку освоить основы счета, нужно приложить, прежде всего, старания и терпение. Не ругайте ребенка и не раздражайтесь в его присутствии, если у него пока плохо получается. Обеспечьте систематичность занятий, но они обязательно должны быть выстроены в игровой форме.

Статьи похожей тематики:

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АЛФАВИТА

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ ВРЕМЯ

Шаги к самостоятельной учебе

Эти хитрости помогут приучить ребенка делать уроки самостоятельно.

  • Для младших школьников

1. Начните выполнять задание вместе, потом уйдите под предлогом, что надо срочно сделать звонок или убегает молоко на плите. Школьник уже настроится на выполнение задания и наверняка доведет его до конца.

2. Считайте вместе, сколько задач ребенок успел сделать за 10 или 20 минут. Так он постепенно научится планировать время.

3. Научите ребенка делать пятиминутные перерывы каждые 20 минут. Важно, чтобы школьник отходил от рабочего стола и проводил это время продуктивно — можно размяться, выйти на балкон, освежиться, попить воды.

4. Проверяйте температуру и влажность в комнате. Мозг хорошо работает в свежем помещении.

5. Спрашивайте, какие эмоции испытывает ребенок в процессе выполнения заданий разных типов и по разным предметам. Это даст вам, как родителю, информацию о его сильных сторонах, предпочтениях и так далее.

  • Для средней школы

1. Договаривайтесь. Обсудите, какие предметы важно держать в фокусе, в какое время он сможет заняться своими делами, как сократить время на то, чем ему не нравится заниматься.

Шаги к самостоятельной учебе

2. Ни в коем случае не платите ребенку за отметки, это тупиковый путь. Лучше запланируйте на выходные поездку в интересное место или устройте прогулку — подарите ребенку эмоции, это зарядит его на следующую неделю.

3. Продолжайте обучать планированию времени. В том числе и на собственном примере. Это долгосрочная инвестиция, навык пригодится в жизни в целом.

  • Для подростков

Как помочь ребенку повзрослеть В идеале к подростковому возрасту ответственность за обучение должна полностью перейти к ребенку. Если этого еще не произошло, объясните, что теперь учеба — это его задача, но будьте готовы к снижению успеваемости. Помогите вычленить основные сложности: непонимание предмета, контроль времени и нагрузки, психологические аспекты или что-то еще. Помогите решить эти корневые проблемы, тогда ребенку будет проще настроиться на самостоятельную учебу.

Отнеситесь с уважением не только к сложностям, но и интересам, желаниям подростка. У него обязательно должно быть свободное время для увлечений. Вы можете вместе планировать выходные — посещать те места, которые интересны подростку, приглашать в гости его друзей, даже поиграть на пару в компьютерную игру — почему нет?

Основная задача родителей в этот период — постепенно переходить к новому типу отношений «взрослый-взрослый».

Если подростку нужна помощь, он должен сам за ней обратиться. Важно донести до повзрослевшего ребенка мысль: если ему потребуется ваша помощь, то он ее обязательно получит.

Научить школьника делать уроки самостоятельно по силам каждому родителю. Верьте, что он справится, даже если какое-то время будет получать двойки и тройки. Близкие, доверительные отношения — залог хороших результатов. Опирайтесь на свою любовь к ребенку, будьте настойчивыми и поддерживающими.

Обложка поста:

Как научить ребенка писать цифры?

После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.

Посвятите цифре весь день:

  • напишите ее на листе бумаге и повесьте на видном месте;
  • вместе с чадом вылепите цифру из пластилина;
  • посмотрите передачу, где рассказано про эту цифру;
  • приводите примеры с помощью календаря. Например, «2-го числа мы поедем к бабушке».
Читайте также:  Чернослив при грудном вскармливании

Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств. Статья по теме «Теремок» от упрямства. Чему учат сказки и можно ли их заменить мультиками

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», — считает педагог Наталья Чаплиёва.

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, – говорит эксперт. – Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде – в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей – это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».

Как научить считать до 20

Учить ребёнка счёту до 20 можно тогда, когда он уверенно будет считать до 10. Для быстрого и простого освоения счёта до 20 действуйте в такой последовательности:

Как научить считать до 20
  1. Расскажите ребёнку, что такое ноль (если он ещё не знает), используя наглядные примеры. Например, покажите две книжки или два любых других одинаковых предмета, а потом уберите их. Объясните, что книжек было две, а теперь их стало ноль.
  2. Покажите, как образуются новые числа — ребёнку легче будет понять принцип на примере чисел, оканчивающихся на ноль. Расскажите, что на древнерусском языке «дцать» значит десять и, соответственно, число 20 — это два десятка (нужно два раза досчитать до десяти).
  3. Познакомьте ребёнка с понятием «состав числа» — тоже с помощью подручных предметов: счётных палочек, игрушек, фруктов. Положите 10 одинаковых предметов в один ряд, сверху поместите отличающийся от этих десяти предмет, например, счётную палочку другого цвета. Объясните ребёнку, что получилось число одиннадцать. Добавляя палочки сверху, покажите, как получаются 12, 13, 14, и остальные числа до 20.
  4. Дайте ребёнку задание собрать определённое количество одинаковых предметов (16, 17, 18 и т.д.) например, мелкие игрушки, и вместе посчитайте количество предметов вслух.
  5. Закрепите материал с помощью числовой прямой от 0 до 20 — так ребёнок научится считать до 20 гораздо быстрее. Числовую прямую можно начертить самостоятельно или использовать линейку длиной 20 сантиметров. Упражняясь с линейкой, малыш постепенно запомнит, как правильно пишутся числа и их верную последовательность.

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.