Как быстро и правильно научить ребенка читать: 11 эффективных советов

Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.

Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.

С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.

Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

Критерии готовности к обучению чтению

  1. Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
  2. Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду).
  3. Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
  4. Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
  5. Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
  6. Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его. Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Читайте также:  Как правильно научить ребенка читать - Учим ребенка читать по слогам

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Как дома научить ребенка читать и писать буквы: инструменты и материалы

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).  
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер.  Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда.  Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.  

Что входит в программу Обучение чтению?

  • Букварика

Включает в себя знакомство со всеми звуками и буквами русского языка, а также освоение звуко-буквенного анализа слова.

  • Читарика

Формирует у детей навык плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами.

После чего появляется навык осознанного чтения предложений, а также небольших текстов с полным пониманием смысла прочитанного.

На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных методик, которые используют для того чтоб научить ребенка навыкам чтения. В академии AMAKids опытные тренеры используют самые популярные и наиболее востребованные методики, которые включены в общую программу развития чтения для дошкольников.

Все занятия проходят в игровой форме, что особенно важно для маленьких непосед. Ведь любой урок у дошкольников ассоциируется с долгим и скучным изучением новой информации, которую обязательно нужно запоминать. От способа подачи данной информации, а также от атмосферы в классе зависит многое. Именно это и влияет на дальнейший прогресс в обучении.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

С чего начать?

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

С чего начать?

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Читайте также:  Как выбрать спортивную секцию для ребенка?

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Когда начинать учить читать

Как же определить, что ребенок уже готов учиться читать?

  • Ваш ребенок свободно говорит сложными предложениями и понимает то, что читаете ему вы. У него нет трудностей в понимании речи.
  • Ребенок хорошо различает звуки и не путает разные слова с похожим звучанием, например «род» и «рот».
  • У ребенка нет трудностей в выражении своих потребностей.
  • Ребенок различает «право» и «лево», «верх» и «низ». В противном случае вам будет сложно просить «прочитай мне верхнюю строчку» и «какая буква справа?».
  • В 5 или 6 лет нормально уметь читать простые слова большими буквами — МАМА, ПАПА, ДОМ, КОТ. Не надо начинать уроки чтения с романа-эпопеи «Война и мир».

Если у ребенка пока есть проблемы с речью, лучше не торопиться учить его читать, а позаниматься с логопедом. Нет ничего постыдного в том, чтобы признать существующие трудности и помочь с ними справиться. Не стоит сравнивать ребенка с его сверстниками даже, если они с трех лет цитируют наизусть поэмы Некрасова. Сравнивать ребенка мысленно можно только с ним самим в прошлом. Вы увидите, что он растет и развивается в своем темпе. Ему трудно, но он старается!

Учимся читать по Марии Монтессори

Мария Монтессори считала, что дети сначала должны научиться писать, и только потом читать. Так что на первом этапе обучения вам предстоит учить малыша штриховать рамочки и рисунки по методу Монтессори (есть специальные прописи) и ощупывать мягкие и шероховатые буквы, поскольку педагог считала, что на ощупь дети запоминают гораздо лучше, нежели визуально или на слух. А вот дальше начинается самое интересное: когда малыш выучит две три гласных и столько же согласных, он будет сам составлять слова из подвижного алфавита. В рамках методики есть множество упражнений и игр, направленных на обучение чтению, большинство из них требуют специальных дидактических материалов.

Плюсы

  • дети сразу учатся читать самостоятельно и про себя;
  • учителя отмечают, что дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать без разделения слов на слоги;
  • упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику;

Минусы

  • необходимость покупать большое количество материалов и пособий или мастерить их самостоятельно;
  • методика рассчитана на занятия в группе детского сада или развивающего центра, а не дома;

правил эффективного обучения чтению

Существует ли быстрый способ обучения чтению? Вопрос спорный. Все зависит от такого, насколько хорошо ребенок усваивает информацию. Но все же можно определить порядок правил, с помощью которых обучение пройдет эффективнее.

  1. Ребенка нельзя заставить – его нужно заинтересовать. Если вы попытаетесь заставить малыша обучаться чтению, вы получите абсолютно противоположный результат. Насильно привить любовь к литературе невозможно, а вот вызвать интерес вполне реально. Для этого можно пойти на такие хитрости: больше читайте ребенку интересные книги, раскладывайте их по дому, читайте сами в присутствии детей. Поскольку малыши всегда хотят быть похожими на своих родителей, ваш ребенок обязательно захочет, чтоб вы научили его читать тоже.
  2. Рациональней обучить сначала звуки, и лишь потом – буквы. Ребенок дошкольного возраста плохо понимает, чем отличаются звуки от букв и тем более для них непонятно то, что, например, звук «К» и буква «КА» — это одно и то же. Чтобы окончательно ребенок не запутался, сначала его обучают звукам.
  3. Слог в приоритете. Обучая малыша чтению, старайтесь научить его читать сразу слоги или целое слово – они усваиваются легче, чем отдельные буквы. Просите, чтобы ребенок в слове показал конкретную букву, из отдельных слогов составлял слова.
  4. «Повторенье – мать ученья». Эта поговорка актуальна всегда. К чтению она тоже имеет самое прямое отношение: всегда повторяйте пройденный материал. Так он запомнится лучше. Но так как любой ребенок против подобных проверок, будьте хитрее – проверяйте знания в игровой форме.
  5. Всегда начинайте с простого материала, постепенно усложняя его (сначала нужно научить выговаривать звуки, а затем читать слоги и слова).
  6. Начинайте с простых слов: сначала читайте слова с одинаковыми слогами (ма-ма, ба-ба), далее – слова по форме «слог+буква» (ма-к, ро-т, пе-с), знакомьте с простыми предложениями (мама мыла раму), а вот буквы «й», «ь» и «ъ» оставьте напоследок.
  7. Быстрый способ обучиться чтению – учиться везде, даже во время прогулки (можно читать рекламные щиты или искать на них знакомые буквы) или поездки.
  8. Играйте в игры, где необходимо знание букв, звуков и слогов.
  9. Чтобы научить ребенка читать, его нужно заинтересовать. Расскажите, зачем нужно уметь читать, мотивируйте кроху.
  10. Читайте с дошкольником вслух. Малыш должен слышать то, что он читает. Чтобы выработать у дошкольника быстрый темп чтения, пусть читает вслух на время. Для мотивации за каждый новый успех преподносите своему чаду небольшое поощрение.
  11. Регулярность занятий. Старайтесь ежедневно, хоть понемногу, читать с ребенком, даже если он уже отлично освоил этот навык.

Главное – относитесь к ребенку с пониманием и терпением. Будьте доброжелательны, улыбчивы, в меру настойчивы. Не стоит кричать и срываться на крохе, если у него что-то не получается. Лучше отвлекитесь от занятия, займите кроху интересной физкультминуткой. После короткого отдыха можно повторить попытку освоить сложный материал.

Читайте также:  Как правильно подготовить ребенка к школе

Приступать к занятиям нужно в хорошем расположении духа, причем это касается как настроения взрослого, так и настроения малыша. Такие уроки не дадут желаемого результата, к тому же негативно отразятся на дальнейшем развитии крохи. Помните, что процесс обучения чтению – сложный и многогранный. Быстро усвоить все нюансы техники невозможно. Поэтому не торопите свое чадо – у каждого малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Легко ли учиться читать?

Вы помните, как вы сами учились читать? Я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача была у меня глобальная: прочитать большую книжку сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было – как до Северного Полюса.

Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.

Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.

Есть и еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволит ее сократить. Только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитал только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Букварь Александры Воскресенской (1945)

Букварь Воскресенской А.И. выдержал 20 переизданий и использовался в школах до середины 60-х гг.

Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель РСФСР

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

Опытная учительница и видный ученый-методист А.И. Воскресенская работала над разработкой научных основ советской методики обучения грамоте параллельно с С.П. Редозубовым. При выборе наиболее оптимального варианта звукового аналитико-синтетического метода она остановилась на методических системах В.П. Вахтерова и В.А. Флерова. Опираясь на их идею учета в обучении грамоте особенностей ребенка, А.И. Воскресенская разрабатывает свою систему обучения, которая была реализована в букваре 1945 г

О продуктивности подхода методиста говорит уже тот факт, что в букваре А.И. Воскресенской был предложен свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. Сначала давались двухбуквенные слоги с одним согласным (ам, ма, ра) и слова, состоящие из них (На-та, Па-ша), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). Далее следовала комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине (са-лат, кош-ка); затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо-ро-шо, ро-ди-на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов (мос-тик). На завершающих этапах обучения вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол).

При таком расположении дидактического материала каждая новая слоговая трудность подготавливалась предыдущей с многократным повторением этих связей.

Букварь И.Ф. Свадковского (1953)

Букварь Академии педагогических наук РСФСР (1953 год), который разрабатывался в течение шести лет (1947-1952 гг.) под общим руководством И.Ф. Свадковского. Базой для этого букваря стала методическая система обучения грамоте С.П. Редозубова.

Свадковский Иван Фомич (1895—1977) — видный советский учёный-педагог, академик АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

В результате проведенного исследования на тему «Научные основы обучения грамоте» коллективом ученых, методистов, учителей-экспериментаторов были составлены «Требования к новому букварю», включающие общепедагогический, психологический, методический, лингвистический аспекты учебника. В целом они сводились к следующим основным положениям:

1) порядок расположения звуков и слогов должен согласовываться с данными фонетики;

2) звуки и слоги разных типов должны даваться детям в последовательности, обусловленной степенью трудности их усвоения;

3) звуки должны изучаться путем их сопоставления;

4) последовательно должны идти два процесса – звуковой анализ и синтез звуковых элементов;

5) приемы анализа и синтеза должны соответствовать особенностям изучаемых звуков и слогов, варьироваться в зависимости от этих особенностей;

Методические пособия на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения чтению

6) чтение и письмо идут параллельно и одновременно, опираясь на одни и те же приемы анализа и синтеза;

7) вся система обучения предполагает широкое привлечение средств наглядности и опирается на развитие речи и мышления учащихся.

В основу букваря И.Ф. Свадковского легли самые передовые достижения педагогической науки того времени.