Гиперактивный ребенок. Что же с ним делать?

Особенный ребенок – это ребенок с потребностями, связанными с ограниченными возможностями его здоровья. Он нуждается в обеспечении определенных условий для жизни и развития.

Признаки гиперактивности

Среди общих симптомов гиперактивности у ребенка в психологии выделяют следующие признаки:

  • Беспокойная повышенная моторика конечностей. Ребенок может постоянно дергать ногами или руками, трогать одежду или лежащие рядом предметы, делать одинаковые повторяющиеся движения. Ему сложно сидеть продолжительное время без движений.
  • Повышенная активность. Гиперактивный ребенок находится в постоянном движении. Он бегает, прыгает, ползает и т.д. без причины и не смотря на просьбы родителей успокоиться и остановиться.
  • Невозможность сосредоточиться. Ребенок с гиперактивностью не может долго выполнять монотонные движения и ему сложно углубляться в любой процесс. Будь то игра или учеба, ребенку сложно уловить суть, он быстро теряет интерес к происходящему и не может довести начатое дело до конца (дорисовать рисунок, дописать предложение до конца, собрать полностью паззл и т.д.).
  • Несдержанность. Психология ребенка с симптомами гиперактивности не дает сдерживать себя. На уроке он может выкрикивать ответы, даже если учитель спросил другого ученика, в ситуации, где нужно дождаться своей очереди гиперактивный ребенок начинает капризничать, он с напором вклинивается в чужие разговоры или игру.
  • Неспокойный сон. В спящем состоянии гиперактивный ребенок часто меняет позу для сна, сбрасывает одеяло и подушки, ерзает ногами по кровати.
  • Поверхностный интерес. Ребенок с симптомами гиперактивности часто проявляет повышенный интерес ко всему, что его окружает, но не стоит путать это с обычной любознательностью детей. Гиперактивный ребенок проявляет кратковременный интерес к вещам, не вдумываясь в суть и, не слушая родителей или учителей, которые начинают ему объяснять что-то.
  • Забывчивость. Ребенок склонен забывать то, что ему говорят из-за невнимательности. Ему сложно учить стихи и запоминать новый материал. Иногда гиперактивные дети даже не могут повторить то, что родители говорят им прямо в глаза.

Предрасположенность ребенка к гиперактивности можно распознать практически с рождения. Ниже мы рассмотрим специфические симптомы, описанные в психологии, характерные для разных возрастных групп и что они значат.

  • От рождения до 1 года. Если развитие гиперактивности связано с наследственностью или родовыми травмами, то первые симптомы можно заметить уже в первые месяцы жизни ребенка. Малыш отличается повышенной чувствительностью к свету, звукам и другим раздражителям. Также отмечаются проблемы со сном (частые просыпания, тяжелый процесс засыпания).
  • От 2 до 3 лет. Хаотичность движений, плохо развитая мелкая моторика рук, задержка речи, повышенная эмоциональность.
  • От 4 до 6 лет. Если ребенок ходит в садик, то симптомы гиперактивности могут распознать воспитатели дошкольного учреждения, поэтому родителям стоит внимательно прислушиваться к ним. На этом этапе у ребенка уже могут быть заметны проблемы с памятью, внимательностью и социальным поведением среди других детей.
  • У школьников младшего возраста. В школе нагрузка на психику и организм увеличивается, поэтому часто детская гиперактивность проявляет себя особенно остро с началом школьного обучения. К стандартным признакам в лице неусидчивости, беспричинной активности, невнимательности и т.д. могут присоединиться такие симптомы, как частые головные боли, нервный тик, развитие страхов.
  • У подростков. У детей старшего школьного возраста гиперактивность проявляется главным образом в конфликтности, агрессивности и импульсивности поступков.
Читайте также:  Как ухаживать за новорожденным ребенком

Важно отметить, что все перечисленные выше симптомы можно расценивать, как признаки гиперактивности только в случае последовательного и постоянного их проявления без видимых на то причин. Если какие-либо признаки проявляются эпизодически и связаны с определенными внешними факторами (болезнь ребенка, стресс и т.д.), то говорить о синдроме гиперактивности не стоит.

Как играть с таким ребенком?

Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересам других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

  • «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
  • «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
  • «Час тишины и час можно».
  • «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
  • «Ловим комаров».

Коррекционные игры для гиперактивных детей

Главное правило — это позитивный настрой. Игра — это тоже труд, медленно и уверенно преображающий непоседу. По минутке увеличивается его возможность остановиться, чтобы расслабиться, которая превратится со временем в 5-10-15 минут.

Для детей дошкольного возраста подойдут такие полезные игры

“Семейка кенгуру” помогает успокоится. Прыгаем вместе с малышом, изображая кенгуру — медленно, но синхронно по холмам и по долинам. Затем прячемся на ночь в норке. Необходимо замереть, иначе семейку обнаружат кровожадные хищники. Максимально расслабляемся, а “хищник” (мама или папа) тянет за ноги, руки, чтобы проверить живой кенгуреныш или нет.

Читайте также:  Гиперопека матери – как мама выносит приговор ребенку?

“Макарошки” также уменьшают возбуждение. Люди — макаронины валяются на полу, вытягиваются и перекатываются. Потом они варятся и бурлят то быстрее, то медленнее. Затем огонь выключается и движение на полу прекращается — макарошки замирают. Теперь мелкую макаронину берут за талию и “стряхивают воду”. Кладут на “тарелку, накручивают на вилку и поливают соусом” (накрыть крошку покрывалом) и “едят”, пощипывая за бока.

“Улитка” учит контролировать реакцию. Малютки превратились в улиток. Они очень медленно передвигаются, ползут по кругу. Ой, резко пронесся автомобиль — они прячутся в панцирь, замирают. Опасность миновала — выпрямляются, потягиваются и опять идут. Проходит человек, пробегает животное — все повторяется. В завершение — на солнечной лужайке улиточки дремлют, лежа на животе, солнышко такое ласковое и расслабляющее.

Для школьников младшего возраста польза игр бесценна

“Пантомим”. Показывайте по очереди предметы, животных, действия (несу тяжелую сумку, поливаю цветы, крашу забор) с целью отгадать без слов. Здесь не только бурлят эмоции, но и развивается воображение.

“Стоп”. Договоритесь со своим маленьким игроком, что он будете произносить цифры , а его задача отследить, когда вы назовете условную “5” или “9” и остановит игру. Здесь разрабатывается реакция и внимание.

Если требуется выплеснуть энергию (во избежание накопления эмоционального напряжения, агрессии), то сыграйте в “Бокс”. Устройте импровизированный ринг, придумайте или купите необходимое снаряжение. Посмотрите несколько детских тренировок по Интернету для большей убедительности. И, самое главное, научите юного спортсмена не только боксировать, но и отдыхать. Здесь цель — чередование борьбы и отдыха, так он приучится регулировать свое состояние.

Позволяйте иногда ребятам “Битву с подушками”, а лучше поучаствуйте сами. Можно усложнить игру с помощью задания продержаться, не сходя с места и не падая в течении 30 секунд, например. Такая разрядка необходима непоседам, особенно школьного возраста.

“Снежная Баба”. Эта игра сродни медитации — расслабляет и снимает стресс. В любом месте в любое время (на прогулке, например) превращаем нашего “энерджайзера” в снежную бабу с помощью таких аффирмаций. “Представь, что ты сделан из снега — и руки, и ноги — все тело, тебя только слепили и ты стоишь и блестишь на морозе. Проходит время, зиму сменяет весна, становится тепло, а потом жарко. Ты начинаешь понемногу таять: сначала руки, потом тело, а затем и ноги превратились в ручеек воды. Только “мокрое место” и останется от плохого настроения вашего ребенка!

Упражнения для развития навыков самоконтроля также смотрите здесь:

3 игры на расслабление для импульсивных детей

Ну что же, можно сделать вывод, что гибкость и терпение — самое необходимое в работе с гиперактивными детьми. Такие непоседы бесспорно изматывают родителей. Им грозят нервное истощение, депрессия, семейные ссоры, если сразу же не расставить все и всех на свои места. Когда вы заботитесь о себе, об отношениях со своей половинкой — это только гармонизирует ваших детей.

Читайте также:  Дакриоцистит у детей

С супругом (супругой) договорится заранее, обсудив тактику воспитательных моментов — дайте ему почитать эту замечательную статью. Важно согласие между мамой и папой во всех вопросах воспитания, иначе ничего не выйдет. Объясните родственникам и друзьям особенности вашего ребенка, подскажите им как нужно реагировать на его поведение, расскажите о том, как важны для него понимание и любовь. Это избавит вас от неприятных замечаний вроде “Вы его совсем не наказываете?”.

Гиперактивность вашего ребенка — это не беда, а возможность проявить творчество в воспитательном процессе, стать лучшей версией себя, как родителя.

Поделитесь своими лайфхаками “укрощения строптивых” чад!

Видео

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста приводит к тому, что из-за неспособности концентрировать внимание им очень трудно дается обучение. Часто старшеклассники, страдающие такой проблемой, не могут сдать школьные экзамены и поступить в вуз.

Из-за повышенной импульсивности, неумения прогнозировать последствия своих слов и поступков в подростковом возрасте у таких детей усиливаются конфликты со сверстниками. Им редко удается выстроить продолжительные дружеские и романтические отношения.

Каковы последствия СДВГ у ребенка?

«При этом диагноз СДВГ не связан с интеллектом. Большинство гиперактивных детей многосторонне развиты, талантливы, одарены творчески и способны глубоко чувствовать. Однако из-за плохой регуляции нервной системы ребенок с СДВГ в обычной школе, равно как и дома, не в состоянии полноценно проявить эти качества», — добавляет Екатерина Талакова.  

&nbsp/&nbsp Tima Miroshnichenko

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью , лечение

Как вылечить чадо? При СДВ применяют:

  1. Психотерапевтические методики. Подходит когнитивно-поведенческая терапия. Занятия проходят под руководством психолога. У ребенка формируется модель поведения. Занятия проходят в виде игр или бесед, зависит от возраста малыша и вида терапии. Старших детей учат способам общения, методам решения конфликтных ситуаций, правилам поведения в общественных местах. Хорошие результаты показывает арт-терапия, игры на развитие внимания, усидчивости, социального взаимодействия.
  2. Для детей с синдромом дефицита внимания большое значение имеет и организация правильного питания. Необходимо, чтобы мозг получал нужное ему количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью , лечение

    Следует выявить продукты, на которые у ребенка есть индивидуальная непереносимость. Для совсем маленьких детей не рекомендуются возбуждающие напитки , кофе, крепкий чай.

    Осторожнее следует быть с лимонадом, готовой едой, содержащей искусственные добавки, так как они могут непосредственно влиять на работу головного мозга и обмен веществ в целом.

    Углеводы необходимы для работы мозга, но поступать они должны не в виде белого сахара и мучных изделий, а из натуральных продуктов питания , фруктов и овощей.