Этапы развития малыша: что стоит знать родителям

Родители часто ошибочно полагают, что до 3-ех лет малышу можно не уделять особого внимания воспитанию и развитию, поскольку ребенок слишком маленький, ничего не понимает. Психология детей до 3 лет показывает, что в этом возрасте ребенок каждый месяц приобретает новые навыки и важно правильно использовать возрастные особенности для нормального развития личности.

Самостоятельные «юбочники»

Детей этого возраста иногда называют «юбочниками», потому что они предпочитают держаться рядом с мамой, а в случае малейшей опасности — прячутся за неё. Иногда они так и ходят, зажимая краешек маминого подола в своём кулачке. Это — очередной этап развития: ребёнок начинает осознавать, что мир таит много опасностей и его пугает всё непонятное и новое. А мама всегда защитит, поэтому самое безопасное место рядом с мамой.

В то же время растёт стремление к самостоятельности и самое частое, что произносит ребёнок: «Я сам!». Конечно, нужно всячески поддерживать это стремление к самостоятельности. Чтобы малыш мог сам одеться — планируйте выход на прогулку заранее, с запасом времени на затянувшееся одевание. Если сейчас подавить это стремление всё делать самому, то впоследствии его придётся долго вырабатывать.

Любящая мама – лучший педагог

Появление оплачиваемого декретного отпуска по уходу за ребёнком разгрузило, а во многих детсадах даже упразднило ясельные группы. Теперь мамочки получили возможность, без потери рабочего места, постоянно находиться рядом с малышом.

Появление свободного времени дало мамам стимул к дополнительным занятиям с ребёнком, что в свою очередь, положительно отразилось не только на общем развитии малышей, но и на раскрытии их способностей и талантов.

Это сейчас про раннее развитие ребёнка можно узнать всё: созданы детские сайты, дающие всевозможные рекомендации и программы занятий; блоги, где родители делятся своим опытом и методиками; открылись центры раннего развития детей от 1 года, и т.д.

Но что бы там ни говорили и ни писали, главным воспитателем для малютки была и остаётся мама, чьё любящее сердце и интуитивное материнское чутьё улавливает любые изменения в настроении и потребностях её малыша. Она лучше, чем любой детский психолог поймёт, что нужно ребёнку в настоящий момент. И мамы замечают, что кроме базовых потребностей в еде, сне, любви и ласке, у малышей имеется огромная потребность в собственном развитии.

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Может приседать или садиться без опоры.
  5. Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в и месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Читаем подробно: что умеет ребенок в 1 год

Читайте также:  8 частых заблуждений о раннем развитии ребенка

Что нового в психологическом развитии

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово;
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов;
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит;
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку;
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик;
  • Когда ребенок слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать;
  • Выполняет простые просьбы (см. ребенок в 11 мес.);
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется: Непослушание, упрямство;
  • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
  • Обидчивость и плаксивость;
  • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны ребенка;
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему;
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, кроха пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет»;
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев

  • Ребенок уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки;
  • В 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет»;
  • Должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа;
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми;
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?

  1. Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
  2. Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно. Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
  3. Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
  4. Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства. Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
  5. Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
  6. В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
  7. Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.
Навыки по возрасту

Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.

Читайте также:  Список в роддом: что взять для себя и малыша?

Что ребенок в год умеет делать

Если все перечислять, то получится очень много, но остановимся на основных двигательных навыках:

  • проявляет наклонности альпиниста: взбирается на возвышенности (ступеньки, диван, кресло), ползает по наклонной поверхности,
  • стоит без опоры,
  • делает несколько самостоятельных шагов (допускают, что начать ходить ребенок может и чуть позже – в 1 год и 1 месяц или даже в 1,5 года), ходит, держась одной рукой за опору,
  • преодолевает препятствия: подползает под предметы, при поддержке взрослых переступает через предметы,
  • пьет из чашки, держит ложку самостоятельно (пусть малыш и орудует ложкой, но перепачкает все вокруг это точно),
  • пальчиками захватывает мелкие предметы,
  • умеет рвать бумагу, мять мягкие материалы.

Не нужно считать, что умственное развитие ребенка в 1 год, хуже, если он не ходит

Ошибочно считают, что если родители слишком много носили малыша на руках, то он поздно начнет ходить; специалисты доказали, что никакой связи между этими процессами не существует.

Поднимание головы и первые попытки сесть

Следует быть готовым к таким изменениям, как поднятие головы. Это один из поворотных моментов в жизни ребенка. Двигательное развитие ребенка — особенно важный этап в жизни младенца. Важный момент — это когда малыш пытается освоить навык сидения. Как только ребенок овладеет этим навыком, у родителей появится еще один повод для гордости! Правильно проведенное обучение позволит в будущем избежать проблем со здоровьем у малыша. Это также поможет узнать больше о новых навыках, таких как ползание и, в конечном итоге, балансирование на двух ногах. Так что следует позаботиться о его правильном развитии!

Как научить ребенка не только понимать речь, но и активно ее использовать самостоятельно?

Разговоры и чтение помогают малышу получить хорошую модель общения. Начни читать ему с младенчества, и ты дашь ему толчок в изучении речи и освоении других навыков, когда он станет старше. И хотя, будучи совсем маленьким, он не сможет вникнуть в суть и следить за развитием истории, он поймет, что чтение – это приятный и успокаивающий способ провести с тобой время.

Играя с крохой, ты помогаешь ей узнать больше о том, как устроен мир. Используй соответствующие возрасту игрушки и игры, чтобы стимулировать ее умственное и физическое развитие.

Как научить ребенка не только понимать речь, но и активно ее использовать самостоятельно?

Лучший способ воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка – обеспечить его безопасной и любящей обстановкой дома. Будь ласкова к нему, окружи заботой и любовью, а также хвали за хорошее поведение чаще (примерно в 4 раза), чем ругай за плохое. Тебе обязательно понравятся результаты и ребенку тоже.

Второй месяц

Анатомо-физиологическое развитие

Изменения, которые происходят в детском организме, касаются многих органов и систем:

у них улучшается пищеварительная функция, благодаря синтезу ферментов; изменяется строение сердца и кровообращение; происходит формирование слюнных желез, поэтому младенец лучше сосёт грудь и, при этом, почти не заглатывает воздух; более расслабленными становятся его ручки и ножки, поскольку идёт угасание гипертонуса.

Двухмесячный малыш представляет собой очаровательного пухленького ангелочка с круглыми щечками, но в дальнейшем облик его будет меняться из-за возрастания времени бодрствования и активного движения.

Читайте также:  Как правильно подписать книгу в подарок для любого человека?

К двум месяцам прибавка в весе у детей составляет до 700-800 г, и в зависимости от наследственности, они вырастают до 54-60 см.

Совершенствование двигательной функции и интеллекта

В два месяца у детей формируется более отчетливое зрение, и они способны хорошо видеть на близком расстоянии. Они уже умеют проявлять эмоции, которые написаны у них на личике, радуются и улыбаются, когда к ним подходят родители, при недовольстве могут закричать или заплакать. Теперь свои действия они сопровождают первым детским лепетом – гулением.

Подробнее о развитии ребенка в 2 месяца

Режим дня ребенка в 2 месяца

Особенности второго месяца

Нормальное развитие ребенка в 2 месяца предусматривает наличие некоторых навыков:

ненадолго приподнимать головку, лежа личиком вниз; поворачиваться со спины на бок; сжимать ручки в кулачки; удерживать легкие предметы в руке; играть с висящими над кроваткой игрушками, притягивая и отталкивая их; рассматривать лица близких людей; оборачиваться на посторонние звуки.

Для малышей в два месяца важны массаж, воздушные ванны, пребывание на свежем воздухе, для развития мышц шеи – выкладывание на животик.

Роль развивающей игры

Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.

Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают. Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой. Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.

Роль развивающей игры

Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.

Таблица развития от и по месяцам до года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц) Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.