Если ребенок не произносит звук Р – советы логопеда

На прошлой неделе получила письмо от молодой мамы Нины: она пишет, что ее пятилетний сын Леша плохо выговаривает букву «р». Мама не знает, то ли это его особенность, то ли проблема с развитием речевого аппарата.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Упражнения для занятия с ребенком дома

Прежде чем обращаться к логопеду за помощью, следует попробовать позаниматься с ребенком дома самостоятельно. Многим родителям под силу справиться с этой проблемой. Нужно лишь проявить терпение и потратить немного личного времени. Есть несколько основных упражнений, которые может выполнять ребенок.

  1. Для первого упражнения потребуется помощь рук. Обязательно вымойте их с мылом сами и помойте руки малышу. После этого попросите его положить свой большой палец под язык, где находится уздечка. Покажите как это на своем примере. Теперь не спеша двигайте пальцем вправо и влево. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.
  2. Попросите ребенка открыть рот так, как будто он чистит зубки. Их должно быть хорошо видно. Теперь покажите, что кончиком языка нужно касаться верхних зубов, вернее их внутренней поверхности. Водить язычком следует из стороны в сторону, словно чистите зубы. Показывать это нужно на своем примере. Делая данное упражнение, нельзя шевелить челюстью. Двигаться должен только язычок. Обязательно проследите, чтобы ребенок все делал правильно.
  3. Помочь ребенку научиться выговаривать букву «р» может обычное цоканье. По техники выполнения эти звуки довольно похожи. Ребенку можно показать, как должна цокать лошадка, а он в свою очередь должен это повторить. Тренироваться так нужно регулярно, тогда можно добиться хороших результатов.
  4. Попросите ребенка высунуть язык как можно дальше. Можно даже посоревноваться с ним, кто это сделает лучше. Теперь попросите малыша сказать какие-нибудь слова, не засовывая язык обратно. Так нужно делать несколько раз.
  5. Еще одно упражнение направлено на растяжку подъязычной связки. Ребенка нужно также попросить полностью высунуть язычок. Его кончиком он должен достать бугорков над верхними зубами. После того, как язык окажется в нужном положении, его нужно оставить так на несколько секунд.

Такие упражнения хорошо развивают артикуляционный блок мышц. Если с ребенком заниматься постоянно, то ему гораздо легче будет произносить букву «р».

Все дело в анкилоглоссии

Часто причиной того, что не удается выговаривать четко букву «р», является врожденная особенность анатомического строения речевого аппарата. Уздечка языка чересчур короткая. В результате несколько букв или только одна «р» выпадают при произношении ряда слов.

Такая погрешность в физиологии у ребенка исправляется легко.

Его органы только формируются, и строение их нетрудно откорректировать. А вот взрослому избавиться от дефекта сложновато. Ведь речевой аппарат у него полностью сформирован. Так как научиться выговаривать «р» взрослому?

Для решения этой проблемы есть 2 пути. В первом случае можно обратиться к хирургу. Он сделает легкий надрез уздечки. Конечно, придется немного потерпеть дискомфорт, пока ранка под языком будет заживать. Но зато человека ожидает приятный сюрприз: звук «р», который никак не удавалось произнести, становится четким и без изъянов.

Второй путь менее болезненный, но более трудный. Необходимо самостоятельно или с логопедом «осваивать» правильное произношение звука.

Все упражнения, которые придется делать, направлены на то, чтобы естественным способом растянуть максимально уздечку языка.

Например, одно из них: по нескольку раз в день стараться дотянуться языком до подбородка или до кончика носа. Таким образом, разрабатывается пластичность уздечки. Через несколько месяцев в совокупности с речевыми тренингами удастся добиться положительных результатов.

Способы обучения детей произношению буквы Р

Проблема с четким произношением буквы «Р» часто возникает у дошколят. Она появляется у родителей, которые заблаговременно готовят ребенка к школе, одновременно обучая его письму и математическим наукам.

По общепринятым нормам, считается, что ребенок должен овладеть этим звуком к 5-летнему возрасту.

Причины картавости

Буква «Р» считается одной из самых сложных для детского восприятия. Для ее произношения необходимо «натренировать» язык простыми упражнениями.

Но перед тем, как приступать к «речевой физкультуре», важно понять причины не правильного произношения.

Причинами проблем со звуком «Р» могут стать:

  • анатомические особенности языка;
  • плохая подвижность языка;
  • затрудненное дыхание;
  • сложности со слуховым восприятием звуков.

Перед тем, как приступить к самостоятельным занятиям, лучше обратиться к специалисту.

Правила домашних логопедических занятий

При занятиях с ребенком, всегда важно проявлять мягкую настойчивость и терпение.

Необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

  • начинают с легких разминочных упражнений для дыхания и языка;
  • затем, можно приступать к проговариванию слогов со звуком «Р» вслух и про себя;
  • далее, следует изучить различные скороговорки, акцент в которых делается на соответствующем звуке.
Читайте также:  Детская комната для новорожденного: что нужно подготовить?

Кроме правильно построенной системы занятий, не последнюю роль в эффективном обучении будет играть и грамотный подход родителей к проблеме.

Чтобы обучение было успешным, важно:

  1. Учитывать настроение ребенка и свою внутреннюю готовность к проведению занятий.
  2. Обеспечить их регулярность и обязательное повторение пройденного накануне материала.
  3. Следить, чтобы ребенок произносил звук правильно.
  4. Занятия лучше проводить в форме игры, так ребенок лучше запомнит материал и меньше устанет.
  5. Поощрять малыша за усердие и не ругать за неудачи.

Помните, что одно занятие не должно превышать 20 минут.

Показатели неправильной «Р»

Как же понять, что с этой трудной буквой не все в порядке и когда пора бить тревогу? Не стоит пугаться, если малышу меньше 5 лет, однако, если ситуация не меняется с возрастом, стоит насторожиться.

«Р» может коверкаться малышами самыми разными способами:

  • буква в принципе не произносится (например, «дыа», вместо «дыра»)
  • буква заменяется (допустим, «лыба», за место «рыба);
  • звук произносится немного картаво (как бы с французским акцентом)

Для проверки качества произношения попросите ребенка немного порычать, если не получается, старайтесь научить его отдельному звуку. А вот если «Р» коверкается только в речи, то стоит тренировать слоги.

Упражнения для улучшения произношения буквы «Р»

Начинать нужно с разминочных дыхательных упражнений, затем, приступать к тренировке языка. Некоторые из них будут описаны ниже.

Дыхательная гимнастика для улучшения речи:

  1. «Снежинка» – для этого упражнения маме понадобится маленький кусочек ваты. Его кладут на стол и дуют, свернув губы трубочкой. Через некоторое время малыш начнет повторять это действие. Вату можно заменить на маленький теннисный шарик.
  2. «Ветерок» – нарезаем бумагу так, чтобы получились тоненькие полосочки. Смысл упражнения в том, чтобы сильно дуть на бумагу, представляя, как ветер сдувает листья.
  3. «Именинный торт» – в этом упражнении, ребенку нужно предложить задуть свечи на торте, как в день рождения. Суть заключается в том, чтобы первоначально дуть не прерываясь, а затем, с небольшими интервалами.
  4. Максимально надуваем щеки и медленно выпускаем воздух, округлив губы трубочкой.

Теперь, можно приступать к разминке языка.

Для этого, выполняется такая гимнастика:

  1. Язык нужно высунуть и быстро-быстро «раскачивать» его вверх и вниз. Повторяем 10 раз.
  2. Открыв рот, проводим языком по зубам, внутренней стороне щек и губ.
  3. Полезно щелкать язычком, как лошадка.
  4. Расчесываем язычок. Для этого, проводим язык между зубами наружу и вовнутрь по 5 раз.
  5. Быстро перемещаем язык от одного уголка рта к другому, так, чтобы он напоминал маятник. Выполняем упражнение около 10 раз.
  6. Ребенок растягивает губы, широко улыбаясь и открывая рот. Затем, требуется, чтобы он прижал кончик языка к верхнему нёбу, как будто, хочет произнести звук «нь». С этим положением языка, он должен открывать и закрывать рот 10 -15 раз.

Старайтесь делать маленькие паузы между упражнениями.

Проблемы с произношением различных звуков знакомы многим родителям. Важно выявить и решить их своевременно, чтобы они не доставляли неудобств в будущем.  Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком специальными упражнениями, не слишком его нагружая.

Постановка красивой речи – это трудоемкая задача и для ее выполнения, каждый родитель должен проявлять к ребенку максимум терпения и любви.

Приемы для формирования звуков

Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» – поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» – быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.

Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.

Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.

Читайте также:  Дети делают замечания старшим – наказывать?

Как поставить звук Р в домашних условиях

Улучшить произношение и исправить проблему можно самостоятельно, занимаясь с малышом дома по определенной системе. Забавные упражнения понравятся ребенку и постановка звука р будет проходить в игровой форме. Рекомендации взрослым по проведению занятий:

  1. Проявите терпение и упорство – делайте упражнения ежедневно по 15–20 минут 2 раза в день.
  2. Прорабатывайте детали на собственном примере – для малышей до 5 лет. Детям постарше подарите зеркало для отслеживания правильности выполнения упражнений.
  3. Проводите занятие только тогда, когда ребенок здоров, бодр и весел.
  4. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Увлеките его игрой, плавно переходящей в выполнение упражнений.
  5. Хвалите сына или дочь даже за небольшие успехи.
  6. Просмотрите онлайн-упражнения в интернете для правильной отработки деталей.

Научить ребенка правильно выговаривать слова можно только при комплексном подходе. Способы постановки звука Р:

  • Логопедическая или артикуляционная гимнастика – состоит из трех этапов подготовки: упражнения для языка («иголка», «качели», «варенье»), губ («хоботок», «заборчик») и дыхательной зарядки для тренировки правильного выдоха («свеча», «парашютик»). Развитые лицевые мышцы и сильное дыхание помогут малышу выговорить звук Р.
  • Массаж и занятия для растягивания уздечки – помогут избежать консервативного лечения.
  • Постановка – заключается в отработке мягкого и твердого Р, механическом воздействии – применение ватной палочки или деревянной лопаточки для исправления звучания, создания вибрации.
  • Закрепление звука Р – состоит в проговаривании слогов, звуков, слов, предложений, скороговорок, потешек для автоматизации полученных знаний.

Правила тренировки для выговаривания

Чтобы упражнения принесли наибольший эффект, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Все занятия лучше проводить сидя у зеркала или друг напротив друга. Важно, чтобы ребенок видел движения рта взрослого, поскольку копирование артикуляции позволит выправить ошибки и достичь нужного результата.
  • Тренировки должны проходить сидя, чтобы в теле малыша не создавалось дополнительное напряжение. Это позволит ему лучше сосредоточиться на мышцах лица.
  • Все упражнения должны быть в игровой форме. Это поможет удержать внимание малыша и создаст необходимую атмосферу, в которой знания усваиваются лучше.
  • Занятия надо проводить регулярно и достаточно долго (но не больше 10-15 минут в день). Важно не переутомить юного ученика.
  • Нужно хвалить малыша. Особенно если он испытывает заметные трудности. Похвала приободрит его и поможет преодолеть сложные моменты.
  • Важно сохранять терпение. Процесс проговаривания «р» — очень долгий, за несколько занятий сложно добиться результата.
  • Нельзя заставлять заниматься силой. Если ребенок против выполнения упражнений, нужно постараться найти другой подход. Быть может, в компании сверстников ему будет интересней? Или ему больше понравится заниматься не с мамой, а с папой?

Учим ребенка говорить букву «р» — упражнения для постановки правильного звука у детей в этом видео:

Как выбирать памперсы для новорожденных? Обзор лучших в нашем обзоре!

В данной статье читайте о том, как правильно приучить малыша к горшку, а также советы известного детского врача Комаровского.

Хотите приобрести увлажнитель воздуха для детской комнаты ребенка? Как правильно его выбрать, расскажем здесь: -vozduxa-dlya-detej/.к оглавлению ↑

Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.

Читайте также:  Как научить ребенка учиться и все не испортить

Развиваем речь

Родителей в речи их ребенка в основном пугает неправильное произношения звука «р», являющегося самым сложным. Однако начинать паниковать раньше, чем ребенку стукнет 5-6 лет, не стоит, потому что выговаривать данный звук дети могут научиться именно к указанному возрасту.

Самостоятельно решить такую проблему не всегда получается, в этом вам поможет логопед. Он вначале определит причину, почему малыш не может произносить звук “р”, а затем разработает индивидуальные занятия, которые позволят работать над этим звуком.

Вот несколько причин, почему дети не могут правильно произносить звук “р”:

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Звук не автоматизирован.
  • Ребенок подражает тем, кто неправильно выговаривает звук.
  • Фонетический слух недоразвит.
  • Малыш заменяет этот звук на другой.
  • Расстройство речи, которое связано с поражением коры головного мозга. В данном случае нужен комплексный подход не одного специалиста.

Как научиться выговаривать букву Р

Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.

В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений.

Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.

Можно попытаться самостоятельно вызвать звук Р. Для этого поднимите язык и часто произносите ДДД, при этом не закрывайте рот. В это же время нужно делать колебательные движения пальцем под языком поперек него. Через время у вас должен получиться звук, который очень похож на Р.

Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.

Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.

Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.

Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.

Вкусное варенье

Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.

Скороговорки для объединения звуков Л и Р

Лара и Валя играют на град на пять – орел, орел – клал в – не малину перебирала, а Арина грибы мариновала.

Скороговорки для постановки звуков Рь и Р

Добры бобры идут а боры.У редьки и репки корень вороны на добр до Петр пек вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.

Нет большей радости для родителей, чем услышать от своего ребенка первое слово. Мы всегда умиляемся, когда наши дети начинают говорить, улыбаемся их смешным словами, сами разговариваем с ним на детском языке. Все это забавно в трехлетнем возрасте. Когда же вашему ребенку исполнится четыре года, стоит обратить внимание, правильно ли он произносит все буквы, чтобы избежать проблем в будущем. Камнем преткновения в формировании четкости речи у детей является звук «Р». Если вы из тех родителей, которых волнует вопрос, как научить ребенка говорить букву р, самый главный совет — не паникуйте изначально. По словам дефектологов, самый продуктивный возраст у детей для усвоения звука «р» – это пять-шесть лет. Это именно тот возраст, когда не требуется вмешательство специалиста и родитель вполне в состоянии научить ребенка правильно говорить букву р

Помощь ребенку в постановке речевых дефектов

У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.

  1. «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
  2. «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
  3. Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.

Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.