Анализ детского рисунка моя семья в психологии

Дальтонизм — это заболевание, при котором человек не может произвести различие между одним или несколькими цветами. Симптомы этого нарушения могут быть как наследственными, так и приобретенными. О том, как выявить это отклонение, понять почему оно возникает и возможно ли с ним бороться, расскажем в статье.

Как узнать, что тревожит ребенка без обращения к специалистам

Вся жизнь – игра

Да, жизнь – игра. Особенно если тебе не больше 6-7 лет. В игре детей дошкольного возраста можно узнать все. Предложите малышу сыграть в дочки-матери и вы увидите не только его страхи и тревоги. Ребенок продемонстрирует вам даже ваш собственный стиль воспитания. Это даст возможность не только посмеяться над собой, но и подкорректировать проблемные моменты.

Метод незаконченных предложений

Незаконченные предложения – отличный способ узнать о проблемах ребенка. Особенно хорошо он работает с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Поиграйте с ним в игру, где нужно будет заканчивать разные предложения. Возьмите какие-нибудь шутливые фразы: «В нашем городе фиолетовые…» и разбавьте их предложениями типа «Ваня очень боялся…», «Катя больше всего не любит…». Можно использовать чужое имя или даже названия животных или сказочных героев. Таким образом вы получите представление о наиболее неприятных вещах, тревожащих вашего ребенка. Узнаете и о его предпочтениях и интересах. Может, даже докопаетесь до тайных желаний.

«А давай придумаем сказку!»

Отличное предложение для дошколят и младших школьников. Придумайте какой-нибудь незамысловатый сюжет с любимыми героями и смотрите, что получится. Если вас интересует конкретная ситуация, продублируйте ее в сказке и оставьте окончание на усмотрение ребенка. Так вы получите всю нужную информацию, не задав ни одного конкретного вопроса.

Рисунок дерева

Очень простой тест. Разобраться с его интерпретацией не так сложно. Просто попросите ребенка на листке бумаги нарисовать дерево. Инструкций и рекомендаций как рисовать не давайте. Смотрите результат:

  • Если вы увидите большое раскидистое дерево с хорошо развитой кроной – это хороший сигнал.
  • Мало веток и листьев – посмотрите на общение ребенка: достаточно ли у него друзей?
  • Маленький рисунок на большом листе – возможна неуверенность в своих силах.
  • Дуплистое дерево требует особого внимания. Дупло – это знак психической травмы.

В таком случае гадать дальше не стоит. Лучше перестраховаться и обратиться к детскому психологу. Психолог разберется, есть ли причина для беспокойства или мы имеем дело с ложной тревогой. Но если сын или дочка действительно пережили какое-то нервное потрясение, помощь психолога будет очень кстати.

Рисунок кактуса

Задание дается по той же схеме, что и с деревом, только просим нарисовать кактус. Что нам это даст?

Красивое, с хорошими колючками, довольно большое растение в художественно выполненном горшке, покажет нам, что ребенок отлично умеет защищать свои границы. Он не боится конфликтов и умеет справляться с любыми проблемными ситуациями.

Маленький кактус с крохотными колючками – надо поработать над уверенностью в себе и подучить различным стратегиям выхода из ссор и недоразумений.

Рисунок мандалы

Довольно сложная методика, но возможно использование и по упрощенной схеме. Берем тарелку, кладем на лист бумаги и обводим по периметру. Выдаем краски, фломастеры или карандаши с большим количеством цветов и оттенков и просим заполнить круг от центра. Внимательно наблюдаем, в каком направлении рисует ребенок.

  • Направление по часовой стрелке сигнализирует о хорошем психологическом и физическом самочувствии.
  • Противоположное направление – что-то серьезно беспокоит.

Обращаем внимание на используемые цвета.

  • Много черного – настроение оставляет желать лучшего.
  • Коричневый – достаточно хороший цвет.
  • Светло зеленый свидетельствует о переутомлении. Может быть ребенок нуждается в качественном отдыхе.
  • Преобладает сиреневый и фиолетовый – похоже, что у вас растет новый Вольф Мессинг. Это цвета интуиции и предвидения. 

    Очень важно серьезно относиться к чувствам и эмоциям ребенка, а также уважать его мнение. Используйте свой пример для правильного выражения внешних чувств, конструктивно справляясь с негативом и раздражителями.

    Попытайтесь не просто разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, но и испытать его чувства вместе с ним на уровне эмпатии — разделите радость и счастье, погорюйте за него, показав, что он не должен в одиночку справляться с эмоциональная связь между родителями и детьми приведет к полноценному и доверительному общению в будущем, минимизирует возрастные кризисы, воспитает в ребенке уверенность, самоуважение и облегчит социальное общение в более зрелом возрасте.

Признаки возможной психической патологии по детскому рисунку человека

Как правило таких детей приводят на консультацию к психологу в связи с грубыми нарушениями поведения.

В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки со столь же пространными комментариями, вполне возможны и в менее острых психических состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных проблемах. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения (психической патологии) являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения.

Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями, штриховкой и т. п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно спокойном состоянии. Часто, нарисованный ребенком человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. Иногда различные уродства появляются в рисунках детей с нарушениями схемы собственного тела, то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических патологиях).

Помимо грубого искажения форм, для психических патологий по детскому рисунку, типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. На детском рисунке руки человека изображаются штрихами, практически неотличимыми от штрихов, изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.

Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшейся патологии, когда некоторые из освоенных графических шаблонов уже успели распасться. При психических патологиях часто проявляется редукция значимых частей изображения, например, — головы. Некоторые части рисунка густо зачерняются. Нажим настолько силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности.

В сочетании с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что ребенок находится в состоянии психотического возбуждения. Психологическая консультация онлайн

Задать один бесплатный вопрос психоаналитику предварительная консультация

Услуги психолога, психоаналитика онлайн — Skype, ICQ, E-mail, Телефон решение психологических проблем

Анонимный психолог (Скриботерапия)

Смотрите также по теме психологии рисунка:

  • Рисуночные тесты для детей и взрослых
  • Психологические рисуночные тесты
  • Психология детского рисунка и умственное развитие ребенка
  • Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка
  • Рисунок человека: интровертность, экстравертность, демонстративность, отстраненность ребенка
  • Определить по детскому рисунку социальные отношения ребенка
  • Личность ребенка тест Кеттелла для детей
  • Страничка для родителей и воспитателей

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете нужные психологические тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация в содержании психологического сайта

Психологу важно понять поведение обоих родителей, их отношения между собой

Ребенок не сравнивает родителей, по умолчанию он не способен ценить и любить одного больше, чем другого. Есть папа и есть мама — они одинаково важны и оба сильно влияют на ребенка.

Когда на консультации присутствуют оба родителя, психолог может увидеть противоречия, сложности в их взаимоотношениях, даже если они сами об этом не говорят. Они могут перебивать друг друга, выяснять отношения, расходиться в оценках поведения и развития ребенка. Один родитель может считать, что у ребенка серьезные проблемы; второй может быть уверен, что ребенок в порядке, только ленив — и нужно его как следует напугать или наказать. В итоге ребенок находится в постоянном напряжении, как бы между мамой и папой.

Если отец не принимает участие в воспитании, психолог не увидит его на консультации. Мама может обесценивать такого отца, выставлять его в негативном свете. Но для ребенка важны оба родителя, и такое отношение мамы может вызвать в нем сложные переживания. В итоге с отцом, а точнее его образом, все равно придется поработать и маме, и ребенку.

Анализ рисунок семьи

Чтобы понять, как ребёнок относится к домочадцам, необходимо уметь делать анализ рисунка семьи по психологии. При умении можно определить отношение малыша к отдельным членам семьи, его понимание окружающей обстановки. Необходимо обращать внимание на разные моменты нарисованной картинки:

  1. Размер нарисованных членов семьи. Это важная деталь, показывающая кого из домочадцев кроха считает главой в доме.
  2. Месторасположение крохи. Он изобразит себя рядом близким человеком, которого уважает и проводит больше времени.
  3. Расположение остальных членов семьи на нарисованной картинке. Родственники, которых кроха любит меньше, будут изображены на дальнем плане.
  4. Отсутствие определённых домочадцев на изображении. Он может не изображать некоторых членов семьи, поскольку человек мог грубить ему, обижать, не дарить подарки, совершать другие обидные поступки.

По рисунку можно определить чувство ревности, о котором кроха не говорит взрослым. Оно проявляется в изображении братика или сестрички дальше всех.

Необходимо уделять внимание тому, как изображена занятость членов семьи. Если они расположены в разных местах и каждый занят своим делом, значит обстановка между домочадцами по мнению ребёнка разрозненная. Когда он изобразил всех за одним делом, значит общая ситуация в семье дружная и спокойная.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Анализ рисунка ребенка

Рисунок ребенка необходимо интерпретировать и это могут сделать арттерапевты, психологи, социальные работники, обязательно учитывая при этом возраст малыша.

Эмоциональное неблагополучие проявляется, если нарисованные лица безрадостные или совсем отсутствуют, а также имеют угрожающую мимику и жесты. Однако один такой рисунок не является окончательным приговором ребенку.

Настороженность должны вызвать рисунки, нарисованные в разное время со сходной тенденцией к мрачности.

При анализе рисунка обращается внимание и на его структуру, т. е. реальное изображение на листе бумаги и реальная действительность.

Например, среди членов семьи ребенок изобразил своего младшего братишку, что будет говорить о ревности к нему, о недостатке внимания. Об этом же будет говорить и то, если маленький братик изображен крупнее по размеру, чем сам художник.

При изображении семейного рисунка отсутствует сам малыш, что является признаком одиночества – большой повод родителям задуматься об отношениях в семье.

О взаимоотношениях в семье хорошо говорит расположение на рисунке членов семьи.

Тот персонаж, который нежелателен, из рисунка удаляется, а любимые родственники, например, дедушка и бабушка, могут присутствовать на рисунке, несмотря на то, что живут далеко.

Рядом с собой ребенок изображает самого любимого родственника.

При психологической расшифровке детского рисунка необходимо обратить внимание на занятость изображенных членов семьи. Расположенные близко друг к другу, и вместе занимающиеся каким-то делом, является признаком благополучия в семье, а разрозненность персонажей свидетельствует о семейном разладе.

Родители могут самостоятельно анализировать рисунок своего ребенка, но главное заключается в том, чтобы ребенок рисовал с желанием и не отвлекался, а обстановка была в это время спокойная.

Психологи советуют обратить внимание на следующие факторы:

  • какова композиция рисунка – все ли члены семьи нарисованы, в центре или в уголке, хватило ли места для персонажей;
  • какова используемая ребенком цветовая гамма;
  • детали, на которые ребенок обращает повышенное внимание – руки, ноги, лицо персонажей, одинаков ли при этом нажим карандаша; изображено ли что-то лишнее, например, несуществующее домашнее животное, солнце в комнате, или кого-то из членов семьи не хватает;
  • какое место в рисунке ребенок отводит себе, как себя изображает, какие детали выделяет больше;
  • в каком порядке рисует малыш членов семьи – первый нарисованный персонаж для ребенка будет главным.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Проработайте свои комплексы

Нужно с большим трепетом относиться к своему внутреннему ребенку. Психологи советуют каждому человеку разобраться в своей душе и побороть многочисленные комплексы. Сначала нужно осознать, что вам в себе не нравится и какие у вас есть недостатки. Первое, на что следует обратить внимание, — это на то, что вас раздражает. Человеку не нравятся в окружающих те качества, которые есть в них самих. Вы замечали, что тот, у которого нет в доме порядка, будет осуждать людей, которых плохо убирают в своих жилищах.

Персона может даже не осознавать свой комплекс, но на подсознательном уровне она будет всегда с ним считаться. Выпишите все свои недостатки на лист и займитесь их проработкой. Хвататься за все сразу нет смысла. Работу нужно вести поэтапно и планомерно. Изменить свою жизнь за один день не получится. На то, чтобы сформировалась какая-нибудь привычка, уходит 21 день. Поэтому вам нужно уделить месяц на избавление от одного своего комплекса. Например, вы не можете навести порядок в доме. Проблема будет заключаться не в нехватке времени, а в беспорядке в голове. Работу с внутренним ребенком нужно вести так. Вы осознали проблему, а затем нужно ее устранить с минимальными затратами сил. В случае с уборкой, не хватайтесь за тряпку. Сначала напишите все, что вы хотите сделать, и подумайте какие изменения в своем жилище вы хотите видеть. И только затем начинайте реализовывать свой план. Поэтапная работа над проблемами принесет свои плоды не сразу, но зато результат своей деятельности вы закрепите, и он поможет вам выработать новую привычку, например, любви к порядку.

Контакт-отвержение

Этот контакт появляется в том случае, когда у самих родителей было эмоциональное отвержение в своей семье, или же появление ребенка стало для них особой трудностью. Например, они лишились в связи с рождением ребёнка социальной успешности, сексуальной привлекательности и другое. По этой причине они находят в себе вытесненную враждебность к ребёнку, внутренне его отвергают. Но поскольку в российской культуре не принято проявлять негативные чувства по отношению к ребёнку, внешне это никто не показывает. 

У таких родителей «сигналом» их поведения является его противоречивость: Сразу он может показывать желание к взаимодействию с психологом, но  потом может внезапно уйти от него и прекратить взаимодействие. Особенно сложно, если такое поведение показывает мать, у которой происходит внутреннее отвержение материнской роли, так как ребёнку скорее всего не доставало спокойного тёплого контакта. Такой ребёнок будет неохотно идти на задания, в которых нужны прикосновения.

Консультируя такого родителя, психолог не должен его осуждать, хотя часто это бывает трудным, потому что он видит реально несчастного ребёнка. Такую консультацию нужно проводить с тёплой материнской позиции.

Мы рассмотрели основные характеристики деструктивных контактов родителей с детьми. Но, стоит отметить, что эти характеристики не только являются трудностями для ребёнка, но и предоставляют ему особые ресурсные возможности, что нужно учитывать. Это является причиной того, что психологу нужно не только попытаться изменить контакт между родителем и ребёнком, но и учитывать позитивные моменты в их отношениях.

Как вести себя родителям ребенка-дальтоника?

Родители, ребенку которых был поставлен диагноз «дальтонизм», стоит объяснить малышу, что это не серьезное заболевание, а лишь особенность цветового восприятия. Понимание этого позволит ребенку успешно адаптироваться в коллективе. Лучше всего провести беседу с малышом как можно раньше. Отсутствие понимания у ребенка особенностей патологии часто приводит к тому, что таких детей часто считают умственно отсталыми. Это может привести к тому, что ребенок замкнется в себе. У него может развиться комплекс неполноценности. Родителям следует поговорить с воспитателями или учителями о том, что их малыш по-особенному воспринимает цвета.

Читайте также:  Плантекс для новорожденных. Инструкция, отзывы