5 самых распространенных ошибок в воспитании детей: как их не делать?

Столицу захлестнули анонимные сообщения о минировании организаций. Волна дошла до детсадов и школ. Общественная служба новостей выяснила у экспертов, что нужно знать родителям и к чему быть готовыми.

Что нужно знать об обращении к психологу для родителей

Психологическая поддержка (практическое пособие) Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для взрослых Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для подростков Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для родителей Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков) Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых) Что нужно знать об обращении к психологу для родителей Выход из изоляции — рекомендации

Ошибка 1: излишний контроль

Многие типичные ошибки родителей основаны на одном и том же стереотипе: дети беспомощны и неразумны. Из лучших побуждений взрослые окружают подрастающее поколение тотальным контролем. Они управляют каждым их шагом, требуя беспрекословного и немедленного подчинения.

Здесь они забывают, что воспитание самостоятельного ребенка невозможно в тисках. Там, где родители тормозят себя и отходят в сторону, там дети развиваются и берут то, что им отдают взрослые.

Как исправить ошибку

Ошибка 1: излишний контроль

Кому-то эта рекомендация покажется немыслимой, но самостоятельным ребёнок становится только тогда, когда родители ему доверяют и отпускают. Чем старше он становится, тем на большее он способен.

По мере взросления детей родителям приходится столкнуться с ощущением собственной ненужности, отверженности своей же кровиночкой. Руки ещё помнят, как они укачивали младенца, но он уже вырос и хочет сделать сам то, что раньше за него делали взрослые. Так почему бы не предоставить ему такую возможность?

Что важно знать о питании в целом?

Главная цель еды – поставлять в организм необходимые питательные вещества и элементы, благодаря которым человек живет или развивается. В зависимости от периода жизни, требования к составу пищи могут отличаться, поэтому сейчас речь пойдет о питании взрослого человека без особых отклонений здоровья.

Читайте также:  Как помочь ребёнку развиваться. Развивающие игры для детей до года

Для успешного существования человеческому телу нужны три главных компонента:

  • Жиры – аккумуляторы энергии, активные участники построения и поддержки клеточных мембран, участники гормонального обмена;
  • Белки – источники незаменимых аминокислот, строительных материалов для тканей и клеток;
  • Углеводы – главные источники энергии для работы частей тела, органов и тканей.

Этих составляющих будет достаточно для минимального поддержания жизни, но не здоровья, так как человеку нужны еще и такие группы веществ:

  • Пищевые волокна – для стабильной работы желудочно-кишечного тракта и эффективного удаления отходов;
  • Витамины и минералы – важные элементы поддержания тонуса, обменных процессов, работы иммунной системы, эффективности работы клеток и тканей.

Если питание приносит все эти вещества, то может ли оно считаться полезным и здоровым? Оказывается, нет. Так что же отличает правильное или здоровое питание?

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

  • За случайные проступки — например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком — в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.

  • За несдержанность, присущую возрасту — маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.

  • За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста — как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания — одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?

Читайте также:  Гиперопека матери – как мама выносит приговор ребенку?

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

  • Ваше наказание — это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;

  • Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

  • Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации — все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

Читайте также:  Когда меняется цвет волос у новорожденных

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

Когда пожилой человек — просто заложник обстоятельств

Плохой аппетит в преклонном возрасте встречается довольно часто. Естественные функции организма ослабевают, человек ведет малоподвижный образ жизни, тратит меньше энергии. Соответственно, уменьшается желание есть. Ухудшается работа вкусовых рецепторов: любимые блюда уже не доставляют былого удовольствия. Получается замкнутый круг: пенсионеру требуется меньше пищи, из-за этого появляется слабость и упадок сил. Постепенно интерес к еде пропадает совсем.

Если пожилой человек плохо ест, что делать родственникам, и нужно ли силком заставлять принимать пищу? Накормить через силу вряд ли удастся: пенсионер может просто выплевывать еду или плотно сжимать губы, не поддаваясь на уговоры близких. Такое демонстративное поведение требует радикальных мер, здесь поможет только врач и специально подобранная терапия.

Нельзя кричать и давить на больного — это только усугубит состояние. Иногда пациент просто не понимает, что с ним происходит в силу психологических причин или различных диагнозов. Родственникам приходится проявлять максимум терпения и внимания. Если времени и возможности на полноценный уход нет, можно воспользоваться услугами частных пансионатов. В таких учреждениях имеются необходимые приспособления для кормления, а персонал обучен работе даже с самыми капризными и требовательными постояльцами.

Таким образом, в рацион ребенка постепенно вводятся обычные продукты, постепенно замещая молоко и молочные смеси. Для того чтобы вовремя заметить непереносимость ребенком каких-либо продуктов родителям рекомендуется вести пищевой дневник, в который заносятся все впервые употребляемые им продукты и описываются реакция на них, включая критерий понравилось–не понравилось, а также проявления аллергических реакций и проявлений диатеза (покраснение щек, рвоту, сыпи, повышение температуры).

Основные правила прикорма

Прикорм начинают с 3-3,5 месяцев.

Первое блюдо прикорма – фруктовые соки, потом следуют фруктовые пюре и овощное пюре. Оно должно состоять из сваренных на пару овощей.

Прикорм дают перед кормлением грудью и, начав с 1–2 чайных ложек, постепенно увеличивают порцию. Желательно вводить не более одного нового продукта в 2-3 дня для того, чтобы при возникновении аллергической реакции вы точно знали – на что она.

Второе блюдо прикорма, кашу, можно дать после привыкания ребенка к овощному пюре, т.е. через 2 недели.

Если ребенок болен, от введения прикорма следует воздержаться.

Можно предложить примерные схемы питания детей от рождения до года: