13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Так ли хорошо знать буквы в два года и так ли плохо еще не знать их в четыре? Как лучше всего учить с ребенком алфавит? 

Подробный обзор

Другие новости

  • Детское радио запускает новый сезон конкурса «Детское Радиовидение 2021»
  • Квартира со встроенной “Монополией”. И такое бывает
  • Детское радио запустит третий сезон «Детского Радиовидения 2021» мега-вечеринкой
  • Раздел для детей на портале “Активный гражданин”
  • Главные мультипликационные новинки: динозавры, индейцы, кролики и магия!
  • Детское радио запустило новый проект «Готовим на Детском»
  • С Днём Радио!
  • Победительница конкурса «Стань звездой в ЦДМ» спела в прямом эфире Детского радио
  • Новая сцена Детского музыкального театра юного актера открывается 15 мая спектаклем «Пеппи Длинныйчулок»
  • Открытая жеребьевка Всемирного онлайн-чемпионата по «Футболу для дружбы» 2021
  • Детское радио приняло участие в пресс-завтраке Росприроднадзора по поводу старта Международной премии «Экология – дело каждого»
  • Барин в зоопарке! Роскошные условия для самого крупного грызуна
  • Именное дерево в подарок новорожденному москвичу
  • Объявлены победители конкурса «Стань звездой в ЦДМ»
  • “Динамичные ребята” устроили большой музыкальный праздник
  • Рисунки победителей конкурса «Детское радио в космосе» прибыли на МКС
  • Когда рекомендуется приступать к обучению

    Вряд ли нужно особо объяснять, почему научить ребенка читать по слогам достаточно сложно. Ведь тут мало просто выучить буквы, надо ещё и понять, как правильно складывать их в слоги и как образовывать сложные фразы и предложения. В результате обучения дети должны не просто проговаривать прочитанное, им нужно научиться ещё и осознанно понимать предложенный текст. Чтобы добиться этого, надо начинать обучение в тот период, когда нервная система малыша и его мозг разовьются до определённой степени. Если начать обучение слишком рано, можно навредить подрастающему организму. В результате вы столкнётесь с разными проявлениями невроза у ребёнка — бессонницей, головными болями, быстро наступающей усталостью и т. д.

    Существует несколько факторов, по которым родители могут судить, можно ли уже приступать к обучению чтению.

    1. Ребёнок хорошо говорит, используя сложные предложения. Он уже способен сочинять или пересказывать короткие рассказы и истории.
    2. У малыша завершилось развитие фонематического слуха. Он уже способен сам делать ударение на начальных и конечных слогах слов.
    3. У малыша не нарушена речь, нет проблем с дикцией, речь льётся в нормальных, привычных для людей ритме и темпе.
    4. Ребёночек хорошо ориентируется в пространстве.

    Детские психологи и педиатры советуют родителям учить читать своих деток не ранее, чем им исполнится пять лет. К этому возрасту малыши уже могут без проблем усваивать сложные знаковые системы. Правда, есть ещё и дети-вундеркинды, способные научиться читать самостоятельно куда раньше. Но это всё же, скорее, редкое исключение, чем правило.

    Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

    Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.

    Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.

    С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.

    Как определить готов ли ребенок к обучению чтению

    Критерии готовности к обучению чтению

    1. Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
    2. Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке. Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу (логопеду).
    3. Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
    4. Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
    5. Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
    6. Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его. Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
    Читайте также:  День воспитателя: как родителям подготовить ребенка к детскому саду

    Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

    1. Заведите книжку для чтения

    Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

    2. Сократите репертуар

    Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

    3. Используйте в своей речи одни и те же слова

    Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

    4. Выводите ребенка на речь

    Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

    Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

    5. Говорите только на одном языке

    Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

    6. Где игрушки?

    Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

    7. Не прекращайте развивающие занятия

    Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

    8. Музыкальные занятия

    Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

    Дата публикации: Последнее изменение:

    Как учить ребенка алфавиту

    Малыши начинают интересоваться буквами в разном возрасте, но обычно это происходит достаточно рано. Уже в 2 года дети с удовольствием играют с кубиками, а в большинстве случаев они украшены буквами и иллюстрирующими их картинками. А это указывает на самый грамотный, простой и эффективный способ обучения алфавиту – в игровой форме:

    • Это единственный понятный метод для маленького ребенка.
    • Если начать учить малыша в возрасте 3 – 4 лет так, как это делается в школе, можно получить ровно противоположный ожидаемому эффекту результат.
    • Любое принуждение, «обязаловка» приведет к тому, что у малыша сформируется четкая негативная ассоциация с буквами, сигнализирующая ему, что чтение – это скучно, нудно, утомительно и крайне неинтересно. А это самое опасное, к чему могут привести вполне положительные желания некоторых родителей если не сделать из своего чада вундеркинда, то хоть похвастать тем, что читать он начал раньше своих сверстников.

    Для того, чтобы чтение стало «лучшим другом» ребенку, учить его алфавиту нужно постепенно, учитывая его способности и возможности, возраст, желания, а также используя легкую и понятную игровую форму.

    Как научить ребенка алфавиту

    Прежде чем начать чему-то учить, нужно узнать, как это правильно делать. Есть определенная техника обучения чтению, которую многие игнорируют и стремятся научить ребенка алфавиту всеми возможными и невозможными способами. Отсюда столько ошибок и в итоге – трудностей у малыша.

    Рассмотрите 4 основных элемента техники чтения:

    1. изучение и запоминание букв и соответствующих им звуков;
    2. направление чтения слов;
    3. изучение слогов;
    4. умение делить слова на слоги и буквы.

    Чаще всего обучать детей алфавиту начинают неправильно. Сначала буквы (БЭ, ГЭ, КА и т. п.), потом звуки ([б], [г], [к]), на что ребенок справедливо замечает: «Но это же ЭМ, а не М!». А когда нужно будет прочитать слоги и слова, у него будет получаться не МА-МА, а ЭМ-А-ЭМ-А. Чтобы избежать этого, учите ребенка называть букву звуком! Поверьте, позже он успеет запомнить алфавитные названия букв. Но сейчас это приведет лишь к тому, что кроха запутается.

    Некоторые считают, что изучать алфавит нужно строго по порядку. Зачем? Изучать сначала нужно согласные и гласные, которые образуют простые слова и слоги, такие как «мама», «папа», «баба» и т. п. Так ваш малыш будет радоваться, что не просто выучил пару букв, но и знает теперь целые слова, состоящие из них. Для него этого настоящее достижение!

    Как научить ребенка алфавиту

    Пример занятия

    «Сегодня в гости к нам пришли буквы М и А», — покажите их на карточках. «Скажи «М»!» — пусть малыш повторит за вами. «А теперь покажи, где буква М? Правильно! А ее подругу зовут А! Скажи «А»! А теперь покажи букву А? Молодец! Напомни, как зовут подругу буквы А?» — если ребенок забыл, а такое возможно, то подскажите.

    «У «М» и «А» есть свои домики, подскажи, где они живут?» — на плакате заранее нарисуйте дома с названиями М и А, а малыш должен будет положить карточки на соответствующие домики. «А давай поищем такие же буквы, которые живут у нас на холодильнике?» — ребенок должен найти среди магнитов буквы, но вам нужно заранее отобрать их так, чтобы они не затерялись среди других. Если вы увидели, что ребенку сложно, то разделите этот урок на 2 занятия.

    Если вы решили обучать ребенка азбуке в домашних условиях, не забывайте, что в 4-5 лет дети не могут долго концентрировать внимание, поэтому принуждать их к занятиям не рекомендуется.

    Игры и упражнения для развития речи

    В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

    Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

    Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

    Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

    Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

    • «Подуем на снежинку». Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
    • «Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
    • «Плывет, плывет кораблик». Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

    Артикуляционная гимнастика

    Цель: развитие артикуляционного аппарата.

    Упражнение «Заборчик»

    Зубы ровно мы смыкаем

    И заборчик получаем,

    А сейчас раздвинем губы –

    Посчитаем наши зубы.

    Упражнение «Хобот слоненка»

    Подражаю я слону

    Губы хоботом тяну…

    Даже если я устану,

    Их тянуть не перестану.

    Буду долго так держать,

    Свои губы укреплять.

    Игры по развитию общей моторики

    Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

    Читайте также:  Начальная школа за три или четыре года: каким детям она полезна

    Мы идем по кругу, посмотри,

    И шагаем дружно: раз, два, три.

    Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

    Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

    А потом, как аисты встали – и молчок.

    Подвижные игры с речевым сопровождением

    Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

    Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

    Логоритмические игры с самомассажем

    Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

    «Лягушата»

    Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

    Выгибают спинки, спинки – тростинки

    Ножками затопали, ручками захлопали,

    Постучим ладошкой по ручкам немножко,

    А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

    Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

    Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

    Погладили ладошки и ручки и ножки.

    Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

    Игры – подражания с речевым сопровождением. Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

    «Птичий двор»

    Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

    Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

    Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

    Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

    А наш Петя-петушок рано-рано поутру

    Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

    «Произношение гласных звуков»

    — А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

    девочка укачивает куклу).

    — О-о-о (разболелся зуб,удивление).

    — У-у-у (гудит поезд).

    -И-и-и (жеребенок ржет).

    Звуки произносятся на выдохе.

    Пальчиковые игры

    Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

    «Замок»

    На двери висит замок.

    Кто его открыть бы смог?

    Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

    Игры с различными предметами и материалами

    Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

    «Яичко»

    (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

    Маленькая птичка принесла яичко,

    Мы с яичком поиграем,

    Мы яичко покатаем,

    Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

    «Крутись карандаш»

    (карандаш должен быть ребристым).

    Катание карандаша по столу вперед- назад,

    чтобы карандаш не укатился.

    Сначала одной рукой, потом другой.

    Важные правила обучения чтению

    Педагоги настаивают: без выполнения этих требований невозможно достичь положительного результата.

    О чем должны помнить родители:

    1. Выбор конкретной методики и следование ей. Если метаться от разработок одного автора к другому, толку не будет.
    2. Сначала учат гласные – А, О, У, Ы, Э. Потом – согласные звонкие – М и Л. Потом учат Ж, Ш, Т, Д и другие глухие и шипящие звуки.
    3. Каждое новое занятие начинается с повторения пройденного материала.
    4. Учить читать слоги, тянув звуки.
    5. Запоминать простые слоги зрительно.
    6. Только после того, как ясен механизм составления слогов, идет изучение слогов, начинающихся с гласной.
    7. После того как все слоги усвоены, можно читать по слогам.
    8. Лучше пусть поет слоги, чем говорит скороговоркой. Только тогда начнется понимание прочитанного.
    9. Даже при чтении сохраняется игра, поэтому нельзя резко исправлять ошибки, торопить.

    Изучение с помощью обучающего видео и приложений

    Рассматривая, как быстро научить ребенка читать, стоит рассматривать вариант использования полезных видео и приложений. Мобильные приложения значительно упрощают процесс обучения. Например:

    1. Приложение Читайка. При помощи приложения ребенок научится читать даже в том случае, если еще не знает алфавита. В основе программы лежат методики Зайцевой и Домана. Она включает 10 уровней, из которых первые 4 – работа со слогами. Остальные уровни посвящаются слову.
    2. Карточки Домана. При помощи программы практикуется метод Домана.
    3. Учимся писать русские буквы. Приложение больше направлено на обучение письму, но оно полезно и тем, кто учится читать. При помощи программы ребенок запросто запомнит, как выглядят буквы.
    4. Азбука, учим русский алфавит. Приложение является очень интересной игрой. С особым методом обучения. Ребенок ловит жирные буквы и складывает из них слово. Из деталей конструктора собирается пазл – картинка, которая обозначает слово.

    Также на просторах интернета представлено множество обучающих мультиков, которые помогут быстро научиться читать. Например, игровое видео Лунтик помогает выучить буквы и подготовиться к школе. Вместе с персонажем детки выполняют множество интересных заданий. С их помощью малыш выучит буквы и алфавитный порядок.

    Когда можно начинать обучение (Возраст)

    В предыдущих пунктах мы уже говорили о том, по каким признакам можно определить, что ваше чадо уже готово познавать азы чтения. Повторим еще раз:

    • Говорит предложениями.
    • Развит фонематический слух.
    • Отсутствие логопедических проблем.
    • Нормальная ориентация в пространстве.

    Зачастую эти признаки проявляются к пяти годам, но дети абсолютно индивидуальны и родители должны это учитывать, чтобы не пропустить самый подходящий момент, когда они будут максимально восприимчивы к новой информации.