10 вещей, которые должен сделать папа в первый год жизни ребенка

Для любого родителя важно развитие ребенка в 7 месяцев, ведь это тот этап, когда меняется питание малыша, происходят физические и психические изменения мальчика или девочки. Чтобы правильно подойти к обучению и воспитанию маленького человека, нужно посоветоваться со специалистами, быть терпеливыми и настойчивыми. Кроха уже многое понимает в этом возрасте и все чувствует, много беспокойства ему доставляет появление зубов.

Физическое развитие ребенка в месяцев

Семимесячный малыш хочет больше двигаться, рассматривать окружающий мир. Он видит какую-нибудь цель, может с интересом наблюдать и стремительно к ней ползти. Для развития ребенка в 7 месяцев характерны попытки вставать, опираясь на диван, кресло или другой устойчивый предмет. Ходить малыш пока не может, пытается только переставлять ножки, а вот уметь переворачиваться должны все детки. Многие родители начинают ставить детей в ходунки.

В первые месяцы жизни малыши очень стремительно набирают вес. Детям уже не хватает грудного молока для полноценного запаса энергии. К семимесячному возрасту прибавка массы тела во многом зависит от того, какой прикорм и в каком количестве вводится ребенку. Согласно медицинским наблюдениям, вес мальчиков составляет 6,7-10,3 кг, а девочек – 6-9,8 кг.

Физическое развитие ребенка в месяцев

Еще один важный показатель в физическом развитии ребенка – это рост. Все детки растут в разном темпе, но существуют нормы, на которые можно ориентироваться, наблюдая за состоянием ребенка. Для развития ребенка в 7 месяцев характерны следующие нормы: рост мальчика должен составлять 64-74 см, а девочки – 62-72 см. Это не жесткие рамки, допускаются и отклонения.

Этапы развития зрительной системы

Особенно важный этап развития зрительной системы человека — это внутриутробное формирование. На данном этапе, при воздействии повреждающих факторов нередки катастрофические последствия для глаз.

Следующий этап охватывает временной промежуток от рождения ребенка до 1 года. Он характеризуется активным развитием участков коры головного мозга, которые анализируют информацию об окружающей действительности — заполняется хранилище зрительных образов.

При рождении, ребенок воспринимает только свет – его наличие или отсутствие. Однако затем, как из тумана, перед ним начинают проявляться объекты окружающего мира. Вначале, младенец способен фиксировать взгляд лишь на крупных объектах (в первый месяц), после у него начинает получаться отслеживать их передвижение в пространстве (3-4 месяца). В 6 месяцев его острота зрения позволяет уже наблюдать за небольшими объектами, узнавать знакомые лица, хватать и бросать свои игрушки, познавая трехмерное пространство.

Годовалый малыш способен собирать мелкие предметы на полу, активно интересоваться яркими игрушками. Зрительные стимулы, заставляют его стремиться к интересным удаленным объектам, пытаться встать на ноги, делать первые шаги. Взрослого уровня, зрение ребенка достигает лишь к 6 или 7 годам (по контрольным таблицам, он называет 10-ю строчку).

Развитие мозга младенца

Мозг младенца – невероятное чудо! Поняв, что он из себя представляет,  каким потенциалом обладает, как формируется  и развивается, вы сможете   способствовать становлению  интеллекта ребенка с первых дней его жизни…

Итак,  что важно знать:

  • жизненно необходимые нейронные связи человеческого мозга, основа мышления и обучения, формируются в основном в первые три года жизни. В этот период мозг развивается невероятно быстро, накапливая  и сохраняя информацию, полученную благодаря органам чувств. Таким образом, уровень умственных способностей  малыша будет пропорционален количеству получаемой им визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной и вкусовой информации. Упущенные же возможности, предоставленные этим периодом, потом будет сложно  наверстать,  поэтому старайтесь  максимально эффективно и грамотно воспользоваться  отведенным  малышу «золотым» временем.
  • мозг детей устроен так, что они  бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, запоминая  и хорошее, и плохое. Вот почему главной задачей родителей становится создание доброжелательного эмоционального фона в семье, проявление любви к младенцу, тесное взаимодействие с ним, своевременное удовлетворение  его физиологических потребностей…
  • оборотной стороной пластичности детского мозга является его высокая  уязвимость для травм. Сильные негативные впечатления или потрясения, длительные и непредсказуемые стрессы способны оказывать на него буквально разрушительное воздействие… Так, у  детей, находящихся в состоянии хронического стресса, переживших в раннем детстве психологическую травму, либо жестокое или грубое обращение:
  1. количество зон в коре головного мозга, отвечающих за эмоции, включая привязанность, на 20–30 процентов меньше, чем у детей, живущих в благоприятных условиях;
  2. в крови повышается уровень кортизола (гормона стресса), усиливающего деятельность долей мозга, контролирующих настороженность и агрессию,  провоцирующего  проявление тревожности, гиперактивности, повышенную  импульсивность, неспособность к самоконтролю, расстройство внимания… В будущем таким детям, как правило, тяжело учиться в школе, выстраивать отношения с другими людьми…
  3. возможно  появление различных заболеваний  десятилетия спустя, даже если ваши повзрослевшие дети будут вести здоровый образ жизни.

Дополнительно о  нервной системе  ребенка до года можно прочитать здесь.

Об исследованиях когнитивного развития младенцев здесь.

О том, как рождается интеллект здесь.

О влиянии родительской любви на формирование мозга ребенка здесь.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Психологическое развитие ребенка в лет

Школьник обладает развитым мышлением и воображением. Процесс формирования мысли происходит с использованием конкретных и абстрактных понятий. Ярко запоминается любая визуальная информация, которая проходит анализ и получает логическое заключение.

У детей начинается половое созревание. Наблюдается повторное копирование поведения взрослых. Ребенок доказывает свой характер и утверждается как личность. Часто он теряет нить между правильным и неправильным поведением. Важно заложить основополагающие моменты слов «плохо» и «хорошо» на примерах.

Ребенок активно читает, рисует, занимается творчеством. Важны любые формы подвижных игр. Они развивают ловкость, силу, а также стимулируют обострение ощущений и восприятия, демонстрируют волевые качества.

Большинство детей в этот период отдаляются от родителей. Особенно это касается мальчиков, которые сейчас начинают стесняться держать маму за руку, целовать ее в присутствии других. Родителям необходимо набраться терпения и относиться к ребенку более серьезно: разговаривать без сюсюканья, обсуждать серьезные для него темы.

Психоэмоциональные навыки

У ребёнка проявляются новые навыки и усовершенствуются старые:

  1. Малыш понимает значение слов, понимает, о чём его просит мама. Может с лёгкостью указывать на предмет или объект о котором его спрашивают.
  2. Карапуз уже знает, что такое «нельзя». Может очень расстраиваться и даже начинать показывать свой характер.
  3. Различает предметы за размером и формой. Может откладывать в одну сторону, например, все красные объекты или все круглые.
  4. Ребёнку нравится бросаться вещами, при этом он с удовольствием наблюдает за падением предметов.

Литературное чтение

— читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;

— читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

— определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;

— отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;

Читайте также:  Как научить малыша играться самостоятельно

— пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

— объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

Комментарии

Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:

— Это общие требования "под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет". Другое дело — сейчас ребенка такого "среднестатистического" еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны — отсюда "клиповое" мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.

Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную "базу", потратить на это минимум год.

Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала "экзамены". Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ — транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.

Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:

— Требования по предмету "Окружающий мир" не просто посильны для первоклассника — они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 — он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу — это условие, вопрос, решение и ответ — запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров — это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры…

Русский язык — различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.

Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.

Литературное чтение — предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма — 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать — главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других — это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти — значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

Собрал аптечку

Естественно, мы не планировали, что наш ребенок будет болеть, но все же за месяц до родов я купил некоторые лекарства с долгим сроком годности. Собрать аптечку помогла книга Комаровского «Неотложная помощь. Справочник для родителей».

Читайте также:  Все, что нужно знать о грудном вскармливании

Вот какие лекарства я купил:

  • детский нурофен — обезболивающее и жаропонижающее средство;
  • банеоцин для заживления пупка;
  • глицериновые свечи — используются при запорах;
  • «Боботик» от колик.

Еще купил бинты, лейкопластыри, пинцет, перекись водорода, детские ножницы, три пипетки, контейнеры для сбора анализов мочи для мальчиков.

На все потратил меньше тысячи рублей. Зато сэкономил время и силы, чтобы экстренно не бежать ночью за жаропонижающим. Все, кроме бинтов, нам пригодилось.

Эту книгу я советую всем родителям. На «Озоне» она стоит 626 Р

Способы развития речевых умений

  1. Читайте ребенку книжки, рассказывайте ему о том, что его окружает. Такие неспешные беседы способствуют формированию детского словарного запаса и помогают малышу быстрее развиваться. В 8 месяцев малыш способен понимать около 100 слов, поэтому желательно ежедневно вводить в его лексикон новые слова.
  2. Учите ребенка не только говорить, но и слушать. Привлекайте внимание крохи к разнообразным звукам: мяуканью кошки, чириканью птичек, скрипу двери. Желательно, чтобы звук повторялся неоднократно.
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

К 8 месяцу у малыша обычно появляются первые зубки. А это значит, что в его меню должна появиться не только пюреобразная, но и твердая пища: кусочки мягких фруктов и овощей, печенье, мясо. Чем раньше малыш научится жевать, тем меньше проблем у него будет с зубками и деснами в старшем возрасте.

Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

В меню ребенка должны присутствовать:

Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
  • многокомпонентные фруктовые и овощные пюре;
  • вареные желтки куриных яиц;
  • каши с добавлением фруктов;
  • соки;
  • отварное нежирное мясо;
  • пшеничный хлеб;
  • кисломолочные продукты (кефир, творог, йогурты).
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

Получать пищу ребенок должен через каждые 4 часа. Грудное вскармливание прекращать пока не стоит, однако количество кормлений грудью нужно сократить до двух: пусть ребенок получает материнское молоко утром и вечером.

Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

Сон по-прежнему занимает 14–15 часов и делится на 3 периода: самый длительный период сна приходится на ночное время (10 часов), днем малыш спит 2 раза по 2 часа.

Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

Однако восьмимесячного малыша не так легко уложить! Он настолько увлечен освоением окружающего мира, что забывает про сон. Поэтому когда разыгравшегося кроху несут в кроватку, он капризничает, плачет и не желает засыпать. Чтобы успокоить ребенка, включите тихую музыку и постойте рядом с его кроваткой.

Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

Еще одно препятствие для нормального сна – это боль, которую вызывают режущиеся зубки. Чтобы облегчить страдания ребенка, используйте специальные обезболивающие гели для десен. Если эти средства не помогают, обратитесь к педиатру.

Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений
Способы развития речевых умений

Помните, что восьмимесячные дети порой сильно отличаются друг от друга. Небольшое запаздывание или, наоборот, опережение в развитии не говорит о проблемах со здоровьем. Ничего страшного, если часть умений малыш освоит не в 8, а в 9 или даже в 10 месяцев.

Способы развития речевых умений

Есть к чему стремиться

Понятно, что ребенок в 8 месяцев должен уметь многое, но не стоит забывать и о том, чему его еще можно научить или направить на интересные познания. Например, пить самостоятельно из настоящей чашки без трубочки или специальной насадки, крепко и уверенно держа ее в руках. Это новое занятие, показанное на родительском примере, однозначно привлечет внимание малыша, потому как 8 месяцев — именно тот возраст, когда детям хочется быть самостоятельными.

Пальчиковое рисование подарит ребенку уйму неповторимых впечатлений и принесет радость. Игра воображения, ощущение на ладошках липкой, прохладной, цветной фактуры поможет приобщиться к части чего-то необыкновенного. Многие родители опасаются практиковать рисование, считая саму затею глупой. Однако пробовать стоит, потому что умеет ребенок в 8 месяцев (мальчик или девочка) рисовать или нет, важно и может отразиться на его дальнейшем развитии.

Поездка на море — первая рекомендация всех педиатров для скачка в развитии тех малышей, которые немного недотягивают до общепринятых норм становления полноценной личности. Бывает так, что позитивный эмоциональный скачок способен подтолкнуть ребенка к новым свершениям.