Обшивка дома профнастилом: пошаговая инструкция по монтажу

После того, как будет закончено возведение всей конструкции кровли, выполняется подшивка свесов.

Плюсы и минусы профнастила как материала для кровли

Профнастил производят из стали первой или высшей категории. Металл толщиной 0,6-1 мм с покрытием из цинка, алюмоцинка и полимеров методом холодного проката формируют в гофрированные листы. Это придает повышенную жесткость конструкции при изгибающих нагрузках. Параметры профиля регламентирует ГОСТ 24045-2016.

Преимущества, которыми обладает профнастил перед другими кровельными материалами:

  • Легкость. Масса одного квадратного метра металлического листа 3,7-6 кг в зависимости от толщины. Для сравнения этот показатель у шифера 10-18 кг; керамической черепицы — 35-40 кг. Для восприятия веса стальной кровли не требуется усиление стропильной системы, дополнительное упрочнение стен и фундаментов.
  • Простой монтаж. Профлист выпускается погонажем. Его нарезают на панели любой длины (до 12 м), соответствующей размеру ската крыши. Укладывают на специальный каркас — обрешетку — с вертикальным нахлестом на одну волну.
  • Малое количество стыков. Благодаря тому, что скаты перекрывается цельными элементами, отсутствуют горизонтальные зазоры. У атмосферной влаги меньше путей, чтобы просочиться в подкровельное пространство.
  • Декоративность. Покрытия для профнастила, помимо защиты, придают материалу нарядность. Полимерные составы — полиэстер, полиуретан, поливинилхлорид, акрил и ПВДФ — обладают механической прочностью, химической и температурной устойчивостью, различной степенью стойкости к солнечному свету.
  • Долговечность. Срок службы профилированной кровли напрямую зависит от свойств покрытия, технологии монтажа и условий эксплуатации. Гарантия составляет от 15 до 50 лет.
  • Негорючесть. Очень ценное качество для деревянных домов, где нельзя применять легко возгораемые материалы.
  • Прочность. Листы профнастила для крыши выдерживают нагрузки в 10 раз большие, чем плоские металлоконструкции такой же толщины. Это связано с наличием ребер жесткости, увеличивающих несущую способность профлиста.

Минусов у профнастила немного. С ними можно успешно бороться, применяя новые технологии:

  • Шумность. Возникает из-за резонирования тонкой металлической мембраны при падении града или капель дождя. Устраняют «эффект барабана» звукоизолирующими материалами, которые монтируют в местах крепления листа или под всей поверхностью профнастила.
  • Коррозионная нестойкость. В местах разрушения покрытия возникают очаги ржавчины. Бороться с этим помогают краски и аэрозоли, которые наносят на царапины или повреждения при их появлении. Профилактика коррозии — соблюдение технологии монтажа, правильный крепеж, аккуратная эксплуатация.
  • Высокая теплопроводность. Металл не препятствует теплопередаче между холодным и нагретым воздухом, поэтому для термоизоляции применяют утеплители — минеральную вату, пенополистирол, пенопласт.

Обладая значимым количеством достоинств и некоторыми недостатками, профнастил сегодня занимает лидирующее место среди кровельных материалов. По сравнению с близким аналогом — металлочерепицей — он значительно дешевле. Разница при покупке достигает 40-60%.

Какой должен быть свес крыши: подшивка и каркас

Завершив установку кровельной конструкции – можно приступать к процессу обшивки свесов.

При этом нужно помнить о двух вариантах конструкции:

  1. Подшивка выполняется прямо по стропилам. Такой вариант подходит для крыш, имеющих некрутой уклон. Такой метод подшивки предполагает расположение нижней части всех стропил в единой плоскости. Если вы не можете расположить их ровно – то набейте дополнительные доски на стропила внахлест. Следующее действие – выставление и прикручивание первой и последней планки материала обшивки. После этого натягивается нить для соблюдения равновесия, а затем крепятся оставшиеся планки материала. При схождении на двух скатах крыши, доски крепятся с обеих сторон к угловому стропилу.

Совет . Стандартная длина свеса крыши – 600 миллиметров.

Вертикальная и горизонтальная обрезка всех стропил. В нижней части и на торце стропил прибивается доска. К стене крепится брус, который чуть выше линии параллельной лобовой доски. Это необходимо для стока влаги. Если ширина свеса превышает 450 миллиметров, то устанавливается дополнительная доска. При схождении на углах двух скатов крыши, доска прибивается от угла дома до угла крыши.

Подшивка карнизного свеса софитом, детали на видео:

Алгоритм действий при работе с этим материалом следующий:

  • При помощи саморезов профнастил прикручивается к каркасу вдоль стены и карниза.
  • Определяется место стыка материала и стены – монтируется лобовая планка и внутренний уголок. Последний прикручивается к профнастилу, а лобовая планка – к аналогичной доске.
  • На внешних стыках профнастила крепится наружный уголок.
  • По фронтону происходит крепеж профнастила – вдоль крайней кромки свеса и рядом со стеной, где расположен карниз на фронтоне .
  • Крепеж уголков и торцевой планки. Чтобы процесс монтажа был удобным, ширина листа профнастила должна быть на 2 сантиметра меньше ширины свеса, как и в случае обшивки дома профнастилом .

Монтаж софитов к основанию осуществляется при помощи J-образной планки. Она устанавливается вдоль карниза и вдоль стены. При этом используются саморезы. Между планками необходимо вставить листы софита.

Листы соффита нарезаются по длине, которая высчитывается исходя из расстояния между J-образными планками

При этом важно оставить 6 миллиметров – термическое расширение. При размере свеса крыши свыше 900 миллиметров – оставляется с каждой из двух сторон по 6 миллиметров

Читайте также:  Как делается молниезащита зданий и сооружений

Лобовая доска закрывается лобовой планкой.

Профлист. Разновидности материала и модификации

Цвет и длины волн профлиста могут различаться

Как уже отмечалось выше, сфера использования профлиста достаточно широка. Помимо облицовки фасадов зданий, профлист используется как кровельный материал, как внешняя обшивка для ангаров, киосков, бань, ворот и заборов и т.д. В зависимости от предполагаемой функции, производители выпускают различные модификации этого облицовочного материала. Рассмотрим основные отличия различных типов профлиста: 

  • Толщина профлиста варьируется в диапазоне 0,4 – 1 мм;
  • Тип краски, наносимой на оцинкованную поверхность листа, может быть разным. Чаще всего производители используют акрил, полиэстер, полиуретан, поливинилхлорид и поливинилфторид;
  • Ширина и высота «волны» может существенно разниться. Минимальный уровень высоты волны составляет 8 мм. Для облицовки фасада здания используется материал, высота волны которого не превышает 21 мм;
  • Маркировка профлиста напрямую зависит от сферы его использования. Кровельный профлист (профнастил) маркируется литерой Н. Для облицовки фасадов, ангаров, ворот и заборов используется профлист с маркировкой С. Есть и универсальный вариант профлиста, маркируемый как НС – он может быть использован на любых поверхностях, как вертикальных, так и горизонтальных.

Вентиляция кровли

Основная функция любого карниза – это защита крыши и стен от воздействия атмосферных осадков.

Но, выполняя свою основную функцию, карниз не должен быть препятствием для естественной вентиляции подкровельного пространства.

Это важно не только тогда, когда под крышей жилая мансарда.

Это важно и для крыш холодных.

Воздух более высокой температуры, который поднимается от земли, должен сквозь карниз проходить без препятствий.

И дальше, продвигаясь между кровельным материалом и пароизоляцией, через конек уходить в атмосферу.

Именно из-за этого запрещено при выполнении подшивки карниза использовать монтажные пены и герметики.

В противном случае произойдет образование конденсата, и кровельный утеплитель начнет намокать, а его характеристики – снижаться.

Фронтальные карнизы делаются глухими.

Обшивка металлопрофилем карнизов крыши

Для подшивки карниза крыши подготовим основание к которому будет крепиться металлический профиль.

Вдоль стены к нижней части балки крепим доску сечением 100?30 мм, для выравнивания используем уровень и натянутый шнур.

В местах, где доска прилегает к балке неровно, можно слегка подровнять поверхность балки, стесав ее с помощью стамески, а в местах, где есть зазоры между доской и балкой можно подложить обрезки фанеры или тонкую дощечку.

Убедившись, что доска прилегает ровно, крепим ее жестко с помощью шуруповёрта и шурупов по дереву длиной 100 мм

Затем, используя уровень и шнур, подготавливаем к креплению вторую доску, нижняя часть карниза должна быть горизонтальна, проверяем с помощью уровня. Натянув шнур вдоль торца доски, выравниваем доску.

Закрепляем жестко доску шурупами

Готовим волновой металлический профиль к монтажу

Профиль предварительно нарезаем полосами нужного размера, резать профиль можно с помощью болгарки. Для защиты края профиля от коррозии используем пластиковую L-ку.

Надев L-ку на профиль, сверлим сквозные отверстия диаметром 4 мм в ней и профиле.

L-ку крепим к профилю заклёпками.

Стыкуем профиль для того, чтобы закрепить L-ку к следующей полосе профиля.

Сверлим и крепим L-ку следующего профиля.

Таким образом, подготавливаем необходимое количество профиля.

Приступаем к монтажу бокового профиля карнизов, предварительно сверлим отверстия в металлическом волновом профиле.

Крепим оцинкованным шурупом профиль, рекомендуется использовать оцинкованный шуруп, он менее подвержен коррозии.

Все крепления шурупами должны располагаться во внутренней волне профиля. Закончив с монтажом бокового профиля карнизов, начинаем крепить нижний профиль софитов.

Также, предварительно просверлив метал, крепим его шурупами.

Закончив с креплением профиля, приступаем к монтажу декоративного металлического уголка. Перед тем как крепить уголок, подкладываем через определённое расстояние (60-80см) подкладки из дерева или фанеры под внешнюю волну металлопрофиля для будущего крепежа кронштейнов под сливной жёлоб.

Уголок изготовлен самостоятельно из оцинкованной жести и окрашен краской. Способ изготовления описан в статье «Как сделать уголки для металлопрофиля своими руками».

Уголок крепим заклёпками к внешней волне металлопрофиля. Сверлим отверстия для крепления уголка в нижнем профиле, затем в боковом.

Крепим уголок заклёпками

Стыковку карнизов на углах здания выполняем, подрезав нижний металлический профиль под угол 45 градусов, стык аккуратно закрываем с помощью пластикового соединяющего профиля.

Торцы карнизов также закрываем куском металлопрофиля.

Вид законченной работы.

Устройство карниза

Помимо карнизной планки и капельника, устройство карниза крыши из профнастила включает в себя такие элементы, как водосток и нижняя подшивка.

Водосток состоит из желобков, которые устанавливаются на крюки, прикрепляемые к обрешетке на саморезы. Водосток позволяет направить жидкость, стекающую с карнизной планки, в одном определенном направлении.

Тем самым он предотвращает намокание обрешетки и других конструкций здания.

Подшивка карнизов крыши профнастилом выполняет две функции: защищает нижнюю грань карниза от попадания влаги и обеспечивает вентиляцию кровельного пирога. С этими целями справляются такие материалы, как софиты, сайдинг, профнастил.

Для кровли из профнастила оптимальным материалом обшивки является профнастил, но не исключены и другие материалы. Вентиляцию обеспечивают небольшие отверстия, проделываемые по всей площади конструкции, или отдельные блоки более крупных отверстий.

Устройство карниза

Техника монтажа свесов

Установка свесов проводится после полного обустройства кровельного пирога. Желательно чтобы стеновая отделка также была закончена, но это требование необязательно.

Виды конструкций

Обшивка свесов может проводиться в 3 вариантах:

Техника монтажа свесов
  1. Под стропильными ногами;
  2. При помощи подвесных кобылок;
  3. С привязкой к стене.
Иллюстрации Рекомендации
Обшивка параллельно кровле.

Под стропильными ногами облицовываются кровли с малым углом наклона, обычно до 30º. Расчетов и замеров здесь потребуется меньше, но важно, чтобы все стропильные ноги были одной толщины и располагались на одной плоскости.

Подвесные кобылки.

Коробчатые конструкции более распространены. По правилам положено обустраивать кобылки как на схеме слева и к ним подшивать облицовку.

Привязка к стене.

Такой монтаж гораздо проще предыдущего, но по данной схеме нельзя обшивать свесы деревянных домов, так как во время усадки их может покоробить или они вообще разрушатся.

Техника монтажа свесов

Монтаж торцевой и лобовой доски

  • Монтаж следует начинать с подрезки по уровню стропильных ног и планок подкровельной обрешетки. Для этого натягивается шнур между крайними точками и по нему все подрезается;
  • Торцевая доска прибивается по наклонному краю кровли. Она станет ограничителем для монтажа фронтонного свеса;
  • Под лобовую доску края стропильных ног должны быть подрезаны строго вертикально, но перед ее монтажом, вначале прибивается обвязочная или подшивная доска и только потом, на нее крепится лобовая доска;
  • Размеры подшивной доски должны быть порядка 20х150 мм. Торцевая и лобовая доски берутся толще, от 30 мм.
Техника монтажа свесов

Схема монтажа лобовой и торцевой доски.

Обустройство софитов

Техника монтажа свесов

Неважно, из какого материала сделаны софиты, технология монтажа у них одинаковая. Из материала нам понадобится J-фаска, J-профиль, финишный профиль и собственно сами софиты.

Существует 3 схемы обустройства карниза софитами, мы возьмем 1, так как она обходится дешевле.

Техника монтажа свесов

Схемы обустройства карниза софитами.

Иллюстрации Рекомендации
J-профиль.

Отмеряем J-профиль. Наружный и внутренний уголок в двускатной крыше одинаковые, в других конструкциях кровли их нужно замерять отдельно.

Резка.

Софиты и профили проще резать болгаркой.

Крепление профилей.

Профили крепятся саморезами с широкой шляпкой. Саморезы загоняются в центр крепежного отверстия.

Между шляпкой самореза и профилем должен остаться зазор в 1 мм для свободного движения при температурных колебаниях материала.

Расчет софитов.

Планка отмеряется и отрезается на 6 мм короче расстояния между пазами профилей.

Если вы имеете дело с пластиковыми софитами и работаете зимой, то допуск нужно делать порядка 10 мм.

Вставляем софиты.

Дальше в пазы J-профилей заводятся планки софитов и точно также, с зазором фиксируются на обрешетке.

Отделка лобовой доски.

Здесь все делается аналогично: по обеим сторонам доски крепятся J-профили, после чего с допуском подрезаются планки и крепятся к лобовой доске.

Фронтонный свес.

В данном случае монтаж фронтонного свеса делается аналогично. Разница лишь в том, что на фронтон не обязательно ставить софиты с сетками для вентиляции, здесь можно использовать обычный сайдинг.

Техника монтажа свесов

Ремонт крыши из металлопрофиля

Если в помещение начала просачиваться влага, то нужно очень тщательно проверить всю кровельную поверхность. Следует выяснить, насколько надёжно затянуты крепёжные элементы, и при необходимости подтянуть их. Если это не дало никаких результатов, нужно выполнять другие операции:

  • запаивание или замазывание мастикой мелких царапин и трещин;
  • зачистка, грунтовка и покрытие битумным лаком мест, где появилась ржавчина;
  • устранение небольших отверстий в кровле с помощью пакли и битумной мастики;
  • устранение средних отверстий с использованием заплат из мешковины или рубероида и битумной мастики.

Если этого недостаточно, то придётся выполнять полный капитальный ремонт. Он включает в себя демонтаж, а также замену металлопрофильных листов. Это очень трудоёмкий процесс, так как есть вероятность, что нужно будет менять и другие конструктивные элементы, например, стропила. Капитальный ремонт должен производиться с соблюдением таких правил:

  • все деревянные детали должны быть пропитаны антисептиком;
  • нельзя устанавливать профнастил при сильном ветре;
  • при устройстве крыши из профнастила необходимо предусмотреть слой звукоизоляции;
  • крыша обязательно должна иметь молниеотвод.

Видео: быстрый ремонт кровли

Типы свесов

Конструктивно, свесы делятся всего на две основные разновидности: карнизные и фронтонные.

Карнизные свесы

Нижняя горизонтальная часть скатов крыши и называется карнизным свесом. Он играет ключевую роль в вентиляции кровли. Дело в том, что через него поступает воздух, который либо проходит через чердак, как у крыш чердачного типа, либо через кровельный пирог, как у крыш мансардного типа, и далее уходит через конёк. Поэтому нельзя наглухо заколотить свес, ведь в таком случае не будет проходить воздух.

Типы свесов

Грамотно сделанная подшивка должна обеспечивать достаточную вентиляцию подкровельного пространства Источник

Существует несколько способов, как сделать вентиляцию кровли. Во-первых, можно оставить щель между стеной и подшивочным материалом. Она не должна быть слишком большой, около полутора сантиметров. Во-вторых, использование листовых материалов при подшивке свесов даёт возможность применять готовые вентиляционные решётки. В-третьих, если свес подшивается досками, мы можем просто сделать щели между ними. Но в том случае, когда кровля, например, на основе битума, стоит увеличить площадь вентиляционных отверстий, по сравнению с, например, глиняной черепицей, так как первая вообще не пропускает воздух. А также стоит закрыть все отверстия сетками, чтобы предотвратить загрязнение кровли или чердака.

Фронтонный свесы

Боковая часть свеса крыши – это фронтонный свес. В списке его функций не значится вентиляция, зато главная его задача заключается в надёжной защите всего кровельного пирога. В противном же случае систематическое попадание влаги сведёт к нулю все старания вашего утеплителя, который находится в кровельном пироге, и в помещении станет заметно холоднее. Когда дело подходит к фронтальным свесам, самая главная цель – герметичность.

Фронтонный свес выглядит более объемным Источник

Типы свесов

Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на ремонте и проектировании кровли.

Каким материалом подбивают крышу

Современный строительный рынок предлагает массу материалов, которые обеспечат карнизам стильный вид и не будут при этом диссонировать с общим обликом дома. При выборе отделочного материала особое внимание следует обратить на его качество, так как подшив всегда будет подвержен капризам погоды.

Остановимся на самых популярных материалах для обшивки, подбой из которых можно выполнить своими руками.

Каким материалом подбивают крышу
  • Вагонка. Это традиционное решение для подшива крыши. Ассортимент вагонки, поступающей в продажу, довольно разнообразный: это и панели, имеющие натуральную окраску, и пропитанные морилкой, которая позволяет добиться визуального сходства с различными породами древесины.

Деревянные панели создают воздухопроницаемый барьер на пути проникновения атмосферной влаги в стропильный каркас. Монтаж этого экологически чистого материала достаточно прост. Однако этот способ имеет явный недостаток – подверженность древесины гниению под воздействием влаги.

Рекомендуем Поэтому деревянная обшивка карнизов нуждается в постоянной обработке краской либо лаком, которые создают покрытие, устойчивое к атмосферным осадкам. Следует отметить также, что при подбое карниза из вагонки необходима установка вентиляционных решеток.

  • Профнастил. Профилированные листы устойчивы к коррозийным процессам и хорошо противостоят воздействию влаги. Они долговечны, устойчивы к ветровым нагрузкам, позволяют подшивать большие свесы. При желании подбой профнастилом можно выполнить в тон покрытия крыши или сделать контрастным. Тем не менее работать с профнастилом не очень удобно и сложно. Помимо этого, на местах среза остаются неровные края, которые смотрятся довольно неэстетично.
Каким материалом подбивают крышу
  • Сайдинг. Это – металлические или пластиковые панели. Подбой крыши, выполненный из сайдинга, смотрится аккуратно и эстетично, панели устанавливаются просто. Однако через них воздух в подкровельное пространство не проходит, нарушая естественную вентиляцию кровли.

Одним из бюджетных вариантов считается подшивка металлическим оцинкованным сайдингом. Стоит он недорого, его относительно легко монтировать, но материал этот недолговечен, поскольку склонен к коррозии. На металлических панелях быстро проявляются пятна ржавчины. Они особенно заметны на подбое крыши из сайдинга светлых оттенков.

  • Софиты. Это специальные панели из пластика либо металла внешне похожие на сайдинг. Однако в отличие от него, софиты шире и снабжены сквозной перфорацией, которая и обеспечивает хорошую вентиляцию подкровельного пространства. Пластик, из которого выполнены софиты, более плотный и устойчив к ультрафиолету.

Софиты бывают нескольких видов, которые отличаются степенью перфорирования. К примеру, перфорированные полностью или только по центру. Стоимость материала относительно высокая, хотя это вполне компенсируется высоким качеством.

Каким материалом подбивают крышу

Софиты поступают в продажу вместе с монтажными планками, которые значительно облегчают выполнение отделки. К деревянной основе их крепят с помощью саморезов.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Особенности подшивки

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Выбор материалов

Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны

Особенности подшивки
  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

Особенности подшивки

Деревянная вагонка

. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей ПВХ

Особенности подшивки

. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит

. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Особенности подшивки

Профнастил

. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.